Про заболевания ЖКТ

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему…

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…

Смысл заповедей (мицвот)

Тайна заповедей, поиск их сокровенного смысла всегда привлекали внимание великих мудрецов и учителей нашего народа. Обширная литература объясняет суть всех законов Торы, а так же многих правил и обычаев, возникших на протяжении еврейской истории. Сама Тора не содержит специальных обоснований большинства заповедей. Рациональные объяснения мицвот предлагали и ранние и поздние комментаторы, но их точка зрения принималась не всеми евреями. Чем авторитетней был ученый, тем больший вес имели его толкования. Мудрецы, жившие в разные времена, и в разных условиях могли по-разному объяснять один и тот же закон. Но эти различия в объяснениях не только не уменьшали его значения, но и служили дополнительными доказательствами того, что Тора дана на все времена: "...для всех поколений закон вечный". Несмотря на стремительные изменения, происходящие в мире, Тора всегда была полна смысла и современна для тех, кто берет на себя труд вникнуть в нее и попытаться ее понять.

Для верующего еврея единственная причина соблюдения заповедей - как бы их не классифицировали - то, что они отражают волю Всевышнего. И долг еврея как покорного слуги Б-га - выполнять их. Однако это не означает, что нельзя пытаться понять смысл законов и повелений. В поисках истины еврей приближается к Б-жественному Разуму, растет духовно. Только встречаясь с законом, суть которого совершенно непонятна нам (такие законы в Торе называются хуким), мы смиренно соглашаемся с неоспоримым: так хочет Всевышний.

Неспособность понять сокровенный смысл заповеди никогда не была для верующего причиной отказа от ее соблюдения или отрицания существования в ней такого смысла. Одни оставляли попытки постичь ею, признавая ограниченность своего понимания, другие же, напротив, становились еще настойчивее в своих поисках.

В нашей истории бывали моменты, особенно в период жизни в гетто, в изоляции от посторонних влияний, когда массы не считали нужным искать ответы на вопрос почему и были совершенно удовлетворены тем, что знали как. Эти времена прошли. Сегодня (как уже бывало в прошлом) сыны Израиля вступили в контакт с различными культурами и сталкиваются с конкурирующими идеологиями и движениями. И для них особенно важно обоснование и объяснение наших законов. Не только для того, чтобы укрепить веру, но и для того, чтобы овладеть необходимыми аргументами против тех, кто высмеивает нашу религию и образ жизни. Надо уметь представить иудаизм не как застывшее учение, но как путь жизни, современную философию, способную противостоять различным "измам" и модным увлечениям.

Чтобы прийти к пониманию смысла многих еврейских законов, необходимо изучать иудаизм в полном объеме. Некоторые заповеди, например, связанные с моралью и этикой, не требуют особых комментариев и ясны независимо от остальных мицвот. Другие же трудно понять изолированно. Так, сама идея о дне отдыха вполне доступна, но для постижения глубокого смысла еврейской субботы - шабата - требуется знание некоторых основных принципов философии иудаизма. Чтобы осмыслить законы кашрута, необходимо связать в единое целое множество галахических принципов. Это придаст соответствующее значение непонятным ранее деталям. Пытаться объяснить смысл кашрута безотносительно к другим частям учения совершенно бесполезно. Тут те, кто знаком с иудаизмом поверхностно, обычно попадают впросак.

В данном случае можно сравнить наше учение с гигантской деревянной головоломкой: собранная, она представляет собой гармоническое зрелище. Но любая изъятая часть не только нарушает всю картину, но и сама не имеет никакого значения. Это просто кусок дерева причудливой формы. Но стоит вставить его на место, и не только восстановится гармония, но и сама эта деталь приобретает смысл, ее линии образуют красивый и четкий узор. То же и с кашрутом, и другими законами: взятые отдельно, они кажутся бессмысленными, но заняв свое место в мозаике религиозных предписаний, предназначенных научить человека управлять своими страстями и желаниями, становятся понятными.

Прежде, чем познакомиться с конкретными законами, остановимся на том, что их объединяет. Еврей должен соблюдать все заповеди Торы, чтобы освятиться: "Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я. Всевышний, Б-г ваш" (Вайикра. 19:2).

И еще: "Вы будете для Меня царством священников и народом святым" (Шмот, 19:6). Этот наказ стремиться к святости, ради которой должны соблюдаться заповеди, повторяется в Торе снова и снова в связи с тем или иным определенным законом или группой законов.

Итак, цель заповедей - освящение . Эта мысль пронизывает все еврейское учение. Можно сказать, что иудаизм заботится: 1) о святости личности; 2) о святости времени: 3) о святости места. Любой еврейский закон относится к одной из этих категорий.

Забота о святости личности проявляется в законах, касающихся кашрута, социальной и профессиональной этики, семейных отношений, одежды, манер, личной гигиены и здоровья.

Освящение времени связано с законами о субботе и праздниках.

Святость места утверждается в законах о Храме (на иврите бейт-hамикдаш означает "Дом святости"), синагоге и йешиве.

В представлении других народов, приверженцев иных религий, святой - это тот, кто ушел от мира, презрел земные радости и желания, отстранился от будничных проблем. Иудаизму же аскетизм чужд. Хотя он и не запрещен, отстранение от мирского и принятие на себя дополнительных ограничений не одобряются еврейским учением. Уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантируют святости. Она проявляется не в том, чтобы отстраняться от радостей и печалей, которые посылает жизнь, отказывая себе в дозволенных удовольствиях, но в умении отличать правильное от неправильного, истину от лжи, непорочное от порочного и чистое от нечистого - это чувство этической проницательности, тем больше святости в человеке.

Общее в еврейском и нееврейском понимании святости выражено в основополагающей концепции об отстраненном.

Великий комментатор Торы Раши трактует слова Торы кдошим тигью ("будьте святы") как прушим тигю ("будьте отделенными", "отстранитесь"). Различие в еврейском и нееврейском подходе начинается с вопроса о том, от чего именно следует отстраняться. Для неевреев это означает отстранение от жизни, для евреев - отход от идолопоклонства, неверия, от всего грубого и нечестивого.

Тора призывает евреев освятить себя, ведя освященный Всевышним образ жизни. Таким образом, цель соблюдения законов Торы - духовное совершенствование личности и общества, стремление к святости. Это совсем не простая задача. Люди есть люди, и евреи слишком часто пытались избавиться от "почетных привилегий". "Сделай нас такими, как все другие народы!" - взывали они ко Всевышнему на протяжении многих веков еврейской истории. Порой эта мольба была понятна, ибо евреи уставали быть вечным козлом отпущения для тех народов, среди которых жили. Они мечтали избавиться от дискриминации и получить гражданские права. Но слишком часто это был бунт против Торы, ее дисциплины и ограничений, против долга.

Моше предвидел такое развитие событий еще 3200 лет назад, когда обратился к евреям со своим последним наказом. "Ибо заповедь эта, которую я даю тебе сегодня, не недоступна и не далека. Она не на небе, чтобы можно было сказать: "Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". И не за морем она, чтобы можно было сказать: "Кто сходил бы для наc за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". Но совсем недалеко от тебя слово это: оно на устах твоих и в сердце твоем,чтобы исполнить его" (Дварим,30:11-14).

Другими словами, Моше сказал своему народу: "Это зависит от вас! Если есть воля и убеждения, если есть желание и вера, чтобы исполнять, - этого можно достичь".

Прощальные слова Моше не потеряли своей силы и через тысячи лет. Они актуальны и сегодня, потому что ничего, в сущности, за это время не изменилось в характере людей. Теперь часто прибегают к термину "потребности", оправдывая и узаконивая всякого рода аморальные и антисоциальные поступки, утверждая печально известный принцип "все дозволено".

Еще в XII веке Рамбам обозначил проблему, с которой встречается даже благонамеренный человек, живущий в нерелигиозном окружении: "Естественное побуждение человека - вести себя подобно окружающим и следовать обычаям своих соседей". Совет Рамбама сегодня полезен так же, как и тогда: "Объединяйся с хорошими и мудрыми... и избегай грешников, чтобы не попасть под их влияние".

Приближаясь к практической части книги, мы хотим напомнить снова Моше-рабейну: "Итак, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой... Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред лицом народов, которые, услышав о всех этих правилах, скажут: "Только этот великий народ - народ мудрый и разумный..." И есть ли какой другой великий народ, у которого были бы такие справедливые установления и законы, как Тора, которую я предлагаю вам сегодня" (Дварим, 4:5-8).

Заповеди иудаизма – это нравственные и этические предписания, по которым должны жить правоверные евреи-иудеи. Но у различных течений иудаизма и их представителей существуют свои взгляды на заповеди и их трактовку, поэтому на сегодняшний день можно наблюдать некоторые разногласия между ортодоксальными и прогрессивными течениями иудаизма.

10 заповедей иудаизма были даны иудеям с помощью божественного вмешательства. Бог передал их Моисею, который, в свою очередь, будучи мессией и посланником божьим передал их всем евреям. Заповеди были высечены на Скрижалях Завета. Данные этические предписания и нравственные законы были даны богом не только евреям и не исключительно иудеям, они были даны всем людям на земле, кто был готов им следовать и почитать их. Десять заповедей иудаизма включают в себя следующие. Первая и главная заповедь касается единобожия. Религия является монотеистической, поэтому заповедь подразумевает отсутствие у верующих мыслей и чувств в отношении иных богов, таковых просто не существует, бог один. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся никому, кроме господа бога.

Третья заповедь касается имени бога, которое, как утверждают иудеи, было известно древним евреям, но в силу исторических или божественных обстоятельств имя было забыто и теперь недоступно для современного человека. Третья заповедь: не вспоминай имя бога напрасно. Субботний день по четвертой заповеди следует посвящать отдыху, как сделал бог на седьмой день творения мира. То есть, в седьмой день, в субботу каждый иудей и другой правоверный человек должен провести за молитвами и благодарными речами к богу.

Пятая заповедь призывает почитать отца и мать своих. Не убивай, не кради и не прелюбодействуй – наиболее известные заповеди. Не лжесвидетельствуй, а также не желай жены ближнего своего или его дома. Все эти заповеди в той или иной форме традиционно перекочевали в христианство, а также в переделанных и адаптированных вариантах представлены в исламе. Это что касается десяти заповедей ислама, которые были даны Моисею. Но существуют и другие заповеди.

613 заповедей иудаизма – это заповеди, содержащиеся в Торе. Это религиозные предписания. Они делятся на две группы. Первая группа – это запрещающие заповеди, вторая – обязывающие. В таком делении заповедей можно найти заимствование в исламе, так как их закон также делится на те же категории. После того, как правоверные иудеи стали изучать Тору и писать свои труды, составляющие Талмуд, начался подсчет и систематизация всех заповедей, содержащихся в священном писании. Маймонид классифицировал по списку заповеди, этого списка придерживаются и по сей день. Среди заповедей можно найти схожие с десятью заповедями Моисея. Например, почитать и любить бога своего и помнить о том, что он один. Богу необходимо верить и служить, а также его необходимо бояться. Также предписания касаются правильного проведения обрядов и облачения ля их проведения. Запрещающие заповеди включают запрет на идолопоклонство, запрет на магию и прочие запреты.

В последующие годы на эту тему было опубликовано много работ. Среди них выделяются Семаг (или Смаг , Сефер Мицвот Гадоль - Большая книга заповедей), составленная р.Моше из Куси (12 в.), и Сефер Ахинух . Другой признанный труд о 613 мицвот - это Семок (или Смок, Сефер Мицвот Катан - Малая книга заповедей). Написан он равом Ицхаком бен Йосефом из Франции во второй половине 13 века. Автор не разделяет ни позицию Рамбама, ни точку зрения Рамбана.

Почему нам так важно знать 613 заповедей Торы?

Если все повеления Торы взаимосвязаны, какое имеет значение, входит та или иная заповедь в число 613-ти или нет? Более того, почему вопрос о том, как определить принцип, по которому заповедь следует включить в это число, так горячо обсуждается в трудах многих мудрецов? Почему, казалось бы, чисто теологический вопрос вызывает такой интерес у знатоков алахи?

На самом деле, этот вопрос очень важен, ибо существуют правовые различия между законами, входящими в состав 613 заповедей, и законами, которые в них не входят.

Хотя оба типа заповедей обязательны, мудрецы отмечают, что Тора прямо не указывает наказаний за нарушение запретов, не входящих в число 613 заповедей. Откуда следует, что «не входящие» запреты носят общий характер и не могут служить основой для герменевтических интерпретаций.

Таким образом, вопрос о том, входит ли заповедь в число 613-ти, является первостепенной и первоочередной правовой проблемой.

Но тогда еще непонятнее, почему же эти 613 заповедей не перечислены в Талмуде со всей определенностью.

Высказывались предположения, что когда-то такие перечни существовали и затем потерялись. Но если это так, то почему Талмуд нигде не упоминает о них, как он упоминает о других трудах, сегодня нам не известных?

Скорее, наши мудрецы не считали необходимым публиковать эти перечни, хотя весьма возможно, что такие списки составлялись. Талмуд (Гитин 606) утверждает, что Устная традиция, которая вводит понятие о 613 мицвот, не предназначалась для записывания. Более того, раввины придавали первостепенное значение методу мидраш алаха - запоминанию правил выведения заповедей из Торы; умение прилагать правила толкования к Писанию они считали более важным, чем простое заучивание списка из 613 заповедей.

Нельзя недооценивать возражений мудрецов древности против систематизации еврейского закона; глубокое его понимание неизбежно стесняется жестким кодексом. Работы Рамбама и других кодификаторов подверглись в свое время такой критике именно потому, что воспринимались как попытка канонизировать Закон.

Заповеди, применимые в отсутствие Храма

Из 613 мицвот сегодня, в отсутствие Храма , применимы 369: 126 предписаний и 243 запрещения.

Некоторые из них (например, относящиеся к разводу или к обетам) могут так и не понадобиться конкретным людям в течение всей жизни.

Двести семьдесят заповедей - 48 повелений и 222 запрета - касаются всех евреев в любых обстоятельствах, хотя часть из них ограничена определенным временем года (например, заповедь есть мацу в Песах).

Шесть заповедей обязывают постоянно:

1. Верить во Всевышнего.

2. Не признавать других богов.

3. Утверждать Его единственность.

4. Любить Его.

5. Трепетать перед Ним.

6. Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Стих Торы, напоминающий нам об этих заповедях: «…шесть городов для убежища будут у вас» (Бемидбар 35:13).

Другие виды классификации заповедей

Как в Пятикнижии, так в Талмуде приведены другие виды классификации заповедей.

Например, Тора сама устанавливает различные категории заповедей. Эта классификация никак не сказывается на исполнении мицвот , а также на вознаграждении или наказании за них:

1. Хуким - уставы (Шмот 27:21)

2. Мишпатим - законы (Дварим 4:5)

3. Эдот - свидетельства (Дварим 4:45)

4. Мишмарот - соблюдения (Ваикра 8:35)64

5. Торот - поучения (Шмот 16:28)

Из Египта (Исх. 19:1) и начертаны Им на каменных скрижалях Завета (Исх. 31:18; Втор. 9:10). Согласно Аггаде , датой провозглашения Десяти заповедей является суббота , приходившаяся на шестой день третьего месяца (Шаб. 86б). В союзе (см. Завет), заключенном между народом Израиля и Богом, Десять заповедей являются основой еврейского религиозного миропонимания. Следование им вменено Богом в обязанность каждому человеку, на которого распространяется действие союза.

Единственное в библейских сказаниях явление Бога всему народу описано в Библии дважды. В книге Исход (19:16, 18–19; 20:15) рассказывается непосредственно об этом событии и связанных с ним знамениях. Сошествию Бога на гору Синай, куда по Его велению поднялся Моисей для получения завета, сопутствуют громы, молнии, облако дыма, трубный звук; Он сходит на гору в огне. Во Второзаконии (4:11–12; 5:19–24) описание этого события приводится как рассказ Моисея; из знамений упоминаются лишь облака и мгла, сквозь которые Бог говорил из восходящего до небес огня. По одной из библейских версий (Исх. 19:9; Втор. 4:12), Бог возвещал заповеди Моисею, а народ слышал Его слова; по другой (Втор. 5:5) - Моисей передавал народу слова Бога; по третьей (Исх. 20:16; Втор. 5:4) - Бог обращался непосредственно к народу.

Версии Десяти заповедей . В Торе Десять заповедей содержатся в двух версиях (Исх. 20:2–14 и Втор. 5:6–18). Их переводы приводятся ниже, частью в виде сводного текста, в котором незначительные расхождения между версиями отмечены в скобках, а частью как параллельные тексты, в которых несовпадения выделены жирным шрифтом.

Исход Второзаконие
1 Я, Ях ве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).
2 Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. - и ) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Ях ве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. - и ) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10).
3 Не произноси имени Ях ве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Ях ве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).
4 Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой - суббота Ях ве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Ях ве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Ях ве день субботний и освятил его (Исх. 20:8–11). Соблюдай день субботний, чтобы святить его, . Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой суббота Ях ве, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, и ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в селениях твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Ях ве, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою; потому и заповедал тебе Ях ве, Бог твой, отправлять день субботний (Втор. 5:12–15).
5 Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Ях ве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12). Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Ях ве, Бог твой , дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на земле, которую Ях ве, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16).
6 Не убивай;
7 (Втор. - И ) Не прелюбодействуй;
8 (Втор. - И ) Не кради;
9 Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13). И не свидетельствуй напраслину о ближнем твоем (Втор. 5:17).
10 Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14). И не вожделей жены ближнего твоего, и не возжелай дома ближнего твоего, ни поля его , ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Втор. 5:18).

Разделение текстов на десять предписаний . В талмудической и более поздней раввинистической литературе мнения относительно деления рассматриваемых текстов на десять «слов» или параграфов расходятся. Некоторые авторитеты считают, что первой заповедью является запрет идолопоклонства, то есть те пять стихов, в которых, в отличие от последующего текста Десяти заповедей, слова Бога приведены от первого лица (Исх. 20:2–6; Втор. 5:6–10). При этом первый стих («Я, Ях ве, Бог твой...») трактуется ими как введение к тексту данного запрета, а ради сохранения числа предписаний (десять) они делят стих, в котором приводится запрет вожделения (Исх. 20:14; Втор. 5:18), на две заповеди. Другие авторитеты объединяют в первую заповедь только первый стих и предписание, запрещающее многобожие (Исх. 20:2–3; Втор. 5:6–7), считая второй заповедью запрет изображений (Исх. 20:4–6; Втор. 5:8–10), третьей - запрещение упоминать имя Бога всуе, и т. д.

Принятое традицией деление считает вводный стих отдельной, первой заповедью, а не просто декларативным вступлением, поскольку на этой заповеди зиждется постулат веры в Бога и ею обосновываются последующие предписания. Такой взгляд отстаивает Маймонид (Сефер х а-мицвот, раздел Мицвот асе 1; Майм. Яд., Х илхот иесодей х а-Тора 1:6). В настоящей статье мы придерживаемся традиционной системы деления.

Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей . Несовпадения в текстах Десяти заповедей (различное начертание одних и тех же слов, замена одних слов и выражений другими, различия в их расположении в параллельных стихах и, в первую очередь, расширенная формулировка и различная мотивировка отдельных заповедей) должны были занимать законоучителей Талмуда в силу особой святости текста, диктующего буквальную точность его повторений. Однако, признав обе версии в равной мере Божественными по происхождению и идентичными по содержанию, эти законоучители ограничились толкованием лишь двух случаев разночтения. В заповеди о субботе, несмотря на то, что в Исходе (20:11) она получает теологическое обоснование, а во Второзаконии (5:15) - национально-историческое, талмудическая литература останавливается только на несходстве начальных слов («помни» и «соблюдай») и примиряет его утверждением, что оба эти слова были чудесным образом произнесены единым речением (бе-диббур эхад ; Шву. 20б; Рх Ш. 27а). Второе толкование касается отсутствия в версии Исхода фразы «и дабы хорошо было тебе» в заповеди о почитании родителей. По мнению талмудических ученых, эти слова не были начертаны на первых скрижалях завета, так как им было суждено быть разбитыми Моисеем (БК. 55а). Са‘адия Гаон принимает это предположение как объяснение всех расхождений в версиях Десяти заповедей и считает, что версия в книге Исход была начертана на первой паре скрижалей, а Второзакония - на второй. Аврах ам Ибн Эзра , детально обсуждая эту проблему, предлагает рационалистическое решение: обе версии по сути идентичны, несмотря на лингвистические различия, часто встречающиеся в книгах Библии (комментарий к Исх. 20:1).

В первой половине 20 в. У. Кассуто выдвинул другое объяснение несходства версий Десяти заповедей. Указав, что текст заповедей во Второзаконии представляет собой пересказ Моисеем предписаний, провозглашенных за сорок лет до того, Кассуто считает вполне естественным, что такое повторение отличается от первоначальной формулировки.

Библейская критика объясняет расхождения в версиях Десяти заповедей предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий.

Датировка версий Десяти заповедей . В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом. Сторонники школы Ю. Вельхаузена определяют их как «культовый Декалог» (в отличие от Десяти заповедей - «этического Декалога») и считают более ранними, полагая, что культовые установления предшествовали этическим. Основываясь на этом и на доводах историко-религиозного и историко-культурного характера, некоторые последователи Вельхаузена полагали, что текст Десяти заповедей в книге Исход был составлен в 9 в. до н. э., а текст Второзакония, в котором ярче выступает этический элемент (особенно - в заповеди о субботнем отдыхе), - в 7 в. до н. э. Другие исследователи относят эти версии к еще более позднему времени, но датируют их в обратном порядке: текст Второзакония - началом 6 в. до н. э., а Исхода - серединой 5 в. до н. э. Однако в последнее время начинает преобладать мнение, что в основном содержании Десяти заповедей нет ничего, что не могло быть сформулировано уже в эпоху исхода из Египта. Современная школа библейской критики считает, что первоначально Десять заповедей были выражены в форме кратких повелений («Я, Ях ве, Бог твой», «Да не будет у тебя других богов помимо Меня», «Не делай себе изваяния» и т. п.), форма же, зафиксированная в книгах Исход и Второзаконие, была придана им впоследствии редакторами этих книг.

Десять заповедей в литургии . Чтение Десяти заповедей в эпоху Второго храма было составной частью ежедневного храмового богослужения (Там. 5:1), но впоследствии было отменено (Бр. 12а) и изъято из канонизированной литургии . Однако в диаспоре (по крайней мере, в египетской) Десять заповедей вместе с Шма, очевидно, еще довольно долго входили в состав ежедневного богослужения, о чем свидетельствует папирус Нэша (см. выше).

Публичное чтение Десяти заповедей в настоящее время происходит трижды в году: в две субботы, на которые приходится чтение разделов Итро (Исх. 18–20) и Ва-этханан (Втор. от 3:23 по 7:11) Торы, а также в праздник Шаву‘от , принятый традицией как день дарования Торы. Чтение Десяти заповедей молящиеся всегда слушают стоя. Во многих реформистских общинах (см. Реформизм в иудаизме) мальчики и девочки, достигшие возраста бар-мицва и бат-мицва , читают Десять заповедей перед раскрытым Ковчегом завета в знак приобщения к традициям иудаизма.

Универсальность Десяти заповедей . Хотя Галаха не выделяет соблюдение Десяти заповедей из ряда других мицвот Торы, в Аггаде, еврейской философии и литургической поэзии запечатлено благоговение, с которым народ относился к словам, произнесенным, согласно традиции, Господом во всеуслышание. Не только особая святость Десяти заповедей в сознании народа, но и то, что они были первым кодексом законов, данным выходцам из Египта вскоре после освобождения от рабства, а также гармоничное сочетание в них культовых и этических предписаний создали в последние десятилетия эпохи Второго храма представление, что Десять заповедей обладают всеобъемлющим значением, выходящим за пределы их буквального смысла. Мысль о том, что они являются основой для всех 613 мицвот , впервые, по-видимому, изложил Филон Александрийский в первой половине 1 в. н. э. в теолого-философском труде «О Декалоге». Стремясь доказать, что все, предписанное Торой, принципиально содержится уже в Десяти заповедях, он классифицирует по ним все законодательство Моисея. Во 2 в. н. э. эту же мысль метафорически сформулировал танна (см. Таннаи) рабби Ханания, племянник рабби Иех ошуа: «Все тонкости и детали Торы были начертаны [на скрижалях завета] между заповедями» (ТИ. Шк. 6:1; ТИ. Сота 8:3; Песнь Р. 5:14 п. 2). В 10 в. Са‘адия Гаон написал пиют для литургии Шаву‘от «Анохи эш охла» («Я - огонь всепожирающий»), в котором сводит все 613 мицвот к Десяти заповедям. Тем не менее Десять заповедей никогда не считались символом веры евреев, сущностью всего иудаизма.

Место Десяти заповедей в христианском учении отмечено уже в Новом завете (Матф. 19:18–19; Рим. 13:9). Первые отцы церкви считали, что эти заповеди были известны человечеству еще до провозглашения их на Синае. Представители средневековой христианской схоластики Фома Аквинский и Бонавентура подчеркивали, что Десять заповедей являются неотъемлемой частью естественного порядка вещей и были даны людям, чтобы напомнить им забытое из-за первородного греха (см. Адам). Начиная с 13 в., Десять заповедей занимают центральное место в литературе о догматах христианства. Следуя примеру М. Лютера и Ж. Кальвина (см. Кальвинизм), различные протестантские течения отводили Десяти заповедям первенствующую роль в изложении основ христианской морали. Тридентский собор (1545–63) грозил отлучением от церкви тем, кто утверждает, что Десять заповедей не обязывают христиан. Об их универсальном значении писал Э. Ренан : «Десять заповедей - это достояние всех народов мира, и они вовек останутся заветом Божьим».

Десять заповедей оказали огромное влияние на метафизические воззрения и нравственные устои значительной части человеческого общества. Несмотря на то, что они, как и другие библейские тексты, создавались на фоне древних культур Ближнего Востока, они не сравнимы ни с одним из известных истории ранних сводов теологических и этических учений. Десять заповедей являются единственным в своем роде кодексом всеобъемлющих истин и принципов, положенных в основу монотеизма, естественного права и этики. В Десяти заповедях заложены не только основы философских и теологических концепций о трансцендентной сущности Бога и Его всемогуществе, о воздаянии и каре, но и идеи равенства, гуманности и морально-этических обязанностей человека.

КЕЭ, том: 2.
Кол.: 336–342.
Издано: 1982.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про заболевания ЖКТ