Про заболевания ЖКТ

Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.

К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Дэмбэй, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как Япония. Дэмбэй был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I , после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка , а Дэмбэя назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу , которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).

Русско-японская война

Японская интервенция на Дальнем Востоке

Довоенное время

Вторая мировая война

Послевоенное время

  • Прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией; после подписания мирного договора СССР готов рассмотреть вопрос о возможности передачи Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи. То есть Япония подтвердила юрисдикцию СССР над всеми Курилами и Сахалином. Ратификация: Япония - 5 декабря, СССР - 8 декабря.

Территориальные претензии Японии включают, в том числе, претензии на южную группу Курильских островов

Япония и РФ

Политическое развитие Курильской проблематики

После распада СССР Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и Иосиро Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт , наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Австрия Албания Андорра Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция

Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Камбоджа Катар Кипр Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивы Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таиланд Турция Филиппины Шри-Ланка Япония

Алжир Ангола Бенин Ботсвана Буркина-Фасо Бурунди Габон Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Джибути Египет Замбия Зимбабве Кабо-Верде Камерун Кения Коморские острова Демократическая Республика Конго Республика Конго Кот-д"Ивуар Лесото Либерия Ливия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Мали Марокко Мозамбик Намибия Нигер Нигерия Руанда Сан-Томе и Принсипи Свазиленд Сейшелы Сенегал Сомали Судан Сьерра-Леоне Танзания Того Тунис Уганда ЦАР Чад Экваториальная Гвинея Эритрея Эфиопия ЮАР

Антигуа и Барбуда Багамы Барбадос Белиз Гаити Гватемала Гондурас Гренада Доминика Доминиканская Республика Канада Коста-Рика Куба Мексика Никарагуа Панама Сальвадор Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия США Тринидад и Тобаго Ямайка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русско-японские отношения" в других словарях:

    1) Р. я. д. 1855 о дружбе, торговле и границах подписан 7. II в Симоде уполномоченным России вице адмиралом Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. Активизировав в 40 50 х годах 19 в. свою политику на Дальнем… … Дипломатический словарь

    Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Договор 1855 о торговле и границах, подписан 26 января (7 февраля) в г. Симода Е. В. Путятиным со стороны России, Цуцуи Масанори и Кавадзи Тосиакира со стороны Японии. Согласно договору, состоявшему из 9 статей, устанавливались… … Большая советская энциклопедия

    Договор 1855 о торговле и границах подписан 26 янв. (7 февр.) в г. Симода Е. В. Путятиным, Масанори Цуцуи и Тосиакира Кавадзи. Договором устанавливались дипломатич. отношения между странами. Во владениях обоих гос в русские и японцы должны были… … Советская историческая энциклопедия

    Российско японские отношения … Википедия

    Археологические находки и исторические документы свидетельствуют, что со второй половины IV в. Япония поддерживала тесные связи с Азиатским континентом, а в течение нескольких последующих веков из Кореи в Японию приезжали большие группы людей,… … Вся Япония

    Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… … Википедия

Япония, восстановив свои силы после капитуляции, стала предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал пакет документов по территориальному вопросу, который представил в Вашингтон»Там же с. 110., откуда последовал ответ, что проигравшая Япония не может на что-либо претендовать.

Видя растущее недовольство Японии послевоенным распределением территорий, в 1951 году была проведена Сан-францисская мирная конференция, итогом которой стало подписание мирного договора. Это был последний крупный международный документ, непосредственно касающийся II Мировой войны. По нему Япония отказывалась от претензий на остров Сахалин.

Осенью 1954 года в Японии произошла смена политических сил, и уже в январе 1955 года премьер-министр Японии Хатояма указал, что «Японии следует предложить СССР нормализовать отношения с ним. В соответствии с этим 3 июня 1955 года в посольстве СССР в Лондоне начались официальные переговоры между Японией и СССР, призванные прекратить состояние войны, заключить мирный договор и восстановить дипломатические и торговые отношения. Несмотря на то, что попытки вынудить СССР пойти на территориальные уступки не имели каких-либо международно-правовых оснований, японская делегация в Лондоне продолжала добиваться удовлетворения своих притязаний. Более того, в японском проекте договора, представленном 16 августа 1955 года, вновь было выдвинуто положение о передаче Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов. Н.С. Хрущев 21 сентября 1955 года заявил, что «Хабомаи и Шикотан настолько близко подходят к Японским островам, что надо учесть интересы Японии». Как показали последующие события, японская сторона не захотела или не смогла под давлением США должным образом оценить «щедрый жест» Н.С. Хрущева, который считал, что предусмотренная им уступка уже принадлежавших СССР территорий побудит японцев заключить на этих условиях мирный договор. Но позиция японской стороны была непреклонной. В итоге, не найдя компромиссного решения, 20 марта 1956 года переговоры были прерваны на неопределенный срок.Кутаков Л.Н. История советско-японских дипломатических отношений. М., 1962, с.447.

22 апреля 1960 года СССР было заявлено, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен в результате II Мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться».Кошкин А. Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997, №4, с.138-145. Таким образом, позиция советской стороны полностью свелась к отрицанию существования территориальной проблемы между государствами.

Заключение в 1960 военного союза Японии и США вынудило СССР отказаться от подписания мирного договора и соответственно передачи Японии 2-х островов Курильской гряды: острова Хабомаи и острова Шикотан, так как советское правительство осознавало, что эти острова могут стать непосредственными военными базами не только Японии, но и крупнейшей державы мира - США. Это ослабило бы дальневосточные рубежи СССР.

Таким образом, был упущен реальный шанс восстановления мирных взаимоотношений и разрешение территориального вопроса со стороны Японии. Политика послевоенных лет на Дальнем Востоке не привела ни к каким результатам и не оставила предпосылок для дальнейшего сотрудничества СССР и Японии. Возникла явная необходимость заключения мирного договора с четкой расстановкой границ.

Новый этап в международных отношениях между Россией и Японией в целом был связан с именем М.С. Горбачева. СССР начал активно сдавать позиции в Европе, что выразилось в аннулировании Варшавского договора, выводе советских войск из Германии, согласии на воссоединение 2-х немецких государств. «Начало» перестройки в СССР ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на место представителя жесткой внешнеполитической линии А.А. Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. Уже в январе 1986 года он посетил Японию, где провел консультации с японским министром иностранных дел С. АбэКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.283.. На встрече был обсужден ряд вопросов, хотя Э.А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы. Однако был заключен коммюнике, где содержались основные принципы условий мирного договора. Таким образом, консультации, хоть и не включили в себя обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран, поскольку означали возобновление прямого политического диалога между СССР и Японией.

«Для окончательного разрешения территориальной и иных проблем во взаимоотношении СССР и Японии состоялся официальный визит президента СССР М.С. Горбачева в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года. Было проведено 6 раундов встреч с премьер-министром Т. Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось, что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений».Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.287.

То есть, со сменой идеологии и изменением внешнеполитического курса советская сторона официально признала наличие территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией. Были четко определены спорные территории: острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем не менее, о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора ничего не было сказано.

Кроме того, на встрече в Токио советская сторона предложила расширить культурные связи населения как двух государств. По советской инициативе был установлен безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан.

Советско-японское заявление прекратило жесткую конфронтацию в территориальном вопросе между Японией и СССР, поставив взаимные отношения на новые стартовые позиции. Этот факт подтвердил и состоявшийся «с 11 по 17 октября 1991 года визит в СССР министра иностранных дел Японии Т. Накаяма, после чего была создана постоянная организационная структура для обсуждения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336..

Несмотря на это, японская сторона, не сумев добиться выдвинутых ею требований по «северным территориям», заблокировала предоставление экономической и финансовой помощи со стороны Японии в виде инвестиций в советскую экономику.

Таким образом, российско-японские, а затем советско-японские, отношения на протяжении всего XX века очень сильно изменялись. Две войны подорвали взаимное доверие, но, несмотря на это, советское руководство было готово идти навстречу Японии в решении «территориального вопроса», но в свое время Япония не оценила этого шага и «территориальный вопрос» вновь остался нерешенным, перейдя к новому, уже российскому, руководству в XXI век.

2 и 3 сентября 2016 года в рамках Международного Экономического Форума (МЭФ), проходившего во Владивостоке, состоялась встреча лидеров России и Японии. В ходе переговоров между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ были достигнуты договорённости по вопросам сотрудничества двух стран. Данная встреча явилась важным этапом, открывающим перспективы сотрудничества России и Японии в экономической и оборонной сферах, а также в решении внешнеполитических вопросов.

Одним из ключевых вопросов в отношениях России и Японии является принадлежность четырех Курильских островов: Хабомаи, Шикотана, Итурупа и Кунашира. Российская сторона непреклонна в своей позиции о сохранении этих островов, однако Япония пытается найти новые подходы для получения «Северных территорий». Несмотря на кажущуюся невозможность компромиссов по данному вопросу, переговоры продолжаются. Япония настаивает на заключении Мирного Договора, которое подразумевает передачу островов японской стороне.

Россия также заинтересована в решении этой проблемы, но с другой точки зрения. Перед встречей с Синдзо Абэ президент Путин заявил, что необходимо решение проблемы на взаимовыгодных условия, и какое-либо продвижение в вопросе «Северных территорий» возможно только при выстраивании близких, доверительных отношений. В качестве примера президент России привёл случай Китая. Территориальные споры между Россией и Китаем были урегулированы в результате тесного сотрудничества в различных сферах. Таким образом, в данной ситуации дальнейшее рассмотрение территориальных споров между Россией и Японией может явиться толчком для углубления сотрудничества.

Премьер-министр Абэ начал предпринимать решительные шаги в этом направлении. Ещё во время майского визита в Сочи он предложил план по сотрудничеству двух стран в восьми сферах: энергетики, промышленности, сельского хозяйства, городской среды, кооперации предприятий малого и среднего бизнеса, высоких технологии, гуманитарных обменов. Данные действия со стороны Японии направлены на возможный прогресс в подписании мирного договора и передаче островов. Не следует также обделять вниманием личные амбиции премьера Абэ, всеми силами пытающегося принять это историческое соглашение в срок своего правления. Также Абэ Синдзо предпринимает попытки по сохранению своего авторитета среди правящей элиты и населения. Согласно опросам газеты Майнити, около 60% опрошенных выразили уверенность в решении вопроса Северных территорий. Более того, не только у японской политической элиты, но и у японских инвесторов есть сугубо экономический интерес на российском рынке. Ряд крупномасштабных проектов по развитию Дальнего Востока выгоден для обеих сторон. Например, президент Абэ предложил совместно развивать Владивосток как открытый порт, сделав его воротами из Тихого океана в Евразию.

Ещё одним фактором, создающим необходимость выстраивания более тесных взаимоотношений с Россией, является претензия Китая на региональное доминирование. Япония пытается сместить в свою сторону поток ресурсов, ослабив Китай. Она может предложить более безопасное сотрудничество, так как со стороны Японии не существует опасности заселения приграничных территорий. Поэтому Япония ищет в России защитника на случай агрессии со стороны Китая. Также Япония пытается освободиться от американского влияния, выстраивая более доверительные отношения с Россией. Для этого ключевым является сотрудничество в оборонной сфере. Хотя Япония ещё не готова полностью отказаться от опеки США, Правительство постепенно предпринимает законодательные шаги для создания боеспособной армии. Например, в 2016 году был принят закон, дающий право Японским Силам Самообороны вести боевые действия за пределами территории Японии. Нынешним министром обороны Японии является Томоми Инада, который не раз высказывался за разработку ядерного оружия.

Для России выгоды, получаемые от сотрудничества с Японией, также выходят за рамки экономики. Япония может стать очень важным геополитическим партнёром России по двум причинам. Во-первых, Япония является одной из самых экономически высокоразвитых стран мира. Более того, Япония обладает достаточно мощной и боеспособной армией. В рейтинге вооружённых сил стран мира, опубликованном на сайте globalfirepower.com, Япония занимает седьмое место. И хотя Япония не обладает ядерным вооружением, высокие технологии, в первую очередь в атомной энергетике, и развитая инфраструктура позволят при необходимости создать ядерное вооружение в течение нескольких месяцев. Во-вторых, дипломатическое смещение в сторону Евразии ослабит главного геополитического соперника России - США.

Япония находится в положении младшего партнёра по отношению к США, что ослабляет Японию на международной арене. Для страны с таким военным и экономическим потенциалом полузависимое положение не просто невыгодно, но ещё и унизительно. Помимо того, США уже не может обеспечить безопасность Японии в Тихоокеанском регионе. Оставшись в одиночестве перед угрозой усиливающегося Китая, который претендует на первенство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Япония вынуждена искать новые способы обеспечения своей безопасности. Помимо этого Япония и сама не отказывается от своих амбиций ведущего игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В отличие от США Россия может предложить такие партнёрские отношения, в которых и Япония, и Россия будут находиться на одном уровне. Однако пока речи о передаче островов быть не может, так как одним из факторов, затрудняющих решение Курильской проблемы, является нынешнее положение Японии в отношение к США. Передача островов Японии означает де факто передачу островов США.

Что касается результатов переговоров на МЭФ, то в первую очередь был достигнут прогресс в реализации плана Абэ по сотрудничеству в восьми направлениях. Результаты же переговоров касательно мирного договора и островов противоречивы. Противоположные заявления министра иностранных дел России Лаврова и официального представителя МИД Японии Ясухисы Кавамуры свидетельствует о том, что взаимопонимание по проблеме ещё не достигнуто. Министр иностранных дел России заявил о договорённости между двумя сторонами касательно совместной хозяйственной деятельности на четырех островах Курильской гряды. Однако офпред японского МИД опроверг эту информацию.

Сейчас самое время для начала самостоятельного пути Японии на международной арене. Пока США заняты выборами, Япония и Россия могут выстроить доверительные и союзнические отношения. Действовать необходимо прямо сейчас. У Абэ Синдзо есть 2 года, чтобы претворить свой план в жизни и создать прочную основу для дальнейшего развития сотрудничества двух стран. Я считаю, что в культурном плане Япония ближе к России, чем к США. Основоположник германской школы геополитики Карл Хаусхофер, предлагавший в ХХ веке создание Евразийского Континентального блока «Берлин - Москва - Токио» для противостояние Атлантистскому блоку Британии и США, утверждал, что, несмотря на островное расположение, Япония является континентальной державой с точки зрения ценностей и культуры.

Для создания столь мощного союза также следует принять во внимание возможные внутренние и внешние угрозы. Против сближения с Россией могут выступать различные ультраправые националистические организации и сторонники Запада. Однако Абэ Синдзо на сегодняшний момент в силах справиться с внутренним давлением, так как он стал одним из самых влиятельных премьер-министров за последнее время, о чем свидетельствует его долгое нахождение у власти. Кроме того, сам Абэ относится к националистической организации Ниппон Кайги . Возможность угрозы с Запада зависит от исхода предстоящих выборов в США. Но несмотря на это, сближение идёт форсированными темпами, об этом могут свидетельствовать договорённости между российским и японским лидерами о двух встречах: в ноябре на саммите АТЭС в Перу и 15 декабря в японской префектуре Ямагути, что имеет особое значение, так как это место рождения Синдзо Абэ. К этому времени будет виден прогресс по решению совместных задач в различных областях сотрудничества двух стран.

Никита Бондаренко


"Золотой век" русско-японских отношений

Глава II. Русско-японские отношения (1905-1916)

2.1 Послевоенные мирные договоры и их роль в урегулировании отношений

Портсмутский договор оставил неурегулированными целый ряд вопросов, наметив лишь весьма общие рамки будущих решений. Предстояло заключить новый торговый трактат, конвенцию о рыболовстве, соглашение о соединении русских и японских дорог в Манчжурии, а так же произвести расчет за содержание военнопленных. Стремясь к восстановлению нормальных и по возможности доверчивых отношений с Японией, Россия должна была выполнить взятые на себя по договору обязательства. Вместе с тем, русская дипломатия, естественно стремилась сделать это с наименьшим ущербом для достоинства и жизненных интересов страны на Дальнем Востоке.

Япония, нуждавшаяся в передышке для закрепления на захваченных позициях, в свою очередь, хотела упорядочить отношения с Россией. В то же время Японская дипломатия норовила использовать благоприятное для Токио соотношение сил, чтобы "подправить" Портсмутский трактат в свою пользу.

Переговоры начались весной и летом 1906 г., т. е. после обмена посланниками и завершения первого этапа вывода войск из Манчжурии. Обе стороны провели к ним тщательную подготовку. Так, в России переговорам о заключении торгового трактата предшествовали особые межведомственные совещания под председательством министров иностранных дел и торговли и промышленности. Ряд комиссий и совещаний с участием специалистов предпринимателей-рыбопромышленников подготовили соображения о новой рыболовной конвенции. Так же был подписаны трактаты о торговле и мореплавании.

Первый из них состоял из самого договора, "отдельных статей", протокола, регулировавшего порядок торговли с Ляодунской территорией, и дополнительных нот, уточнявших, что "отдельные статьи" не ставят контрагента в худшее положение, чем другие державы. Япония обещала, что воспользуется выговоренными преимуществами в Отношении Кореи и стран Восточной Азии только после 1911 г. Предусматривалось открытие японских консульств во Владивостоке и Николаеве, а Русских - в японских портах Цуруга и Отару.

Если экономическое значение нового договора было не велико в силу малых оборотов русско-японской торговли, то его политическая важность представлялась несомненной. Регулируемое "отдельными статьями2 "особое положение России и Японии в отношении некоторых стран служило своеобразным разграничением сфер их экономического влияния и в этой части дополняло собой политическую конвенцию. В поздней (1908 г.) инструкции русскому послу в Токио подчеркивалось значение взаимных уступок, "по которым Россия поставлена в привилегированное положение к сопредельным с ней азиатским странам, а Япония к Корее и к странам на Востоке от Малаккского пролива". "Благодаря этим взаимным уступкам, - говорилось там, - Россия сохранила за собой право входить в известные сепаратные соглашения с Китаем, а Японии развязаны руки в Корее и в соседних с ней тропических широтах, где русские интересы не имеют развития"

Рыболовная конвенция включала основные условия и протокол, формулировавший ограничения японских прав отдельных местностях, с подробным картографическим приложением. По конвенции японским поданы было предоставлено право ловли рыбы, водорослей и морских млекопитающих, за исключением морских бобров и котиков. Лов и обработка продуктов моря могли производиться, на особо выделенных ля этой цели рыболовных участка, сдаваемых в аренду с торгов. Японцы, арендовавшие рыболовные участки, получили право пользоваться береговым пространством в переделах этих участков для обработки и хранения продуктов лова, починки судов, снастей и т. п. Русские рыбопромышленники на Дальнем Востоке, в свою очередь, получали право беспошлинного вывоза рыбы в Японию Срок действия конвенции устанавливался в 12 лет.

Русской дипломатии удалось исключить из сферы деятельности соглашения устья рек, места поселения туземных племен или русских поселенцев, а так же 34 бухты. Япония получила право с некоторыми ограничениями заниматься рыболовным промыслом и в Амурском лимане, причем на последнем этапе переговоров, эти ограничения были несколько ослаблены.

Этот торговый договор и рыболовная конвенция получили положительную оценку. Руководство царского МИД не отрицало серьезности сделанных экономических уступок, но подчеркивало политическое значение обоих соглашений в плане ликвидации обязательств по Портсмутскому миру, стабилизации положения на Дальнем Востоке и создания условий для новых соглашений двух империй. Руководители дипломатического ведомства полагали также, что удалось отстоять наиболее важные экономические позиции - не позволять Японии осуществить мирный экономических захват русского Дальнего Востока, защитить интересы русской колонизации края, его туземного населения и сохранить возможности для развития русского рыболовного промысла.

Оценки царского МИД не чужды были саморекламы. Русская печать и некоторые деятели того времени, не принадлежавшие к правительственным кругам, подходили к русско-японскому урегулированию более критично. Витте например считал, что торговым трактатом и рыболовной конвенцией "были даны Японии большие права и выгоды, нежели это непосредственно вытекало из договора.

Газеты почти единодушно приветствовали конвенцию 17 июля и политический аспект соглашений по торговым, рыболовным и железнодорожным Вопросам.

Объективно взвесить значение русско-японских соглашений позволяют так же зарубежные отклики. В правительственных кругах Японии эти соглашения рассматривались, как большой дипломатический успех. Пресса единодушно приветствовала новый фазис отношений с Россией. По стране были организованы массовые празднества.

Во Франции и Англии русско-японское урегулирование приветствовалось как фактор, кладущий конец дальневосточным "увлечением" царизма, сближающий Россию с англо-франко-японской группировкой и облегчающие англо-русское соглашение. Газеты старались преуменьшить значение уступок, сделанные русской стороной, и представить даже условия рыболовной конвенции достаточно выгодными России.

Противоположной по понятным причинам оказалась реакция Германии. Ещё в ходе русско-японских переговоров, 2 июня 1907 г., В Шеен вручил Извольскому меморандум, в котором указывал, что его сторона готова с понимание отнестись к разрешению Россией своих спорных вопросов с Японией и Англией, но будет протестовать против любых действий, направленных на участие в её антигерманском союзе с Японией, Англией и Францией. В ответ Извольский заверил посла, что речь идет лишь о соглашениях по конкретным вопросам в пределах ограниченной территории.

Извещая другие страны о подписании политической конвенции с Японией, Извольский старался подчеркнуть её мирные цели и региональный характер. Ему не удалось, однако, успокоить Берлин. Германский посланник в Пекине Рекс утверждал, что договоры Франции и России с Японией, заключенные с ведома и согласия Англии, в конце изменили политическую ситуацию на Дальнем Востоке как неожиданное и неблагоприятное для Германии, акцентировала невыгодность условий урегулирования для России и успех Японии.

Историки правомерно считают, что в ходе урегулирования 1907 г. Япония сумела использовать выгодную ситуацию, для развития некоторых важных положений Портсмутского договора в свою пользу. Условия рыболовной конвенции и некоторые статьи трактата о торговле и мореплавания создали японскому капиталу благоприятные условия для экспансии на русском Дальнем Востоке. В этом проявилась неспособность царизма, опасавшегося в случае конфликта с Японией новых внутренних осложнений, твердо отстаивать национальные интересы страны. В то же время русско-японские соглашения привели к урегулированию ряда спорных вопросов и к сближению двух государств в борьбе с конкурентами в Китае, прежде всего Соединёнными Штатами. Урегулирование на Дальнем Востоке позволило царизму перенести внимание на другие регионы, способствовало англо-русскому соглашению и в перспективе - вхождению России в Антанту.

Договоры июля 1907 г. Послужили импульсом к дальнейшему развитию русско-японских отношений. В сентябре 1907 г. Стороны договорились о повышении ранга взаимных представительств до посольств, что равносильно было официальное признание царской Россией Японии великой державой. В октябре-ноябре последовало удовлетворение финансовых претензий Токио.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: