Про заболевания ЖКТ

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!

Мой личный опыт, отзывы довольных семей и заключения педиатров, психологов и неврологов мировой практики говорят о том, что в большинстве случаев научить 6 месячного ребенка просыпаться дважды за ночь (в худшем варианте) поесть, а к 10-12 месяцам свести эти пробуждения к нулю — , ни сколько не сложно (при грамотном подходе) и не травматично ни для мамы, ни для ребенка. Многие дети сами «показывают», что больше не хотят, чтобы их усыпляли.

В определенный момент, вы можете заметить, что прием с укачиванием требует все больше времени, а то и не работает совсем, что малыш выгибает спинку, как бы пытаясь вырваться из маминых рук во время качаний, сопротивляется соске — это верные признаки того, что малыша пора учить засыпать самому. И даже если вы не видите активного сопротивления сложившейся у вас методике укладывания, но ваш малыш при этом плохо/мало спит и он старше 4-5 месяцев — можно смело приступать к выработке навыка самостоятельного засыпания.

Последний вопрос, который я хочу осветить в этой статье — это вопрос плача во время «тренировки» засыпать самостоятельно.

Многие мамы просто не могут видеть слез и страданий малыша, и поэтому не могут последовательно выполнять шаги программ, которые допускают (а иногда напрямую рекомендуют) плач ребенка. Хорошая новость в том, что существуют программы, которые учат засыпать с минимумом слез. Наша программа адаптирована именно под ваш конкретный случай! Каждая семья должна выбирать себе программу исходя из типов характера мамы и ребенка, времени, которым они располагают на выработку навыка засыпания (с некоторыми детьми методики, которые используют плач могут добиваться результата быстрее), целей, которые они хотят достичь.

Конечно, если вы долго укачивали малыша, пели ему песенки, чтобы он заснул, то как минимум, он может протестовать против изменившегося ритуала. Это еще одна из причин, почему искать помощи в освоении навыка засыпания лучше раньше, чем позже. Но и для малышей постарше можно подобрать такой подход, который минимизирует стресс и принесет результат. Важно понимать, что любая программа должна быть адаптирована под характер малыша, его возраст, обстановку в семье. Эмоциональный малыш, боязливый, очень привязанный к маме, или тот у которого сильно выражено стремление добиться своего потребует от мамы большего терпения и настойчивости, чем гибкий, легко адаптирующийся ребенок. Поэтому мама тоже должна оценить свое терпение и степень последовательности, а задача консультанта поддержать ее и помочь сформировать корректные ожидания о процессе, сроке и итоге программы. Это как в одной крылатой фразе — возможно все, на невозможное (или то, что вам таковым кажется) просто требуется больше времени!

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!


Понравиласть статья? Оцените:

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Малышу двух-трех лет пора спать. Но он как будто специально тянет время: то водички ему принеси, то подушечку поправь. Просит задвинуть шторы, а через пять минут требует их раздвинуть: ему, видите ли, так больше нравится. И вообще будет лучше, если мама посидит с ним рядом – пока он засыпает.

Взрослые начинают раздражаться: сколько дел еще нужно переделать, а желанная свобода все не наступает! Вот у других ребенок только коснется головой подушки, как уже спит. Никаких специальных убаюкиваний не требует. А это… Да он просто издевается! Не стоит волноваться. Во-первых, у других тоже бывает по-разному. Во-вторых, вечерняя усталость и накопившееся раздражение родителей не способствуют правильной оценке ситуации.

Почему они не любят спать?

Малыши, в отличие от взрослых, не любят ложиться спать. Они воспринимают сон почти так же. Как люди архаических времен. Древние люди думали про спящего: его здесь временно нет. Конечно, малыш не может объяснить свое поведение такими словами. Но каждый раз перед засыпанием он переживает расставание с близкими (закроешь глаза и ничего не будет) и невозможность активного движения.

А ребенок раннего возраста мыслит и чувствует по преимуществу в движении. Недаром психологи называют его интеллект «психомоторным». Нет ничего удивительного, что малыш всеми доступными ему средствами хочет оттянуть неприятный момент. Кроме того, ребенку кажется, что тратить время на сон равносильно пропуску чего-то очень интересного.

Что делать?

Чтобы укладывание не превращалось для взрослых в пытку, постарайтесь придать этому процессу некоторую структуру – с учетом психологических особенностей и потребностей малыша.

Каждая мама может рассказать, как ее двухлетний ребенок с забавной настойчивостью требует воспроизведения каких-то слов и действий. Например, целовать его надо обязательно три раза: причем сначала в лобик, а потом в обе щечки; перед купанием посадить в ванную резинового пупса, а уж потом – самого малыша; кашу класть в одну и ту же привычную тарелочку.

Родители удивляются настойчивым требованиям ребенка читать на ночь одну и ту же сказку. Малыш при этом внимательно следит, чтобы текст воспроизводился полностью, без всяких пропусков и замены слов.

Почему? В раннем возрасте ребенок усваивает огромное количество информации, развитие его идет невероятно быстро. Детский консерватизм – обратная сторона этого процесса, своеобразная защитная реакция психики от многообразия впечатлений. Динамичный мир должен получить какие-то устойчивые характеристики, фиксированные метки.

Малыш наполняет свою жизнь самостоятельно создаваемыми ритуалами. У каждого ребенка индивидуальный набор таких ритуалов. Но практически все дети пытаются придать ритуальный характер своему засыпанию. Если пустить дело на самотек, гонять перед сном туда-сюда маму (или няню) и капризничать – это может стать для ребенка ритуалом, и борьба с этой привычкой будет болезненной. Лучше привнести в этот процесс разумный порядок и содержательность.

Правила поведения

Нельзя укладывать малыша спать в спешке, сопровождая свои действия словами «Скорей, скорей!». Это не дает ему расслабиться, создает ненужную напряженность, может спровоцировать капризы. На укладывание нужно оставлять время с запасом, чтобы была возможность включить в него и общение, и игру.

Пусть малыш перед сном «проиграет» предстоящее ему укладывание: приготовит постельку для куклы, покачает ее, положит в кроватку, поцелует, пожелает «Спокойной ночи!» - то есть сделает все то, что составляет ритуал его собственного прощания перед сном.

Если ребенок в чем-то провинился, конфликт нужно разрешить до сна и ни в коем случае не угрожать карами на следующее утро: «Вот проснешься – я тебе покажу!». Малыши не понимают отсроченных наказаний, зато погружаются в сон с ощущением, что их не любят. Это крайне болезненное переживание.

Сделайте чтение или рассказывание сказки традиционным совместным занятием перед сном. Читайте и рассказывайте рядом с детской кроваткой – тогда ребенок будет связывать с ней приятные минуты общения. На ночь лучше читать что-нибудь знакомое. Во время чтения посадите малыша на колени, прижмите его к себе, если он сидит рядом, или держите за ручку: телесный контакт рождает чувство единения и защищенности.

Малышу трудно расставаться с любимыми взрослым. Поэтому «прощание» должно быть наполнено особым, ярко выраженным проявлением чувств, подтверждением любви и принятия со стороны взрослого. Обязательно обнимите и поцелуйте малыша, назовите ласковым словом перед тем, как выйти из комнаты.

Последовательность ваших собственных действий и совместных действий с ребенком должна повторяться изо дня в день, чтобы вы могли сказать: «Мы сделали то-то, то-то и то-то. Теперь тебе пора спать, а я уйду делать дела». Будьте нежны, но настойчивы. На призывы ребенка после окончания ритуала отвечать не следует.

Постарайтесь предвидеть некоторые ситуации, чтобы не допустить их. Например, вы знаете: уложенный в кроватку малыш только вы выйдете, обязательно попросит водички. Предложите ему попить заранее, а потом поставьте на столик рядом с кроваткой чашечку с водой. Если боитесь провокаций («Мама! Я пролил водичку!»), налейте воду в бутылочку с соской. Ничего страшного, если ребенок днем такой бутылочкой не пользуется: она будет лишь декорацией для вечернего действа. Точно так же ведите себя, если малыш начинает проситься на горшочек. Поставьте горшок у кроватки. Если малыш захочет пописать, то должен сделать это без вашей помощи.

Внимательно отнеситесь к просьбе ребенка оставить в комнате ночник: многие дети боятся темноты, и нет причин оставлять их один на один с их страхами. Используйте «волшебные» лампы с изображением спокойно двигающихся фигурок или предметов. Они отвечают потребности ребенка наблюдать движение и успокаивают. Но включайте такую лампу только перед засыпанием, когда вы сами уже покинули детскую. Образ лампы со всеми ее красотами должен быть «привязан» исключительно к укладыванию. В другое время дня лампу лучше вообще убирать с глаз малыша.

Вашим молчаливыми союзниками в укладывании могут стать звездочки, «проявляющиеся» в лучах ночника, или другие подобные изображения. Можно каждый раз наклеивать звездочки в разных местах над кроваткой малыша: «Я выйду из комнаты, а ты попробуй отыскать глазками новую звездочку!».

Имейте в виду : каждый ребенок имеет индивидуальные особенности. Если малыш страдает нарушением сна или у него выражены невротические проявления, излишняя педагогическая жесткость может ему навредить. В таких случаях лучше пожертвовать полчаса времени и дождаться у кроватки, пока малыш заснет, чем своей принципиальностью усугубить уже имеющиеся проблемы.


Взгляд того или иного педиатра на то, в возрасте нескольких месяцев, определяется в первую очередь точкой зрения этого специалиста на функционирование организма ребенка, его нервной системы, на психологию малыша. Занимательно, что до сих пор в этом вопросе среди врачей-педиатров нет единой позиции.

Первая точка зрения: ребенок должен засыпать только самостоятельно.

Эта концепция была очень популярна в 20 веке в западном и околозападном мире, особенно – в США и СССР, где нарушилась преемственность традиций ухода за малышами и . Суть концепции сводится к тому, что любая помощь в засыпании, оказываемая даже новорожденному крохе – будь то укачивания, ношение на руках, грудь или соска – трактовалась как попытка «избаловать» чадо и резко критиковалась. В основе такого подхода – представление о ребенке как о неврологически зрелом существе, которое с рождения может регулировать процессы возбуждения и торможения, и, соответственно, способно засыпать полностью самостоятельно (нужно отметить, что такие дети в природе есть, но их не большинство). Дети выражали свое крайнее неудовольствие диким ором, благодаря чему такой подход и получил название «засыпание через крик». Кстати, крик педагоги и педиатры, пропагандирующие данную концепцию, интерпретировали как признак избалованности, стремление манипулировать родителями (Бенджамин Спок) или просто как нечто, помогающее ребенку сбросить накопившееся напряжение.

С 80-90-х годов прошлого века была проведена масса исследований, по результатам которых подобный подход был признан в корне противоречащим физиологии и . Доказано, что нервная система большинства малышей (особенно легковозбудимых) не способна к саморегуляции, поэтому комфортное расслабление и сон у них являются результатом определенной стимуляции (сосания, укачивания, прослушивание музыки и т.д.). Со временем, когда ребенок сам научится контролировать процесс расслабления и «погружения» в сон, необходимость в стимуляции отпадет (у кого-то это происходит к году, у кого-то после 3-х лет), и ребенок научится засыпать самостоятельно. Более того, именно такая схема обеспечивает им нормальный здоровый сон в более взрослом возрасте. В то же время дети, которым «давали покричать», вырастают с нарушенным механизмом расслабления и часто пополняют ряды страдающих хронической бессонницей и разнообразными неврозами.

Вторая точка зрения: здоровый сон грудного ребенка — результат физической усталости.

Этой концепции придерживается, в частности, популярный украинский педиатр Евгений Комаровский. Основана она на представлении о том, что сон является непосредственным результатом физиологической усталости, и, соответственно, чтобы выработать у ребенка нормальный цикл сна и бодрствования, его нужно не укачивать перед сном, а «умотать», то есть обеспечить ему достаточную физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе и т.д. Как показывает родительская практика, такой подход во многих случаях весьма эффективен и действительно помогает малышу «вписаться» в определенный режим и сделать процесс погружения в сон более спокойным и «безболезненным». Кроме того, у такой стратегии есть масса «побочных положительных эффектов», в частности укрепление здоровья ребенка, улучшение его общего самочувствия. Тем не менее, для некоторых детей (опять же, в первую очередь для возбудимых или, оперируя терминологией американских врачей Уильяма и Марты Серз, для детей с повышенными запросами), такая стратегия сама по себе не решает проблему погружения грудного ребенка в сон. Зачастую после усиленных физических занятий и прогулок такие карапузы только перевозбуждаются, и для засыпания им необходима дополнительная помощь.

Третья точка зрения: мама, титя, слинг.

Сторонники третьей теории утверждают, что погружение малыша грудного возраста в сон при помощи различных «стимулирующих» факторов — это самая что ни на есть норма: по некоторым данным, более 50% детей в возрасте до полугода испытывают трудности с самостоятельным засыпанием. Поэтому они рекомендуют универсальный, проверенный тысячелетиями подход для обеспечения спокойного сна грудному ребенку: помогите ему заснуть! Носите детей на себе, давайте им грудь или соску, укачивайте малыша в колыбели, кладите с собой в кровать – поговорка «лишь бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» таит в себе уйму здравого смысла. Не бойтесь испортить малыша и привить ему неправильные привычки – через какое-то время вы обязательно

Младенец сразу после рождения нуждается в материнском тепле, внимании и заботе. Значительную часть суток дети отводят сну. Чтобы кроха заснул быстрее испокон веков используют укачивание. способствует быстрому засыпанию новорожденного. Однако, наступает момент, когда мама принимает решение приучить засыпать малыша самостоятельно, без кормления грудью или укачивания. Чтобы переход прошел безболезненно для грудничка, необходимо правильно провести изменения в режиме.

Процесс укачивания напоминает грудничку однообразные и размеренные движения, когда малыш находится в мамином животе. Монотонность действий при этом связана в подсознании грудничка с чувством защищённости, помогает быстрее успокоиться и уснуть.

Существует версия, что такой ритуал, предшествующий отхождения ко сну, способен развивать вестибулярный аппарат, что в будущем поможет ребенку увереннее удерживать равновесие во время ходьбы.

Чтобы уложить грудного ребенка спать без укачивания и кормления грудью, важно изначально разобраться с тем, почему он не может долго уснуть. Причина беспокойного поведения новорожденного часто заключена в следующем:

  • Недостаточная усталость крохи. Если карапуз много и долго спит днем, мало играет на свежем воздухе, ограничен в движении, и когда приходит время ложиться в кроватку на ночной сон, начинает капризничать, протестовать против укладывания.
  • Нежелание или страх расставания с мамой. Дети знают прикосновение руки, запах, голос и сердцебиение матери с рождения. Привыкнув засыпать под боком у мамы, ребенок будет бояться и беспокоиться из-за того, что привычная обстановка изменилась.
  • Выработка привычек. Если с младенчества детей укладывать спать под размеренное укачивание, у них выработается определённая последовательность действий перед процессом засыпания.

Родителям важно знать с какого возраста лучше приучать малыша к самостоятельному засыпанию в кроватке без дополнительных усилий со стороны близких. Рекомендованный возрастной диапазон довольно широк – с 6 месяцев до 2–3 лет. Как только количество ночных кормлений сократится и за ночь карапуз просыпается единожды, можно начинать постепенное приучение. Начиная процедуру до года, следите за реакцией крохи. Если он не готов, лучше откажитесь от затеи. Годовалый малыш быстрее поддастся новому режиму, чем грудничок.

Доктор Комаровский отмечает, что проблема самостоятельно сна носит не медицинский, а педагогический характер. Приучить любого малыша к удобному графику по силам родителям, главное – запастись терпением и настойчивостью. Следует избегать частого укладывания ребенка спать при помощи укачиваний, чтобы не сформировать устойчивой привычки у крохи.


Как научить грудничка засыпать самостоятельно

Важно процесс укладывания малыша в постель превратить в спокойный и естественный ритуал. Отучить кроху от качания можно только одним способом – перестать его укачивать. Обязательно надо рассказать малышу, что у него есть свое спальное место, подготовить его к предстоящим изменениям. Даже если малыш ночью спит с мамой, дневные сны следует проводить в собственной постели. Составьте график вечерних мероприятий, выполняйте их ежедневно в одно и то же время. Последовательность действий может быть следующей:

  • прогулка на улице;
  • купание (можно использовать для ванночек отвары трав, обладающие успокоительным эффектом);
  • расслабляющий массаж;
  • время спокойных игр;
  • кормление;
  • колыбельная или сказка.

Нельзя практиковать нововведения, изменять привычный процесс засыпания и режим ребенка, если карапуз заболел или плохо себя чувствует. Для пересмотра расписания подберите время, когда малыш полностью здоров.

Необходимо научить ребенка различать дневной и ночной сон. Днем не стоит задергивать шторы, включать светильник, создавать особую атмосферу для сна. А вот ночью звуки и свет должны быть приглушенными.

Чтобы помочь малышу самому заснуть в кроватке, существует множество проверенных способов:

  • полежать рядом;
  • включить успокаивающую музыку;
  • положить рядом любимую игрушку;
  • рассказать малышу, какие животные (птицы, игрушки) уже уснули;
  • убаюкать малыша поможет сказка или колыбельная;
  • темнота способствует выработке гормона, способствующего засыпанию;
  • белый шум (фен, шум радио и т. д.);
  • длинный звук ш;
  • мягкое прихлопывание по спинке или плечику.

Ритуалы отхождения ко сну, которые сопровождаются одной и той же последовательностью совершаемых действий помогают создать новый режим. Совершаемый ритуал может быть разработан родителями самостоятельно исходя из графика малыша, его привычек.

Разрешите карапузу заснуть на маминой груди и переложите его в кроватку, коляску. Рядом положите свою одежду. Чувствуя мамин запах, ребенок будет спать крепче и спокойнее. Главный секрет – создать удобный дневной режим и придерживаться его, несмотря на все трудности. Пройдет время и малыш привыкнет к новым правилам сна и бодрствования.

Методики самостоятельного засыпания

Специалисты-сонмонологи настаивают на необходимости обучения ребенка самостоятельному засыпанию. При этом важно учитывать его возраст, тип темперамента и т.д. Существует множество методик самостоятельного детского сна. При этом они различаются по степени участия родителей в процессах сна и радикальности по отношению к ребенку.

Лояльные методики сводится к постепенному воздействии речевых и тактильных приёмов, которые воздействуя на кроху, помогут научиться успокаиваться и засыпать самостоятельно.
К таким воздействиям относят комплекс привычных маме манипуляций. Согревающая ванна с успокаивающими травами, защита от непроницаемости света в помещение, колыбельная или сказка, нежный мамин голос, мелодичные спокойные музыкальные мотивы помогают успокоиться ребенку. При этом родители отказываются от укачивания малыша, кормления грудью, пустышки и других способов, вызывающих устойчивое привыкание.

Постепенно кроха адаптируется к тому, что в момент беспокойства, просыпания его не берут на руки. Основой стратегии является последовательность родителей в действиях. При этом важно не устанавливать чётких дат достижения цели, не стоит ориентироваться на чужие успехи. Родителям важно оценивать характер плача малыша: конечно, если кроха плачет от боли, голода применение методов останавливают и удовлетворяют потребности грудничка. Возможны также случаи, когда малыш требует тактильного контакта, что проявляется в виде надрывного плача, истерик. Такого состояния допускать нельзя – возможно грудничок не готов к такому способу приучения к самостоятельности. Поэтому так важно опираться на индивидуальность каждой ситуации, характер ребенка, возраст, темперамент и т.д.

Техника «Фейдинг»

Считается одной из наиболее мягких и длительных методов. Суть его заключается в плавной смене привязанностей. Мама при засыпании отвлекает кроху от груди (укачивания, бутылочки) другими действиями, которые призваны заинтересовать ребенка (стишки, сказки, колыбельная и т.д.). Используя этот вариант, женщина не лишает малыша привычных процессов засыпания, но мягко сокращает время контакта с объектом. Для воплощения этой техники может понадобиться 1,5 – 2 месяца.

Метод «Долгое прощание»

Этот способ оптимален для мам, которые не готовы мириться с длительным плачем ребенка. Используя данную методику, родители постепенно увеличивают расстояние между собой и кроваткой крохи: ежедневно укладывая младенца спать, необходимо усаживаться всё дальше от ребенка. При этом малыш не испытывает страха расставания с мамой, ведь он слышит её голос и знает, что она близко.

Используя эту тактику важно учитывать несколько важных моментов: ребенок укладывается в постель, когда посылает сигналы готовности ко сну (зевает, трёт глазки, замедляются движения); если малыш выражает беспокойство, родители не берут кроху на ручки, а успокаивают его мягкими поглаживаниями, разговаривая с ним; также не следует допускать интенсивного плача малыша. Цикл «передвижения» маминого стульчика от кроватки до дверного проёма может занять от 10 до 20 дней. Психологи отмечают, что мама должна быть уверена в необходимости и правильности своих действий, ведь кроха может почувствовать её неуверенности и беспокойство.

Метод Элизабет Пентли

Сущность этой техники заключается в изменении привычных малышу ассоциаций, с которыми связывает малыш процесс засыпания. Автор метода рекомендует начинать процедуру укладывания несколько раньше принятого времени, что позволит крохе не переутомиться. Пентли также рекомендует заменить привязанность на игрушку или мамину вещ (например, платок). Также автор советует не реагировать на любое кряхтенье или похныкивание. Важно, чтобы младенец научился успокаиваться от нежного поглаживания, звука материнского голоса.

Существует целый ряд техник, направленных на обучение младенца самостоятельному сну, сущность которых заключается в выдерживании и увеличении родителями некоторого временного интервала между началом плача и моментом, когда мама подходит к малышу для успокоения. При этом мама не берёт малыша на ручки, а использует поглаживания, похлопывания, белый шум. Стоит отметить, что применять такие способы не рекомендуется для деток младше 6 месяцев, а некоторые психологи отмечают, что практиковать такие приёмы можно только после 3 –летнего возраста, когда малыш уже готов к «отделению» от мамы.

Что может мешать ребенку спать

Случается так, что 12-месячный малыш уже отвык от укачиваний, мамины старания не прошли даром. Однако засыпая в кроватке, он часто просыпается и плачет. Чтобы ночь прошла хорошо, определите, что мешает карапузу спокойно отдыхать, устраните раздражитель:

  • Мокрые подгузники. Чтобы ребенок меньше писал ночью, не давайте перед сном ему много воды, чая или компота.
  • Чувство голода. Блюда для ужина должны быть достаточно питательны для того, чтобы малыш мог сытно кушать перед сном.
  • Повышенный уровень шума. Голоса взрослых, телевизор или шум стиральной машинычастые причины беспокойства крохи.
  • Некомфортная обстановка в помещении. В комнате должно быть прохладно и влажно. Оптимальная температура воздуха – 18–22 градуса. Проветривайте помещение перед сном.
  • Неудобная одежда. Вещи карапуза должны быть сделаны из натуральных тканей, не сдавливать тело и ни мешать движениям, ни содержать грубых швов, аппликаций.
  • Насекомые и др.

Сколько времени потребуется для адаптации малыша к нововведению зависит от индивидуальных факторов, его возраста. Не стоит излишне давить на кроху, проявлять упорство, если ребенок требует внимания мамы, хочет ощущать её близость. С малышом можно договориться, обосновывая свои действия, постепенно сокращая время контакта и его частоту. Например, мама перед сном несколько минут совершает покачивания сидя на кровати взяв ребенка на руки. Затем укладывает в пастель и поёт колыбельную. Постепенно первый этап засыпания укорачивается, а второй удлиняется. Стоит отметить, лучше всего умеет спланировать сценарий отхода малыша ко сну мама, которая лучше остальных знает привычки и потребности своего ребенка.

Ребенок, который всегда радует родителей крепким детским сном, встречается не так часто, как того хотелось бы. Обычно даже спокойный и уравновешенный малыш превращается в маленького тирана или плаксу, когда приходит пора укладываться спать. Если мама и папа будут приучать малыша ко сну по правилам, а не пускать этот деликатный процесс на самотек, то никаких проблем со сном у ребенка не будет. Соответственно, не будет проблем с недосыпанием и усталостью у его родителей и других членов семьи.


Авторитетный детский врач и автор многочисленных статей и книг для родителей о детском здоровье Евгений Комаровский знает, как правильно научить ребенка укладываться спать. И этим знанием он всегда охотно делится с родителями, которые никак не могут наладить режим отдыха своего малыша.

Детский сон

Озадачиться вопросами организации детского сна родители должны сразу после возвращения из роддома. И хоть спит новорожденный младенец до 20 часов в сутки, это самое подходящее время для установления и первой «обкатки» режима сна и бодрствования. Если это сделано, то редко в более старшем возрасте у малыша будут возникать проблемы с засыпанием.



Но если крохе не помогли с самого начала жить по определенному режиму, то потом ситуация может усугубиться.

Правила детского сна расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Ночной и дневной сон очень взаимосвязаны. Если ребенок плохо спит днем, то, скорее всего, и ночью у него будут сложности со спокойным отдыхом, а это значит, что вся семья не будет высыпаться.




Конечно, все дети разные, как и семьи, в которых они растут, но медики постарались подсчитать суточную потребность в сне для детей разного возраста. Нормально развиваться, по их мнению, чадо сможет только тогда, когда продолжительность его сна хотя бы примерно приближена к этим, довольно усредненным, нормативам:

  • Новорожденным и детям до месяца отводится 9 часов дневного сна и 11-12 часов ночного (с перерывами на перекусы).
  • До 2 месяцев у ребенка обычно бывает 4 дневных эпизода сновидений и 10 часов ночного отдыха.
  • К полугоду малыш может спать днем 2-3 раза, а ночью он спит не менее 9-10 часов. Кормить его в ночное время уже необязательно.
  • На два дневных сна кроха переходит в 7-9 месяцев, длительность ночного отдыха остается прежней. 10 часов ночью и 1-2 дневных сна по 2 часа нужны малышу в возрасте года и чуть старше.



Еще раз отмечу, что нормы эти довольно общие, и малыши вовсе не обязаны с аптекарской точностью соответствовать этим цифрам и рекомендованным значениям.


Дети спят иначе, чем взрослые. У них, согласно исследованиям ученых из Великобритании, совершенного иная структура сна, иной темп чередования медленной и быстрой фаз.

Сны дети до 6-7 лет видят не так часто, как думают взрослые, но чаще страдают парасомниями (это те самые патологии сна, которые так сильно осложняют процесс нормального отдыха всей семьи). Чаще всего паросомнии выражаются ночными кошмарами, сноговорением, непроизвольными движениями конечностей во время сна, лунатизмом. Все это свойственно и совершенно здоровым деткам, речи о заболеваниях нервной системы не идет.

Но любая парасомния, с которой столкнулся малыш накануне, может увеличить страх перед засыпанием, и уложить малыша станет не так-то просто.


Правила Евгения Комаровского

Известный педиатр отмечается, что значение сна недооценивать ни в коем случае нельзя. В нем ребенок нуждается не меньше, чем в полноценном питании, витаминах, свежем воздухе и родительской любви и внимании.


Евгений Олегович называет десять основных составляющих нормального сна:

  • Важен сон каждого! Это означает, что ребенок не должен спать за счет бессонницы мамы, которая всю ночь его укачивает или папы, которому утром надо на работу. Нужно стремиться к тому, чтобы все члены семьи спали одновременно и высыпались.
  • Спать нужно по режиму! Ребенок должен спать тогда, когда это наиболее удобно для мамы и папы. Время отхода ко сну определяют родители, опираясь на множество факторов - график работы, семейные правила. Но важно однажды выбрав его, придерживаться именно такого режима постоянно.
  • Место сна. Практикуемый сейчас совместный сон родителей с ребенком мало что общего, по мнению Комаровского, имеет со здоровым детским сном, во всяком случае, совместный сон никак не влияет на крепость сна самого маленького члена семьи. В этом вопросе тоже лучше решать из соображений удобства для родителей - если хочется спать с ребенком - пожалуйста. Но Евгений Олегович все-таки рекомендует выделить малышу собственную кроватку. Если позволяет жилплощадь, стоять она должна в детской комнате, если нет - в спальне родителей.
  • Будить без сожалений! Если ребенок отлично спит днем, а потом никак не может улечься вечером, то Комаровский советует не бояться разбудить малыша, если он исчерпал весь дневной лимит сновидений. Так будет легче уложить ребенка, когда наступит время вечернего отхода ко сну.
  • Питание. Одни дети после приема пищи хотят играть и активно радоваться сытости, другие (а их большинство) после еды начинают засыпать. Комаровский рекомендует оптимизировать режим кормления малыша так, чтобы перед сном (вечерним или дневным) кормление было более сытным и плотным. Это поможет малышу легче засыпать именно тогда, когда режимом установлен тихий час или ночной сон. А если ребенка тянет поиграть после пищи, то кормить его лучше заблаговременно, за час-полтора до предполагаемого времени «Ч».
  • Микроклимат. Уложить малыша будет значительно проще, если родители будут помнить, что в жаркой и душной комнате уснуть сложно, а спать противно. Оптимальные параметры микроклимата доктор называет такие: температура воздуха не менее 18 и не более 20 градусов, а влажность воздуха - 50-70%. Не забывайте проветривать спальню или детскую комнату перед каждым сном.
  • Купание. Уложить малыша буквально за 5 минут вполне возможно, говорит Комаровский, если перед сном искупать его в прохладной воде, а потом уложить в постель и накрыть теплым одеялом. Кроха согреется и начнет засыпать и без укачивания, на котором так настаивают бабушки и дедушки.
  • Постель должна быть правильной! Никаких пуховых перинок и мягких одеялок, предостерегает Евгений Олегович. Только ровный и жесткий матрац, желательно специальный детский ортопедический, чтобы он не «проваливался» и не прогибался. Малышу до двух лет подушка не нужна вообще . После этого возраста спать на подушке можно, но она не должна быть слишком большой и слишком мягкой. И никаких перьев! Они могут вызвать сильную аллергию .
  • Деликатные проблемы не должны беспокоить! Комаровский советует родителям очень внимательно отнестись к выбору подгузника для малыша. Чем более качественным он будет, тем лучше будет спать чадо. А если ребенок уже ходит на горшок, то перед сном обязательно следует сводить его в туалет. Постепенно это войдет в ритуал, который сам по себе будет напоминать ребенку о скором отходе ко сну и морально готовить его к этому.



Укачивание

В укачивании для здоровья ребенка нет никакой пользы, но и вреда, впрочем, тоже нет, утверждает доктор Комаровский. Если ребенок отказывается засыпать без этого, то родителям надо знать, что детка хочет и требует истошным ором не самого укачивания. У него есть потребность (обусловленная природой) в чувстве безопасности. Естественно, на руках малыш чувствует себя под защитой.

Эта инстинктивная потребность проходит с возрастом сама, ребенок «перерастает» ее по мере взросления. Таким образом, укачивая кроху, родители лишь продлевают «жизнь» инстинкту, которому все равно суждено отойти в прошлое.




Если хочется качать - пожалуйста, говорит Евгений Олегович. Но помните, что это вредно для здоровья родителей, которые могут потратить это время на что-то более полезное, чем укачивание.

Отучить от укачивания перед сном не так сложно, считает Комаровский. Достаточно устранить причину беспокойства, ведь карапузу мешает засыпать не отсутствие укачивания, а, как правило, более реальные проблемы - он мокрый, голодный, у него что-то болит.

Если ребенок плачет до тех пор, пока его не возьмут на руки , и снова начинает реветь, как только его кладут обратно в кроватку, то тут речь идет о вредной привычке, которая сформировалась от неправильного отношения мамы и папы к потребностям малыша.


В этой ситуации семьи встают перед нелегким выбором - дать ребенку покричать и потом наслаждаться тишиной, так как он уснет все равно, или все-таки взять и покачать. Если проще покачать и делать это потом каждый день, а то и по нескольку раз в день, то выбирать надо второе.

Евгений Комаровский подчеркивает, что родители, которые решили потерпеть крик и снять вопрос укачивания раз и навсегда, ни в коем случае не являются бессердечными или плохими. Кроме того, цель довольно хорошо различима за горизонтом - детские крики протеста в основном продолжаются только несколько вечеров, а потом сон всей семьи станет спокойным, крепким и здоровым.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: