Про заболевания ЖКТ

Роксолана была маловероятным кандидатом на то, чтобы изменить ход истории. Она была молодой девушкой, которая была захвачена работорговцами и стала наложницей в гареме Сулеймана. Как обычно происходило с наложницами султана, Хюррем учили правильному придворному этикету и дали турецкое имя, Хюррем, что означает «улыбающийся и милый».

Ее интеллект, самообладание и личность увлекли Сулеймана, и вскоре она стала его наперсницей и единственной любовью.

В отличие от практики Османской империи, Сулейман женился на Хюррем , став единственным султаном (за исключением правителя 19-го века), который официально имел жену. Она родила султану шесть сыновей, один из которых стал следующим султаном. Роксолана была также филантропом. Она была единственной королевской женщиной, которая вписала свое имя в историю, пока ее муж был жив. Хюррем Султан история жизни и смерти и фото историческое вы сможете найти в данной статье.

Никто не знает происхождения Роксоланы или ее настоящего имени. Это имя возникло из западных источников, что означает «русский». Она более известна как Хюррем Султан. В книге Хюррем Султан история жизни и смерти один из источников утверждает, что ее звали Александра Лисовска и она родилась, вероятно, около 1504 года в Рогатине. Источник также утверждает, что она была дочерью русинского священника.

Известно, что она была куплена великим визирем Сулеймана и лучшим другом Ибрагимом Пашей и, в свою очередь, была подарком Султану. Она была красивой женщиной, которая выделялась из толпы из-за ее пылающих рыжих волос. Роксолана была умной и обладала яркой индивидуальностью. Через некоторое время она родила сына по имени Мехмед. Роксалана быстро стала фаворитом Сулеймана. Одной из причин, почему Роксолана была одобрена султаном, было то, что они оба любили поэзию.

Сила наложницы

Сила и влияние Хюррем над султаном заинтриговала как османов, так и европейцев. Европейцы называли ее «Роксолана» (русский) или «Ла Роза» (красный), предположительно говоря о цвете ее волос, который, должно быть, был красным или каштановым, как было сказано в одном из стихотворений Сулеймана.

В качестве Хасеки (титул королевской жены) , Хюррем накапливала огромные богатства и использовала эти средства для строительства и поддержки архитектурных комплексов в Стамбуле и Иерусалиме, а также в Анкаре, Эдирне и Мекке.

В 1539 году она поручила новоназначенному королевскому архитектору Синану спроектировать и построить группу зданий, включающих мечеть, медресе (университет) и школу.

Комплекс, названный Haseki Külliyesiwas, был построен в районе Стамбула, известном как Аврат Пазары. В начале 1550-х годов в комплекс была добавлена больница для женщин и кухня; мечеть была расширена в начале 17 века.

Haseki Külliyesi уникален по нескольким причинам. Во-первых, это первая работа Синана как королевского архитектора, продукт его первых лет, прежде чем он стал всемирно известным многочисленными зданиями — от мечети до мостов, построенных по всей империи. Во-вторых, Haseki Külliyesi был заказан женой султана, финансировался ее собственными деньгами, и поддерживался наложением, установленным на неограниченный срок. Наконец, он включал (все еще функционирующую) больницу для женщин. Вакфия, созданная Хюррем Султан , является дотошным документом, в котором указаны зарплаты и обязанности персонала, виды питания и источник дохода для расходов на персонал и обслуживание здания. Эта модель документа является актуальной для благотворительных организаций даже сегодня.

Деятельность Хюррем Султан

Хюррем была женщиной, которая преуспела в роли напористой жены самого влиятельного человека того времени. Ее личность лучше всего изучается в письмах, которые она писала своему мужу, когда он отсутствовал в военных кампаниях (Сулейман провел более десятка кампаний как в Восточной Европе, так и в Западной Азии в течение своей жизни и часто был в дороге в течение нескольких месяцев). В своих письмах Хюррем рассказывает о деятельности суда и семьи и даже отправляет списки покупок для Сулеймана.

В одном случае она просит «что-то называемое одеколоном», которое, как она слышала, было довольно популярным, ссылаясь на парфюм из немецкого города Кельн. Будучи женой султана, она чувствовала уверенность для того, чтобы послать письмо новому королю Польши (который был союзником Сулеймана), поздравив его с вступлением в должность.

Хюррем была первой женщиной, которая поселилась в дворце Топкапы, который первоначально был назначен административным и учебным штабом империи. Женщины королевской семьи жили в так называемом Старом дворце (ныне место Стамбульского университета) и не проживали в дворце Топкапы до конца 16 века. Хюррем жаловалась, что ее дети скучали по своему отцу, так как он был часто в отъезде, а когда был в Стамбуле, то работал в своих офисах в Топкапы. Затем, однажды, в Старом дворце вспыхнул таинственный огонь, заставив ее переехать в дворец Топкапы. Таким образом, Хюррем удалось остаться рядом с ее любимым мужем.

Как умерла Хюррем Султан?

Хюррем Султан умерла в 1558 году от неизвестной болезни. Во время ее почти пятидесятилетнего брака с Сулейманом она родила пятерых сыновей и одну дочь. Три ее сына умерли во время ее жизни; остальные два сражались за трон, и один из них впоследствии стал султаном Селимом II (царствовал с 1566 по 1574 год). Самой выдающейся из ее детей была ее дочь Мирирама Султан, которая унаследовала высокий интеллект своей матери, проницательную личность и сильный интерес к покровительству.

Преданность Сулеймана к Хюррем продолжалась после ее смерти, как отмечалось в стихах, которые он написал, оплакивая ее отсутствие и свое одиночество. Стихи султана, написанные под псевдонимом Мухибби (что означает «любовник» или «дорогой друг»), еще раз свидетельствуют о его любви и преданности этой замечательной наложнице, которая завоевала сердце самого могущественного на тот момент человека в мире.

Хюррем была погребена в купольной восьмиугольной структуре, возведенной на кладбище за комплексом Сулеймание в Стамбуле. Этот комплекс, спроектированный Синаном, охватывает более дюжины зданий, окружающих Мечеть Сулейманийе. Рядом с ее могилой находится внушительный мавзолей, построенный для Сулеймана, который погиб во время кампании в Венгрии в 1566 году. Сегодня Хюррем Султан остается предметом восхищения, и ее историю продемонстрировали в очень популярном телесериале «Великолепный век».

Эпилог

Будучи королевой, Роксолана давала щедрые пожертвования бедным. Она построила мечети, религиозные школы и места отдыха для паломников, отправляющихся в Мекку. Она также поручила Мимару Синану, одному из величайших архитекторов Османской империи, построить мечеть Сулеймана. Тем не менее, ее самой известной благотворительной работой был Великий Вакф Иерусалима, который был завершен в 1541 году. Это была большая кухня, на которой кормили бедных и нуждающихся. Хюррем Султан остается одной из самых противоречивых фигур в истории Османской империи.

Многие утверждают, что она была безжалостной женщиной, которая казнила всех, кто стоял на ее пути. Однако ее благотворительные работы говорят о королеве, которая заботилась о бедных и голодных. В конце концов, ее наследие как королевы почти так же неуловимо, как и ее истоки.

Хюррем Султан история жизни и смерти в видео:

Tags: ,

При одном упоминании о гареме в голове возникают образы таинственных и прекрасных восточных женщин, которые могли покорить мужчину одним своим взглядом. Несмотря на то, что по сути наложницы были рабынями, обращались с ними достойно. Женщин в султанском гареме было много, но были и любимицы - те, которым посчастливилось родить султану сыновей. Они обладали особым уважением и почётом. Гарем султанаделился на три группы. В первой находились уже немолодые наложницы, в двух других - совсем юные. Все женщины обучались искусству флирта и грамоте.

Третья группа состояла из самых красивых и дорогих наложниц, которые дарили своё общество не только султанам, но и принцам. Когда девушки попадали во дворец, им давали новое имя (обычно персидское), которое должно было отображать их сущность. Вот некоторые примеры: Нергинелек ("ангелочек"), Назлуждамаль ("кокетка"), Чешмира ("девочка с красивыми глазами"), Нергидезада ("похожая на нарцисс"), Маджамаль ("луноликая").

До XV века в Османской империи было принято иметь помимо гарема ещё и законных жён, обычно ими становились иностранные принцессы. Брак был необходим для усиления власти и поддержки со стороны других государств. росла и набирала силы, уже не было необходимости искать поддержки, поэтому род продолжали дети наложниц. Гарем султана заменил и вытеснил законный брак. Наложницы обладали своими правами и привилегиями. никогда и ни в чём не нуждались, они могли покинуть своего господина при желании после девяти лет пребывания.

Тем, кто оставил дворец, дарились дома, выдавалось приданое. Эти женщины назывались дворцовыми и имели уважение в обществе, им дарились бриллианты, ткани, золотые часы, всё, что необходимо для обустройства дома, также выплачивалось регулярное пособие. Однако большинство девушек не желало оставлять гарем султана, даже если они не становились любимицами и не получали внимание господина, они становились служанками и воспитывали более юных девочек.

Любовь Сулеймана к Роксолане-Хюррем

Султан Сулейман Великолепный был достойным правителем, воином, законодателем и тираном. Этот человек был разносторонне развит, он увлекался музыкой, писал стихи, знал несколько языков, любил ювелирное и кузнечное дело. При его правлении Османская империя достигла наибольших высот. Характер правителя был противоречив: суровость, жестокость и безжалостность сочетались с сентиментальностью. В 26 лет Сулейман начал править Османской империей.

В этот период многочисленный гарем турецкого султана пополнился наложницей из Западной Украины. Прекрасную девушку звали Роксолана, она отличалась весёлым нравом, поэтому ей дали имя Хюррем, что означает "весёлая". Красавица сразу завоевала внимание султана. На тот момент любимой женщиной была Махидевран, которая, приревновав, расцарапала новенькой наложнице лицо, порвала платье и потрепала волосы. Когда Хюррем пригласили в опочивальню султана, она отказалась идти в таком виде к правителю. Сулейман, узнав о случившемся, разозлился на Махидевран и сделал Роксолану своей любимой женщиной.

В гареме было правило, гласившее, что наложница может иметь только одного ребёнка от султана. Сулейман был настолько влюблён в Хюррем, что подарил ей пятерых детей и отказался от встреч с другими женщинами. Помимо этого, было нарушено ещё одно традиционное правило - он женился, таким образом это был первый законный брак султана и наложницы в истории Османской империи. Хюррем была самой значимой личностью во дворце 25 лет и имела неограниченную власть над мужем. Умерла она раньше своего возлюбленного.

Последняя любовь Сулеймана

После смерти Хюррем у правителя вспыхнули чувства ещё только к одной наложнице - Гюльфем. Девушке было 17 лет, когда она попала в гарем султана. Хюррем и Гюльфем были совершенно не похожи. Последняя любовь султана была спокойной женщиной, несмотря на её невиданную красоту, привлекала Сулеймана в ней доброта и кроткий нрав. Все ночи он проводил только с Гюльфем, остальные же наложницы безумно ревновали, но ничего не могли с этим поделать.

Эта милая и спокойная женщина решила построить мечеть. Не желая огласки, она ничего не сказала об этом султану. Всё своё жалование она отдавала на строительство. Однажды деньги закончились, девушка не хотела просить возлюбленного о помощи, ведь это было ниже её достоинства. Она взяла средства у другой наложницы, которая согласилась отдать своё жалование за несколько ночей с султаном. Сулейман удивился, увидев другую в своих покоях, он хотел делить ложе только c Гюльфем. Когда несколько ночей любимая ссылалась на болезнь, а её приходила заменять другая наложница, Сулейман разгневался. Коварная соперница рассказала повелителю, что ночи с ним были проданы за жалование. Евнухи в гареме султана Сулеймана получили приказ отхлестать Гюльфем десятью ударами розог, но та от такого позора умерла ещё до наказания. Когда правитель узнал истинную причину поступка возлюбленной, он долго горевал и жалел, что не поговорил с ней до Мечеть достроили по приказу Сулеймана. Рядом была возведена школа. Гюльфем похоронили в саду этого небольшого кюллие.

Предлагаем в тексте и в аудио несколько очерков русского вещания радио «Голос Турции» об истории и нравах самого знаменитого восточного гарема в новой истории - гарема османских султанов в Стамбуле..

Напомним, гарем первоначально располагался в Изразцовом павильоне отдельно от дворца, а со времени султана Сулеймана, с середины 16 века, был перенесен непосредственно во дворец Топкапи (Топкапы) – офис и резиденцию султана. (Переноса добилась небезызвестная украинка Роксолана (Хюррем), ставшая самой влиятельной наложницей за всю историю гарема турецких султанов).

Позднее, когда османские султаны покинули Топкапи в пользу новых стамбульских дворцов в европейском стиле - Долмабахче и Йылдыз, то наложницы последовали за ними.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле. На заднем плане пролив Босфор, на переднем - стена двора бывшего гарема.

Кадр турецкого национального телерадиовещания TRT.

Прежде чем перейти к тексту турецкого первоисточника, несколько важных примечаний.

Когда знакомишься с этим обзором о гаремной жизни, переданном иновещанием «Голоса Турции», обращаешь внимание на некоторые противоречия .

Временами в обзоре подчеркивается почти тюремная строгость, в которой жили люди гарема, окружавшие султана, а временами, наоборот, говорится о довольно либеральных нравах. Это несоответствие вызвано тем, что на протяжении почти 500-летнего существования султанского двора в Стамбуле нравы при османском дворе изменялись , обычно в сторону смягчения. Это касалось и жизни простых наложниц, и принцев — братьев султанов.

В XV веке, в период завоевания турками Константинополя (Стамбула) и некоторое время позднее, братья султанов обычно заканчивали свою жизнь от удавки, накинутой евнухами по приказу удачливого брата, ставшего султаном . (Шелковая удавка использовалась, т.к. пролитие крови царственной особы считалось предосудительным).

Так, например, султан Мехмед III после своего восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев, став рекордсменом по количеству.

А вообще этот обычай, бывший в ходу и раньше, официально санкционировал покоритель Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) с целью уберечь империю от междоусобиц. Мехмед II указывал: «Ради благополучия государства один из моих сыновей, которому бог дарует султанат, может приговорить братьев к смерти. Это право имеет одобрение большинства юристов» .

Позднее ряд султанов стали сохранять жизнь своим братьям, запирая их в т.н. «золотую клетку» — изолированные покои в султанском дворце Топкапы, рядом с гаремом. К 19 веку нравы либерализовались еще больше, и «клетка» постепенно была отменена.

Либерализация, как уже говорилось, затронула и наложниц гарема. Наложницы первоначально были рабынями, иногда доставленными во дворец прямо с невольничьего базара , иногда подаренные султану — бесправными, находящимися во власти правителя. Если они не рожали султану наследников, то их либо перепродавали, либо после кончины повелителя отправляли в т.н. старый гарем (за пределами основного дворца Топкапы), где они доживали свои дни в забвении.

Так вот, с либерализацией нравов эти наложницы в поздний период существования Османской империи превратились в свободных женщин, поступавших в гарем с согласия родителей с целью сделать карьеру . Наложниц больше не могли перепродать, они могли покинуть гарем, выйти замуж, получив особняк и денежное вознаграждение от султана.

И, конечно, были забыты случаи старины, когда наложниц за провинности просто сбрасывали из дворца в мешке в пролив Босфор .

Говоря о «карьере наложниц» напомним, что стамбульские султаны (за исключением султана Сулеймана, женившегося на Роксолане) никогда не женились, наложницы были их семьей. Но обо всем этом в материале из первоисточника (слушайте также и аудиофайл ниже).

  • аудио файл №1

«Девушки в парандже и без», или откуда исследователи черпают информацию о гареме турецких султанов

«С XV века стали появляться рассказы европейцев об османском дворце. Правда, гарем долгое время оставался запретным местом, куда европейцы проникать не могли. В гареме жили наложницы и дети султана. Гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья» . (Арабское слово «harem» — значит «запретное». Прим. сайт).

Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах. Кстати из-за того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, до начала XIX века, т.е. до восшествия на престол Махмуда II, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать свою голову на мусульманский манер они начали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках . Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, при этом женщины полностью покрывали свое лицо, дабы никто не мог их узреть.

Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры для недопущения проникновения посторонних в эту святая святых султанского дворца. До поры до времени именно евнухи были людьми, которые могли хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу. Особые предосторожности принимались и при фиксировании того, что было связано с хозяйственной жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались. Лишь при обнародовании султанского указа при создании того или иного благотворительного фонда могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал, так сказать, «председателями правления этих фондов» .

Так что документов, проливавших свет на жизнь в султанском гареме, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдул Хамида II в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось недостаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем-то достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, часто весьма невероятными. Не осталось, естественно, никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками супруг западных послов, а подлинность имеющихся в музее султанского дворца Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна .

До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. В еще большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи. Придводные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно, придворные при всем своем желании не могли это делать, ибо эти разговоры велись только из-за занавески . (Но наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой). Более того, даже евнухи при входе в гаремное помещение должны были оповещать о своем приходе громким возгласом «дестур!» . (Буквально возглас означает «дорогу!» Прим. сайт).Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. Это притом, что территория дворца была довольно обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой. Однако это было не совсем так .

Наложницы султанского гарема: от рабыни к статусу свободной

При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути, рабынями. Институт рабства появился, как известно, на заре человечества. Занимались торговлей рабами и арабы. В т.ч. и в доисламский период. Пророк Мухаммед не отменил этого института. Тем не менее, в исламский период рабы, состоявшие, в основном, из пленных могли обретать свободу различными способами. В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок. Более того, аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабам и . (Аббасиды — вторая династия арабских халифов. У них служили предки османов — сельджуки. После аббасидских халифов именно османские султаны стали халифами правоверных, поэтому османы привыкли оглядываться на традиции аббасидского двора . Прим. сайт).

В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать его как вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. (Так в тексте «Голоса Турции» Прим. сайт) . Помимо этого освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданное, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие подарки.

Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы. Прежде всего, в султанские . А остальных продавали на невольничьих рынках. Бытовал такой обычай преподнесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами.

Девушек набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В XIX веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем .

Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с XV века, с правления султана Мехмеда II Завоевателя.

Исходя из вышесказанного, матерями султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила гаремом и контролировала гаремную жизнь именно мать султана. Наложницы, рожавшие султану сыновей, достигали элитного положения. Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок .

Любимицами султанов, наложницами с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали.

Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц:

В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины;

В две другие группы входили юные наложницы. Они проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы со временем могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего прочего, обучали искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц по истечении определенного периода времени могли выводить из гарема и снова продавать;

И в третью группу входили самые дорогие и самые красивые наложницы — одалиски. Девушки из этой группы обслуживали не только султанов, но и принцев . (Слово «odalık» — («одалиска») переводится с турецкого довольно тривиально — «горничная». Прим. сайт).

Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примера имен наложниц можем привести: Маджамаль (луноликая), Нергидезада (девушка, похожая на нарцисс), Нергинелек (ангелочек), Чешмира (девушка с красивыми глазами), Назлуджамаль (кокетливая) . Для того чтобы эти имена знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая также от срока пребывания в гареме.

О «девширме» и султанах — вечных холостяках

Одна из особенностей османской империи — беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман-беем в XII веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до XX века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии .

До превращения османского государства в империю его властители женились на дочерях других туркменских беев или христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем с мусульманками .

Так что до XV века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако с усилением могущества османского государства, султаны перестали видеть необходимость заключения брака с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь-наложниц .

Во времена аббасидского халифата из рабов создавалась придворная гвардия, которая была гораздо преданнее властителю, нежели представители других местных родов. В османский период этот подход был расширен и углублен. Христианских мальчиков обращали в ислам, после чего юные новообращенные служили одному лишь султану. Система эта носила название «девширме» . (По системе «девширме» (букв. «devşirme переводится как «сбор», но не «налог кровью» — как часто переводят на русский) набирали рекрутов в полки «янычар», но только самые талантливые мальчики попадали на обучение в султанский дворец для подготовки к военной или гражданской службе, остальные до совершеннолетия отдавались в турецкие семьи регионов вокруг Стамбула. Затем этих уже отуреченных и принявших ислам молодых людей определяли на гражданскую службу султану или в армию. Прим. сайт). Действовать означенная система начала в XIV веке. За последующие сто лет эта система настолько укрепилась и расширилась, что обращенные в ислам христианские юноши заняли все места в государственной и военной иерархии османской империи. Так оно продолжилось и впредь.

Наиболее одаренных новообращенных воспитывали при султанском дворе. Такая система гражданского дворцового обучения называлась «эндерун». Притом, что эти люди официально считались рабами султана, их положение отличалось от положения рабов, так сказать, «классического типа». Точно также особым статусом пользовались наложницы, набиравшиеся из христианок. Система их воспитания была схожа с системой «девширме» .

Примечательно, что последнее усиление влияние обращенных в ислам инородцев привело к тому, что в XV веке мужчины-девширме стали занимать не только все военные, но и все важнейшие государственные должности, а девушки-девширме из обычных наложниц стали превращаться в лиц, роль которых в дворцовых и государственных делах все более повышалась.

Одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь наложницами в Европе называлось нежелание повторить горькую и позорную судьбу султана Баязида I. Однако эта версия была далека от истины. В 1402 году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баязид попал в плен, в плен к Тимуру попала и жена Баязида — сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баязид покончил с собой. (Победа Тимура, известного также как Тамерлан, замедлила расширение Османской империи и отстрочила падение Константинополя и Византии на несколько поколений (более 100 лет). Прим. сайт).

История эта была впервые описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло, в написанной им в 1592 году пьесе «Великий Тимурленг». Однако какова доля истины в том, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в XV веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы (за исключением первых) также были детьми гаремных наложниц.

В то же время, как свидетельствует история, рассказанная дочерью султана Абдул Хамида II, правившего в последней трети XIX века (до 1908 года), к концу XIX века в Стамбуле стало широко распространятся одноженство. У Абдул Хамида II была одна любимая наложница, отличавшаяся хладностью чувств. В конце концов, султан понял, что любви наложницы ему не видать, и отдал ее в жены одному священнослужителю, подарив ей особняк . Правда, на протяжении первых 5 послесвадебных дней султан держал мужа своей бывшей наложницы во дворце, не отпуская его домой.

XIX век. Больше свободы для наложниц султанского гарема

Статус наложницы в гареме зависел от степени приближенности к султану. Если наложнице, а тем более самым любимым султанским наложницам — одалискам, удавалось родить султану сына, то статус счастливицы немедленно повышался до уровня султанской женщины .

А если сын наложницы в будущем становился еще и султаном, то эта женщина брала в свои руки управление гаремом, а подчас и всем дворцом.

Наложниц, которым не удавалось попасть в разряд одалисок, со временем выдавали замуж, обеспечивая при этом приданным. Мужьями султанских наложниц становились, по большей части, высокопоставленные вельможи или их сыновья. Так правивший в 18 веке османский властитель Абдул Хамил I предложил в жены сыну своего первого визиря одну свою наложницу, бывшую близкой султану с детских лет.

Наложницы, которые не становились одалисками, но в то же время работали в гареме служанками и воспитательницами более юных наложниц, могли покинуть гарем по истечении 9-ти лет. Однако часто бывало, что наложницы просто не желали покидать привычных стен и оказываться в незнакомых условиях. С другой стороны, наложницы, желавшие покинуть гарем и выйти замуж до истечения положенных девяти лет, могли обратиться с соответствующим заявлением к своему повелителю, т. е. султану .

В основном такие ходатайства удовлетворялись, причем и этим наложницам предоставлялись приданное и дом за пределами дворца. Наложницам, покидавшим дворец, давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Этим наложницам выплачивалось и регулярное пособие. Означенные женщины пользовались в обществе уважением и назывались дворцовыми .

Из дворцовых архивов мы узнаем, что пенсии выплачивались подчас и детям бывших наложниц. В общем, султаны делали все, чтобы их бывшие наложницы не испытывали материальных трудностей.

До XIX века наложницам, передавшимся в пользование наследным принцам, запрещалось рожать . Первым разрешил наложнице родить наследный принц Абдул Хамид, ставший после восшествия на престол султаном Абдул Хамидом I. Правда, ввиду того, что наложница родила дочку, последнюю до восшествия Абдул Хамида на престол воспитывали за пределами дворца. Так что девочка смогла вернуться во дворец уже в ранге принцессы.

В дворцовых архивах сохранилось много документов повествующих о романах между наследными принцами и султанскими наложницами. Так, когда будущему Мурату V было 13-14 лет, он находился в дворцовой плотницкой, в этот момент сюда вошла наложница. Мальчик жутко растерялся, однако наложница сказала, что ему нечего стесняться и что у него в распоряжении 5-10 минут, которыми он должен воспользоваться в надлежащих целях .

Бывало, что наложницы заводили романы даже с евнухами . При всей проблематичности этих романов. Более того, случалось, что евнухи убивали друг друга из-за чувства ревности.

На поздних этапах существования Османской империи случались романы между наложницами и заходившими в гарем музыкантами, воспитателями, живописцами. Чаще всего такие любовные истории происходили между наложницами и учителями музыки . Иногда старшие по рангу наложницы-воспитательницы закрывали глаза на романы, иногда нет. Так что вовсе не случайно, что в XIX веке несколько наложниц были выданы замуж за известных музыкантов.

Имеются в архивах и записи, касающиеся любовных историй между наложницами и юношами, обращенными в ислам, а вслед за этим определенными во дворец для воспитания и обучения .

Случались подобные истории и между наложницами и иностранцами, по тем или иным причинам приглашавшимися для работы во дворец . Так в конце XIX века произошла трагическая история. Один итальянский художник был приглашен для разрисовки части султанского дворца Йылдыз. За художником наблюдали наложницы. (Дворец Йылдыз («Звезда»), построенный в европейском стиле, был второй султанской резиденцией, построенной по европейским образцам — после дворца Долмабахче. Йылдыз и Долмабахче разительно отличались от старинной резиденции султанов — дворца Топкапи, сооруженного в восточном стиле. Топкапы был покинут последними османскими султанами, переехавшим сначала в Долмабахче, а затем в Йылдыз. Прим. сайт).

Спустя некоторое время между одной из наложниц и художником возникла любовная связь. Воспитательница, узнавшая об этом, заявила о греховности связи мусульманки с неверным. После этого несчастная наложница покончила с собой, бросившись в печь .

В жизни наложниц происходило немало подобных трагических историй. Однако случалось, что такие истории не завершались трагично и прелюбодействующих наложниц просто изгоняли из дворца .

Изгнанию подвергались и наложницы, совершившие тот или иной серьезный проступок . Однако в любом случае наложниц не бросали на произвол судьбы. Так оно произошло, к примеру, в конце XIX века. Как-то три наложницы развлекали султана Абдул Хамида II, когда он работал в столярной мастерской (все султаны имели различные хобби). В один прекрасный день одна наложница приревновала другую к султану и подожгла мастерскую. Пожар удалось потушить. Все три наложницы отказались признать вину, однако, в конце концов, дворцовой страже удалось выявить виновницу пожара. Султан простил ревнивицу, которой все же пришлось покинуть дворец. Тем не менее, девушке выплачивалось жалование из дворцовой казны .

Роксолана-Хюррем — «железная леди» гарема

Хюррем — одна из наиболее известных султанских наложниц, которая в свое время оказывала сильное влияние на османскую политику. Хюррем сначала стала любимой женщиной султана, а потом матерью его наследника. Можно сказать, что карьера Хюррем была великолепной .

В османские времена бытовала практика отправки наследных принцев в провинцию губернаторами с целью получения будущими султанами навыков в управлении государством. При этом с наследными принцами в определенный для них округ отправлялись и их матери. Документы свидетельствуют, что принцы испытывали к своим матерям большое почтение, и то, что матери получали жалование, превышавшее жалование принцев. Сулейман — будущий султан Сулейман Великолепный в XVI веке в свою бытность наследным принцем был отправлен губернаторствовать в (город) Маниссу .

В тот период одна из его наложниц Махидевран, бывшая то ли албанкой, то ли черкешенкой, родила ему сына. После рождения сына Махидевран получила статус главной женщины .

В возрасте 26 лет Сулейман взошел на престол. Спустя некоторое время в гарем поступила наложница из Западной Украины, входившей тогда в состав Польши. Звали это наложницу, веселую красивую девушку, Роксоланой. В гареме ей дали имя Хюррем (Хуррем), что в переводе с персидского означает «веселая» .

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Махидевран, мать наследного принца Мустафы, стала ревновать Хюррем . О ссоре произошедшей между Махидевран и Хюррем пишет венецианский посол: «Махидевран оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал ее. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».

Спустя год после прихода в гарем Хюррем родила сына. Вслед за этим она родила пять детей, в том числе одну девочку. Так что на Хюррем не распространилось гаремное правило, согласно которому одна наложница могла родить султану лишь одного сына. Султан был очень влюблен в Хюррем, поэтому он отказывался от встреч с другими наложницами .

В один прекрасный день один губернатор прислал султану в подарок двух красивых русских наложниц. После прибытия этих наложниц в гарем Хюррем устроила истерику. В результате эти русские наложницы были отданы в другие гаремы. Это еще один из примеров того, как Сулейман Великолепный нарушал традиции во имя любви к Хюррем .

Когда старшему сыну Мустафе исполнилось 18 лет, его отправили губернатором в Маниссу. Вместе с ним была отправлена и Махидевран. Что же касается Хюррем, то она нарушила еще одну традицию: она не отправилась вслед за своим сыновьями в места, куда они были назначены губернаторами, хотя другие наложницы, родившие султану сыновей, по-прежнему отправлялись с ними. Хюррем же просто навещала своих сыновей .

После удаления Махидевран из дворца главной женщиной гарема стала Хюррем. Также Хюррем стала первой в османской империей наложницей, с которой султан заключил брак . После смерти султанской матери Хамсе Хюррем полностью взяла в свои руки власть над гаремом. В последующие 25 лет она повелевала султаном как хотела, став самой сильной личностью во дворце .

Хюррем, как и другие наложницы, имевшие от султана сыновей, делала все для того, чтобы именно ее сын (а вернее один из них) стал наследником престола. Ей удалось подорвать доверие султана к наследному принцу Мустафе , которого очень любили в народе и который пользовался большой любовью янычар. Хюррем удалось убедить султана, что Мустафа собирается свергнуть его. Махидевран постоянно следила за тем, чтобы ее сына не отравили. Она понимала, что вокруг плетутся заговоры, цель которых устранение Мустафы. Однако ей не удалось предотвратить казнь своего сына . После этого она стала жить в (городе) Бурсе, пребывая в нищете. От бедности ее избавила лишь кончина Хюррем.

Сулейман Великолепный, поводивший большую часть в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем . Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем. Последняя стала для него главным советником.

Еще одной жертвой Хюррем стал главный визирь — садразам Ибрагим-Паша, тоже некогда бывший невольником. Это был человек, служивший султану еше с Маниссы и женатый на сестре Сулеймана Великолепного. Более того, из-за козней Хюррем был убит еще один верный приближенный султана — Кара-Ахмет Паша. Помогали Хюррем в ее интригах ее дочь Михримах и ее муж, хорват по происхождению, Рустем-Паша .

Хюррем умерла раньше Сулеймана. Ей не удалось увидеть восшествие на престол своего сына. Хюррем вошла в османскую историю как самая могущественная наложница », передавала станция в своих очерках по истории Турции.(Сын Сулеймана от Махидевран — Мустафа был задушен по приказу Сулеймана, т.к. султану было внушено, что Мустафа готовит измену. После кончины Роксоланы-Хюррем прошли годы, когда скончавшемуся Сулейману наследовал его сын от Хюррем — Селим, прославившийся сочинительством стихов, а также пьянством . В османской истории он теперь фигурирует под прозвищем Селим Пьяница. Всего Роксолана родила Сулейману пятерых детей, вкл. четырех сыновей, но только Селим пережил отца . Первый сын Роксоланы Мехмед (годы жизни 1521-1543) умер в молодом возрасте, как и самый младший — сын Джангир (1533-1553); еще один сын Роксоланы — Баязид (1525-1562) был казнен по указу отца после того, как в ходе вражды со своим родным братом — принцем Селимом (который и стал позднее султаном), скрылся во враждебный османам Иран, но затем был выдан обратно. Усыпальница Роксоланы находится в стамбульской мечети Сулеймание . Прим. сайт).

Эта серия очерков была передана турецким государственным иновещанием Радио «Голос Турции» на протяжении зимы-весны 2007 года, его русской редакцией. В данной публикации приведена расшифровка текстов очерков от 02/01/2007; 16/01/2007; 23/01/2007; 30/01/2007; 27/02/2007; Подзаголовки к очеркам расставлены Portalostranah.

Роксолана – королева Востока. Все тайны и загадки биографии

Сведения о происхождении Роксоланы, или Хюр-рем, – как ее называл возлюбленный султан Сулейман Великолепный, противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют.

О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

«Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II», – сообщает Википедия.

Первые подробности о ранних годах жизни Роксоланы-Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке.

Пленница. Художник Ян Баптист Гюисманс

Следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения.

Похищение татарами

Согласно некоторым авторам, прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская, которая родилась в 1505 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине – небольшом городке на Западной Украине. В XVI ст. этот городок был частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от опустошающих набегов крымских татар. Летом 1520 года, в ночь нападения на поселение юная дочь священника попала на глаза татарским захватчикам. Причем, у некоторых авторов, скажем, у Н. Лазорского, девушку похищают в день свадьбы. Тогда как у других – она еще не достигла возраста невесты, а была подростком. В сериале «Великолепный век» также показывают жениха Роксоланы – художника Луку.

После похищения девушка попала на невольничий рынок Стамбула, где и была продана, а затем подарена в гарем османского султана Сулеймана. Сулейман тогда был наследным принцем и занимал государственный пост в Манисе. Историки не исключают, что девушка была подарена 25-летнему Сулейману в качестве подарка по случаю восшествия на престол (после смерти 22 сентября 1520 г. его отца Селима I). Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем, что в переводе с персидского означает «веселая, смеющаяся, дарящая радость».

Как возникло имя: Роксолана

Согласно польской литературной традиции, настоящее имя героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой.

Свадьба султана Сулеймана и Хюррем

Из рассказов автора «Турецких писем» австрийского посла Бусбека мы узнали многие подробности из жизни Роксоланы. Можно сказать, что благодаря ему мы узнали о самом ее существовании, ибо имя женщины могло легко затеряться в веках.

В одном из писем Бусбек сообщает следующее: «Султан настолько любил Хюррем, что в нарушение всех дворцовых и династических правил заключил брак по турецкой традиции и подготовил приданое».

Один из портретов Роксоланы-Хюррем

Произошло это знаменательное во всех отношениях событие приблизительно в 1530 году. Англичанин Джордж Янг описывал это как чудо: «На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проходила во дворце, чему посвящались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. На старом ипподроме построили большие трибуны с местами и позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба… Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить».

Нужно указать, что в некоторых источниках говорится, что эта свадьба состоялась только после смерти валиде-султан, матери султана Сулеймана Великолепного. А валиде-султан Хафса Хатун умерла в 1534 году.

В 1555 году Стамбул посетил Ганс Дерншвам, в своих путевых заметках он написал следующее: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Роксолана-Хюррем была единственной женщиной в султанском гареме, имеющей официальный титул – султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Она заставила султана навсегда забыть о гареме. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на одном из приемов во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!

Дети Хюррем, рожденные в любви

Хюррем родила султану 6 детей.

Сыновья:

Мехмед (1521–1543)

Абдулла (1523–1526)

Дочь:

Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году от оспы).

Хюррем и Сулейман писали друг другу письма, полные страстных признаний в любви

Селим стал наследником престола. После смерти матери в 1558 г. другой сын Сулеймана и Роксоланы – Баязид – поднял мятеж (1559 г.) Он был разбит войсками отца в сражении при Конье в мае 1559 г. и попытался укрыться в сефевидском Иране, но шах Тахмасп I выдал его отцу за 400 тысяч золотых, и Баязид был казнен (1561 г.). Были убиты также пятеро сыновей Баязида (младшему из них было всего три года).

Письмо Хюррем своему повелителю

Письмо Хюррем султану Сулейману было написано, когда он был в походе на Венгрию. Но подобных трогательных писем между ними было множество.

«Душа моей души, мой повелитель! Привет тому, кто поднимает утренний ветерок; молитва к тому, кто дарует сладость устам влюбленным; хвала тому, кто полнит жаром голос возлюбленных; почтение тому, кто обжигает, точно слова страсти; безграничная преданность тому, кто осиян пречистой светлостью, как лица и главы вознесенных; тому, кто является гиацинтом в образе тюльпана, надушенный ароматом верности; слава тому, кто перед войском держит знамя победы; тому, чей клич: «Аллах! Аллах!» – услышан на небе; его величеству моему падишаху. Да поможет ему Бог! – передаем диво Наивысшего Повелителя и беседы Вечности. Просветленной совести, которая украшает мое сознание и пребывает сокровищем света моего счастья и моих опечаленных очей; тому, кто знает мои сокровеннейшие тайны; покою моего изболевшегося сердца и умиротворению моей израненной груди; тому, кто является султаном на престоле моего сердца и в свете очей моего счастья, – поклоняется ему вечная рабыня, преданная, со ста тысячами ожогов на душе. Если вы, мой повелитель, мое высочайшее райское древо, хотя бы на мгновение изволите подумать или спросить об этой вашей сиротинке, знайте, что все, кроме нее, пребывают под шатром милости Всемилостивого. Ибо в тот день, когда неверное небо всеохватной болью учинило надо мной насилие и в мою душу, несмотря на эти бедные слезы, вонзило многочисленные мечи разлуки, в тот судный день, когда у меня было отнято вечное благоухание райских цветов, мой мир превратился в небытие, мое здоровье в недуг, а моя жизнь в погибель. От моих беспрерывных вздохов, рыданий и мучительных криков, не утихающих ни днем, ни ночью, души людские преисполнились огнем. Может, смилуется творец и, отозвавшись на мою тоску, снова вернет мне вас, сокровище моей жизни, чтобы спасти меня от нынешнего отчуждения и забвения. Да сбудется это, о властитель мой! День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна! Мой повелитель, свет очей моих, нет ночи, которая бы не испепелялась от моих горячих вздохов, нет вечера, когда бы не долетали до небес мои громкие рыдания и моя тоска по вашему солнечному лику. День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна!»

Модница Роксолана на полотнах художников

Роксолана, она же Хюррем Султан во многих сферах дворцовой жизни являлась первооткрывательницей. К примеру, эта женщина стала законодательницей новой дворцовой моды, заставив портных шить для себя и близких одежду свободного покроя и необычные накидки. Обожала она и всякие изысканные украшения, часть из которых собственноручно изготовил султан Сулейман, тогда как другой частью драгоценностей были покупки или подарки послов.

О нарядах и предпочтениях Хюррем мы можем судить по картинам знаменитых художников, пытавшихся как восстановить ее портрет, так и воссоздать наряды той эпохи. К примеру, на картине Якопо Тинторетто (1518 или 1519–1594), живописца венецианской школы позднего Ренессанса, Хюррем изображена в платье с длинным рукавом, с отложным воротником и накидкой.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), чьим учеником, между прочим, был Тинторетто, написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa , то есть, русская султанша. Ныне этот шедевр Тициана хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида); в музее собраны уникальные произведения живописи и скульптуры времен средневековья Западной Европы.

Другим художником, жившим в то время и имевшим отношение к Турции, стал крупный немецкий художник из Флембурга Мельхиор Лорис. Он прибыл в Стамбул в составе австрийского посольства Бусбека к султану Сулейману Кануни, и пробыл в столице Османской империи четыре с половиной года. Художник сделал много портретов и бытовых зарисовок, но, по всей вероятности, его портрет Роксоланы не мог быть сделан с натуры. Мельхиор Лорис изобразил славянскую героиню немного полноватой, с розой в руке, с накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями и с волосами, уложенными в косу.

О невиданных нарядах османской королевы красочно рассказывали не только живописные холсты, но и книги. Яркие описания гардероба супруги Сулеймана Великолепного можно найти в знаменитой книге П. Загребельного «Роксолана».

Известно, что Сулейман сочинил небольшое стихотворение, которое имеет прямое отношение к гардеробу любимой. В представлении влюбленного платье его любимой выглядит так:

Повторял я множество раз:

Сшейте моей любимой платье.

Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц,

Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите

из морской синевы,

Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!

Просвещенная правительница

Хюррем Султан сумела проявить свой ум не только в любовных перипетиях, но и в общении с равными себе по положению людьми. Она покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии. Известно, что она вела переписку с королевами и сестрой персидского шаха. А для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов, она своими руками сшила шелковую рубашку и жилет, продемонстрировав тем самым щедрую материнскую любовь, которая должна была вызвать и благодарность, и доверие принца.

Хюррем Хасеки Султан даже принимала зарубежных посланников, переписывалась с влиятельными вельможами того времени.

Сохранились исторические сведения о том, что ряд современников Хюррем, в частности Sehname-i Al-i Osman, Sehname-i Humayun и Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет супруги Сулеймана, как женщины почитаемой «за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей».

Современники считали, что Хюррем околдовала Сулеймана

Она претворяла в жизнь масштабные благотворительные проекты. Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. K?lliye Hasseki Hurrem). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. S?leymanie).

К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюр-рем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле.

Миф о том, что Сулейман любил ведьму

Взаимная любовь правящих супругов вызывала не только зависть и недоумение, но и многочисленные пересуды. Посланник Габсбургов отмечал: «Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене».

Некий Зара писал по этому поводу: «Он так ее любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут ее не иначе, как жади , или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят ее саму, и ее детей, но, видя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут ее и ее детей, а вот о первой жене и ее детях отзываются добром».

Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесен и в западную историографию.

А соперницу в мешок…

Венецианский посол Пьетро Брагадин описал такой случай. Некий санджак-бей подарил султану и его матери по красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде-султан, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, ибо присутствие даже одной наложницы во дворце делало Хасеки Хюррем несчастной.

То ли как легенда, то ли как правдивая история, писателями описан случай расправы Сулеймана над наложницей. Говорят, что однажды после ссоры султан изменил Хюррем, проведя ночь с одалиской из гарема. О чем немедленно узнала Хасеки Хюррем. Она горько плакала и отказывалась разговаривать с султаном. Узнав, что возлюбленная рыдала, султан, мучимый угрызениями совести, приказал зашить одалиску в кожаный мешок и утопить в Босфоре. Приказ султана выполнили.

Козни, приписываемые Хюррем

Хасеки Хюррем сыграла важную роль в устранении и сына Махидевран – старшего наследного принца Мустафы, и своего злейшего врага – великого визиря Ибрагима-паши свою незавидную, роковую роль. Она приняла участие в возведении мужа своей дочери Михримах – Рустема-паши в должность великого визиря. Известны ее усилия по возведению на трон своего сына Баязида. Хюр-рем сильно горевала по поводу гибели двух своих сыновей, Мехмеда и Джангира, в молодом возрасте.

Роксолана-Хюррем на венецианской гравюре

Последние годы жизни она провела в болезнях до своей кончины в 1558 году.

Миф последнего времени: ватиканский след

Недавно в СМИ представили совершенно новый ответ на вопрос: кто такая Хюррем Султан, и где ее родина? И документы нашлись не где-нибудь, а якобы в секретных архивах Ватикана. Согласно этим бумагам, Хюррем вовсе не дочь бедного приходского священника из Ивано-Франковского прихода.

Некий доктор исторических наук Ринальдо Мармара искал вовсе не родословную Хюррем Султан, однако главной его сенсационной находкой стало именно это. Во время составлением каталога для книги об истории дипломатических отношений между Османской империей и Ватиканом, д-р наткнулся на документы, подтверждающие, что Папа Римский Александр VII (1599–1667) и султан Мехмед IV (1648–1687) были родственниками.

Приступив к детальному изучению генеалогического древа Папы, выяснились следующие факты. Пираты Османской империи в пригороде итальянского города Сиены нападают на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсили. Замок разграблен и сожжен дотла, а дочь владелицы замка – красивую девочку везут в султанский дворец.

В генеалогическом древе семьи Марсили указано: мать – Ханна Марсили (Marsili).

Первая ветвь – ее сын Леонардо Марсили. От него идут ветви: Чезаро Марсили, Алессандро Марсили, Лаура Марсили и Фабио Киджи.

Еще точнее – Лаура Марсили выходит замуж за представителя рода Киджи, и их сын – Фабио Киджи, рожденный в Сиене в 1599 году, становится в 1655 году Папой Римским и принимает имя Александр VII.

Вторая ветвь – дочь Ханны Марсили – Маргарита Марсили (Ла Роза, прозванная так за огненно-красный цвет волос… и вновь непонятно: кому же принадлежат черные волосы на портрете Хю во дворце Топкапы). От брака с султаном Сулейманом у нее были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед. Селим взошел на престол как XI правитель Османской империи.

Согласно такому раскладу, Хюррем в девичестве звали Маргарита, а не Анастасия или Александра Лисовская.

Но где гарантия, что найденные документы подлинные, не сфальсифицированные? Не вымысел венецианских послов, заложивших фальшивку в исторические бумаги? Не сплетня, перенесенная в дипломатическую переписку XVI или даже позже, скажем, XVII века? Ведь проверить этот факт – о происхождении женщины, жившей в гареме султана под именем Рокосланы-Хюррем не представлялось возможным. И вряд ли сама повелительница османов указывала в письмах к высоким особам, с которыми она вела дипломатическую и светскую переписку, подробности о своем детстве или юности. Зачем ей выдавать подробности о себе – той, которой она уже не была и никогда не будет?!

Журналисты, тиражирующие новость об итальянском происхождении Хюррем, утверждают, что генеалогическое дерево семьи османских падишахов и знатной семьи Марсили прослеживается вплоть до правителя Османской империи Мехмеда IV по прозвищу Охотник, и документ этот подписан самим Мехмедом и скреплен его печатью. И еще – будто бы подлинность документа подтвердил сам нынешний папа Бартоломей. Только вот никакого папы Бартоломея – когда появилась эта шокирующая новость – в Ватикане нет, потому что там восседал тогда Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер).

А вместе с этим новым «заблуждением» настоящий исследователь может обнаружить и другие несуразности, которые – одну за одной – раскрывает Софья Бенуа, автор популярной книги «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

С ВОСТОКА - НА ЗАПАД Географическое положение плодородных долин Восточного Китая во многом определяет его многовековую изоляцию. От остальной территории Азии эти долины отделяют горные системы, высокогорные пустыни, суровая тайга с севера и непроходимые дикие джунгли

Из книги Большая книга афоризмов автора

Мемуары и биографии См. также «Память», «Прошлое» Если вы думаете, что в прошлом уже ничего нельзя изменить, значит, вы еще не начали писать свои мемуары. Торвальд Галин Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Лешек Кумор Описание жизни

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Биографии Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь. Томас Карлейль (1795–1881), английский историк В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. Василий Ключевский (1841–1911), историк Если бы, скажем,

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

МАРГАРИТА ВАЛУА (1553–1615), королева Наварры, первая жена короля Франции Генриха IV, известная под именем «королева Марго» Господь в своем творении начал с меньшего и несовершенного, а кончил большим и совершенным. Он создал мужчину после других тварей, женщину же сотворил

Из книги 100 Великих Феноменов автора Непомнящий Николай Николаевич

Сен-Жермен, человек без биографии (По материалам А. Сидоренко)Никто точно не знал, где и когда сиятельный граф родился, что позволяло ему с лёгкостью рассказывать о своих встречах со знаменитостями, умершими сотни, а то и тысячи лет назад. Граф прекрасно владел немецким,

Роксолана (ок. 1506 - ок. 1558) Любимая жена султана Сулеймана I Великолепного. Рабыня, ставшая законной супругой Сулеймана благодаря своей красоте, уму и хитрости. * * *Слава и гордость Турции, гроза и ужас Южной и Юго-Восточной Европы Сулейман I принадлежит к числу тех

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Сулейман I и Роксолана Во время правления султана Сулеймана I - с 1520 по 1566 год - Османская империя достигла наивысшей точки расцвета. На протяжении двух последних десятилетий Сулейман находился под влиянием своей фаворитки, ставшей широко известной европейцам как Ла

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ОГНИ ВОСТОКА Ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал. Издавался в Уфе в 1926 г. Печатался на 32 стр., с одноцветными иллюстрациями и фотографиями. Тираж - 6 тыс. экз. Вышло 4 номера. Ответственный редактор - Д. А. Лебедев.В первом номере

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

ЗВЕЗДА ВОСТОКА Литературно-художественный журнал писателей Узбекистана. Основан в 1932 году (первоначально под названием «Советская литература народов Средней Азии», затем «Литературный Узбекистан», «Литература и искусство Узбекистана» и с 1946 года под нынешним

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

От «Востока» к «Восходу» Вслед за Ю. Гагариным в полет отправились Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Терешкова. Каждый полет должен был хоть чем-то отличаться от предыдущего, демонстрировать преимущество космонавтики над астронавтикой. С. П. Королев и

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

Тайны и загадки Луны Луна всегда притягивала взор человека. О ночном светиле, медленно плывущем по темному небосводу, слагали песни, стихи, легенды. И одновременно с ней связывали немало таинственных явлений как в жизни человека, так и в целом в природе.Но прошли столетия,

Из книги автора

БИОГРАФИИ ИСКОПАЕМЫХ Самым распространенным металлом в земной коре является алюминий. В недрах земли его содержится восемь процентов, в то время как золота - всего 5 миллионных частей процента. Однако люди долго не знали алюминия: первый слиток его был выплавлен во

Украинская девушка Роксолана заняла свое место в истории Османской империи благодаря непростому пути. Девушка попала в плен, потом в гарем к , добилась уважения, убрала с пути конкуренток и добилась благосклонности правителя. Роксолана приняла ислам и получила новое имя Хюррем.

Детство и юность

О детстве Роксоланы, будущей жены султана, достоверных сведений не сохранилось. Вокруг происхождения девушки ходит много слухов, но неизвестно, какие из них близки к правде. К примеру, посол Священной Римской империи всерьез говорил во время посещения Османской империи, что Роксолана родилась в Речи Посполитой. Благодаря этому девушка получила такое необычное имя. В те годы среди польских земель был город Роксолания.

Воспротивился этому другой посол, прибывший из Великого княжества Литовского. По его истории сказано, что Роксолана родом из села Рогатина, которое располагается в Ивано-Франковской области Украины. Посол выдвигал версию о том, что отцом девушки был местный священник.

Эта версия оказалась популярной в художественной литературе. По мнению писателей, жена султана носила имя Александра или Анастасия, родилась действительно в семье священнослужителя Гаврилы Лисовского.

Плен и гарем cултана

Набеги крымских татар совершались регулярно. Преступники захватывали золото, продукты и даже местных девушек. Так Роксолана оказалась в плену. Позже будущую жену султана перепродавали, после чего девушка оказалась в гареме . В те годы мужчина состоял на государственной службе в Манисе. На престол Османской империи султан пока не взошел.

По некоторым данным, Роксолану подарили Сулейману в честь восшествия на престол. После попадания в гарем девушка сменила имя на Хюррем, которое переводилось с персидского как «веселая». Историки подсчитали, что Роксолане было в это время не более 15 лет.


Внимание султана было приковано к новой наложнице, но это не нравилось другой девушке из гарема – Махидевран. Женщина родила Сулейману сына Мустафу. Наложница ревность проявляла разными способами. Однажды девушки подрались. У Хюррем появились раны на лице, клочки волос были вырваны, а платье разорвано.

Несмотря на это, Роксолану пригласили в покои к султану. Девушка отказывалась от визита, но Сулейман не стерпел такого отношения, поэтому избитая Хюррем предстала перед правителем. Мужчина выслушал рассказ и сделал пострадавшую девушку любимой наложницей.

Фаворитка

Хюррем стремилась не просто к рождению детей от султана. Роксолане было важно признание во дворце. Первым шагом в этом направлении стала борьба с соперницей Махидевран. Девушке помогла мать Сулеймана – Хафиса. Женщина сдерживала гнев наложницы, не позволяя нападать на молодую фаворитку сына.


Все сыновья, кроме Мустафы, умирают в юном возрасте. В условиях высокой детской смертности это стало настоящей проблемой, так как в итоге Сулейману некому было бы передать престол. Для Хюррем стало делом чести рождение сыновей правителю. Девушка считала, что это поможет добиться поддержки во дворце. И не ошиблась. Роксолану нарекли фавориткой султана.

Валиде-султан Хафиса умирает, поэтому сдерживать гнев наложницы было некому. У Сулеймана не было другого выбора, как отправить Махидевран с совершеннолетним Мустафой в Манису. Русская девушка добилась укрепления власти во дворце.

Жена султана

Хюррем стала первой наложницей, которую султан взял в жены. Ранее такое развитие событий было невозможным. С этого дня девушка не просто фаворитка в гареме, а жена Сулеймана. Интересно, что традиции в Османской империи не подразумевали такого исхода. Свадьбу сыграли в соответствии с местными традициями. Специально для Роксоланы султан ввел новый титул в обиход – хасеки. Понятие подчеркивало уникальность девушки и ее положения. Ранее жену правителя называли хатун.


Сулейман много времени проводил вне дворца, но оставался в курсе всех дел благодаря письмам от Хюррем. До наших дней дошли записки, которые возлюбленные писали друг другу. В них сохранилась неземная любовь, поселившаяся в сердцах султана и Роксоланы. Но не обходили стороной супруги и политические вопросы. Первое время за Хюррем послания составлял придворный писарь из-за плохого знания ею языка, но позже девушка выучила грамоту.


Во дворце власть Роксоланы уважали все, даже мать Сулеймана. Однажды от санджак-беев в дар султану передали двух русских рабынь – одну матери, а вторую правителю. Валиде хотела передать свой подарок сыну, но потом увидела недовольство Хюррем, извинилась перед девушкой и забрала дар обратно. В итоге рабыня осталась у Хафисы, а вторую передали другому санджак-бею. Хасеки категорически не желала видеть во дворце рабынь.


Корона на голове обязывала Хюррем встречаться с послами, отвечать на письма иностранных правителей. Умная девушка рожала детей султану, но не забывала о личном росте и развитии, поэтому общалась с влиятельными вельможами, художниками. Благодаря Роксолане в Стамбуле увеличилось число бань, мечетей и медресе.

Личная жизнь

В семье султана и Хюррем родилось шестеро детей: 5 сыновей и дочь. К счастью, среди них было кому унаследовать Османскую империю. Речь идет о Селиме. Мехмед скончался в 1543 году после продолжительной болезни. Это была оспа. У Джихангира не было богатырского здоровья, поэтому молодой человек скончался в молодом возрасте. Парень мог заболеть из-за тоски по брату Мустафе, которого казнили.


Вокруг этой ситуации ходило немало слухов. Многие во дворце утверждали, что к казни старшего сына Сулеймана приложила руку Хюррем. Султан отдал приказ об убийстве Мустафы.

Баязид, четвертый сын правителя от Хюррем, люто возненавидел брата Селима. Парень собрал 12-тысячное войско и попытался убить родственника. Попытка провалилась, и Баязид вынужден был бежать в Персию. Сына Сулеймана окрестили предателем Османской империи. В те годы страны враждовали, но после заключения мира и оплаты в размере 400 тысяч золотых монет людей, поддерживающих, Баязида убили. Молодого человека и четырех его сыновей передали в руки султана. В 1561 году привели в исполнение смертный приговор, вынесенный Сулейманом.

Смерть

В биографии Хюррем много белых пятен, но описание смерти сохранилось до нашего времени. В течение продолжительного времени Роксолана находилась в Эдирне. После возвращения во дворец женщина умирает на руках у Султана. По некоторым данным, смерть наступила в результате отравления сильнодействующим ядом, но медицинского подтверждения этому нет.


Через год был создан специальный мавзолей, над которым работал архитектор Мимара Синана. Объект назвали в честь жены султана. Мавзолей задекорировали изникскими керамическими изразцами, на которых изображены райские сады, стихи. Усыпальница Роксоланы расположена в непосредственной близости от мавзолея Сулеймана, по левую сторону от мечети.

Комплекс «Сулеймание» включает в себя не только гробницу Хюррем и Султана, но и могилу Ханым - султан, дочери Хатидже -султан, сестры Сулеймана.

Образ в культуре

Образ Роксоланы активно используют в литературе, театре, музыке и киноискусстве. В 1835 году Нестор Кукольник создал поэму «Роксолана, драма в пяти актах в стихах». Позже увидела свет повесть «Роксолана, или Анастасия Лисовская». Автором произведения стал Михаил Орловский. Писатели пытались рассказать свою версию происхождения, жизни и смерти жены султана Османской империи. До сих пор эта тема не дает покоя литераторам и историкам.

Несколько раз на сценах украинских и даже французских театров ставили спектакли на тему жизни и правления Хюррем-султан. В 1761 году актеры исполнили пьесу «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» , позже в Украине дважды показывали спектакль «Роксолана».

По некоторым подсчетам, о жене Сулеймана написано около 20 музыкальных произведений, в том числе «63 Симфония» , опера Александра Костина «Сулейман и Роксолана, или Любовь в гареме», рок-опера «Я – Роксолана» производства Арнольда Святогорова и Степана Галябарда.

Многочисленные сериалы, снятые о жизни Хюррем-султан, меркнут перед работой турецких режиссеров. Речь идет о телесериале «Великолепный век». Роль Роксоланы сыграла прекрасная актриса . Специалисты, работающие над картиной, сравнивали фото артистки и изображения с Хюррем и пришли к выводу, что девушки похожи.


Сценарист собрал воедино источники, в которых содержалась информация о жизни в Османской империи, Сулеймане, Роксолане, переработал и создал невероятный сериал, который покорил сердца миллионов телезрителей. Роскошные наряды, дорогие украшения, богатства дворца – это привлекает зрителей со всего мира. Интересные нарезки видео из телесериала разлетелись по Интернету.

В «Великолепном веке» Хюррем предстает могущественной молодой женщиной, поставившей себе цель, добивающейся желаемого, не обращая внимания на преграды. Роксолана сразу поняла, чего хочет. Желание было одно – стать женой султана, а не просто быть фавориткой, наложницей правителя.

Девушка убрала соперниц, добилась уважения матери Сулеймана и местного правительства. Хюррем сделала невозможное – из наложницы превратилась в жену и помощницу султана, родила наследников Османской империи, завоевала любовь Сулеймана.

Запомнился телезрителям турецкий сериал, по биографии жены султана сняли фильм «Роксолана: кровавый путь к трону». Историки окрестили ленту псевдодокументальной, так как слишком большое количество фактов, представленных как правда, не соответствовали действительности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: