Про заболевания ЖКТ

Сценарий к классному часу на тему: "Всемирный день здоровья"

Цель: Формировать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни.

Задачи: - выработать отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности; - познакомить со способами поддержания здоровья.

Ход классного часа:

1. Сообщение классного руководителя:

Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нём заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретаются в детском возрасте. Причём наиболее опасный возраст - от рождения до шестнадцати лет.

Лишь двадцать процентов нашего здоровья формируют гены, остальные восемьдесят мы создаём сами. Точнее, их создаёт наш образ жизни: то, что мы едим, как мы двигаемся, насколько внимательно прислушиваемся к своему организму, как мы ему помогаем. То, как вы заботитесь о своём здоровье, мы сегодня и выясним. Тем более что 7 апреля Всемирный день здоровья. И в конце нашей телепередачи мы построим пирамиду здоровья.

2. Здоровое состязание (5 конкурсов):

Класс делится на группы из 6 человек. Каждая группа дает себе название. По очереди каждой группе называется часть пословицы, группа должна закончить пословицу.

1. Конкурс пословиц

Береги платье снову, а здоровье… (смолоду .)

Чистота - половина… (здоровья. )

Болен – лечись, а здоров… (берегись .)

- Двигайся больше – проживёшь… (дольше. )

Тот здоровья не знает, кто болен…(не бывает.)

Забота о здоровье – лучшее…(лекарство.)

Здоровье сгубишь – новое…(не купишь )

Смолоду закалиться – на век…(пригодиться.)

В здоровом теле …(здоровый дух .)

2. Конкурс на лучшую зарядку.

Классный руководитель: «Иммунитет» в переводе с латинского означает «освобождение». Иммунитетом биологи называют способность организма защищать себя от инородного вторжения (вирусов, бактерий и так далее). Сегодня врачи все чаще говорят об ослабленном иммунитете, о том, что шестьдесят процентов населения нашей страны страдают от иммунного дефицита. Иммунитетом управлять не только можно, но даже нужно. И не надо все сваливать на плохую экологию. Каждый человек способен задействовать защитные свойства организма, хотя бы закаливаясь и занимаясь спортом.

С чего начинается доброе утро? (отвечают учащиеся, с утренней зарядки)

Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Чтобы была польза, зарядку нужно делать не меньше пятнадцати минут. Делая зарядку каждое утро, вы повышаете иммунитет как минимум на пятьдесят процентов.

Каждая группа придумывает по три упражнения к утренней зарядке.

3. Конкурс "Напиши правила".

Группам предлагается следующий текст притчи:

В древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только одна набедренная повязка. «Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? – спросил юноша. – «Но ты же не закрываешь лицо?» - вместо ответа заметил старик. – «Но то же лицо, оно привыкло!» - воскликнул юноша. – «Так представь себе, что я весь – лицо, - ответил старик. – Лицо привыкает к холоду. Также должно привыкнуть и все тело». О чем идет речь в притче?

О чем говорится в этой притче? (о закаливании) Что вы знаете о закаливании, как можно проводить закаливание? (Дети отвечают)

Давайте напишем правила закаливания. Каждая группа по 1 правилу.

Классный руководитель обобщает правила:

Прежде чем приступить к закаливанию, нужно избавиться от микробов в организме, то есть вылечить больные зубы, воспалённые миндалины, насморк и так далее.

Закаливание должно быть постепенным, то есть температура воды снижается на 1-2 градуса каждые 2 дня, а не сразу на несколько градусов.

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня. Если пропустил, нужно вернуться к предыдущей температуре.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности, ведь кому-то может быть полезен прохладный душ, а кому-то – более теплый.

Нужно выбрать основное средство закаливания (душ, обтирание, купание, солнечные ванны или хождение босиком).

4. Конкурс "Спорт"

Классный руководитель: Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать спорту. Неважно, какой вид спорта, Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Ребята, поднимите руку, кто занимается спортом? Каким? (Дети отвечают)

Группы пишут на листочке любых три вида спорта. И отдают классному руководителю, который перемешивает их и раздает листочки обратно в группы. Нужно написать фамилии спортсменов, которые представляют данные виды спорта, например:

Баскетбол- Виктор Хряпа

Биатлон- Екатерина Юрьева

5. Конкурс "Витаминка"

Классный руководитель:Чтобы быть здоровым нашему организму требуется еще и витамины - всего несколько сотых граммов в день. Но если эту маленькую дозу организм недополучает, человек начинает часто болеть и быстро уставать. В таком случае говорят, что у него авитаминоз. Особенно велика потребность в витаминах у растущего организма. Чем больше нагрузка на организм, тем больше ему нужно витаминов. Мы получаем витамины из продуктов, особенно из свежих овощей и фруктов, но не только. Медики установили, что нам далеко не всегда достаточно тех витаминов, которые содержатся в обычных продуктах.

Витамины - вещества капризные, не любят долгого хранения. Например, к весне витамины улетучиваются из таких продуктов, как яблоки. Именно поэтому в 1930 году начался промышленный выпуск «витаминов» в таблетках. В них сосредоточены все необходимые нашему организму вещества.

Первая - вторая группа заполняет корзину полезных продуктов.

На столе у учащихся лежат корзинка и наклейки с различными продуктами. Учащиеся выбирают полезные продукты, пользуясь таблицей витаминов.

Третья и четвертая группа составляет меню школьника на один день.

Пятая и шестая группа рисует эмблему нашего классного часа.

Каждая группа потом защищает свой проект.

Классный руководитель подводит итоги: Лучше всего есть 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Чем больше разрыв между ужином и завтраком, тем лучше ты выспишься, тем здоровее будешь.

Запомните: очень вредны перекусы, сухомятка. Старайтесь соблюдать режим питания! И неважно, какой именно час вы отведете для обеда, домашнего задания или прогулки. Важно, чтобы этот час был по возможности одним и тем же! Если сегодня вы решаете съесть обед в час дня, а завтра в пять вечера, то организм просто не успевает реагировать на эти изменения. В результате пропадает аппетит, мучает бессонница, и вы успеваете выполнить гораздо меньше дел. Правильный режим – это путь к успеху, одна из разгадок долголетия.

6. Подведение итогов:

Классный руководитель:

Не есть и не пить на улице;

Мыть руки с мылом;

Мыть руки перед едой;

Мыть фрукты и овощи;

Использовать чистую посуду.

Попробуйте дома изучить внимательно своё питание, пересмотреть режим дня и постарайтесь его соблюдать.

В заключении давайте еще раз вспомним, что же нужно, чтобы быть здоровым. Посмотрим на нашу пирамиду. - делай зарядку

Закаляйся

Занимайся спортом

Принимай витамины

Соблюдай режим питания

Соблюдай правила гигиены

Ребята я надеюсь, что вы приложите все усилия для того, что бы тело и дух были здоровы. Здоровье – это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попросту то, что дано вам природой и то, что является главным богатством человека!

На память о нашей встрече я оставляю вам небольшие буклеты.

Как организовать День здоровья? Классный час, посвященный данной проблеме, направлен на то, чтобы школьники смогли понять, насколько важно физическое и психическое здоровье любого человека.

Значимость внеклассной работы, направленной на оздоровление школьников

Здоровье является тем бесценным даром, который необходим не только каждому отдельному человеку, но и всему современному обществу. Неслучайно во время встреч с друзьями и близкими людьми им обязательно желают здоровья и долгих лет жизни.

Классный час на тему «День здоровья» организуется для разъяснения подрастающему поколению особенностей ведения

Информация, предоставляемая по результатам статистических исследований, свидетельствует о том, что большая часть взрослого населения не имеет четких представлений о правильном питании, способах укрепления психологического здоровья, максимальных физических нагрузках в зависимости от возрастных особенностей.

При несоблюдении определенных правил, возможны перегрузки, которые негативно отражаются на общем физическом состоянии человека.

Все большее количество детей школьного возраста имеет серьезные проблемы со здоровьем, среди причин медики называют малоподвижный образ жизни, а также неумение отвлекаться от повседневных забот и проблем, пагубные привычки, некачественное и неправильное питание.

Сценарий для 5-6 классов

Как организовать в среднем звене День здоровья? Классный час для детей этого возраста должен быть продуман с учетом индивидуальных возрастных особенностей, содержать не только пассивные, но и активные варианты действий.

Темой такого занятия можно сделать лозунг «В здоровом теле - здоровый дух!»

Цели проведения

Классный час «Всемирный день здоровья» направлен на формирование в позитивного отношения к здоровому образу жизни. Он способствует воспитанию у ребят навыков личной гигиены, профилактики простудных заболеваний, а также стимулирует желание заниматься спортом.

Ход проводимого мероприятия

Такой классный час, посвященный Дню здоровья, можно начать с народной мудрости, согласно которой человек, который потеряет свое здоровье, потеряет все в своей жизни.

На классный час «Всемирный день здоровья» можно приготовить следующие вопросы:

  • Как ты понимаешь термин «здоровый образ жизни»?
  • Как правильно соблюдать личную гигиену?
  • Какие привычки можно считать у современного человека вредными?
  • Как правильно приветствовать друг друга?

Далее учитель переходит к анализу тех ответов, которые будут даны его воспитанниками на поставленные вопросы. Например, говоря о здоровом образе жизни, можно предложить школьникам поучаствовать в небольшой инсценировке. Один школьник будет представлен в роли бездельника, который не любит трудиться, проводит большую часть своего свободного времени за компьютером.

Второй ученик предстанет в сценке в качестве ребенка, знающего правила здорового образа жизни. Постепенно первый ребенок увеличивается в ширину, практически перестает двигаться, в то время как его одноклассник радуется жизни, встречается с друзьями. Учитель предлагает своим воспитанникам сделать выбор: жить или прозябать.

Совместные мероприятия

Например, классный час «День здоровья в школе» можно организовать совместно с сотрудниками медицинского учреждения. Они не только расскажут об основных правилах личной гигиены, но и продемонстрируют их.

Классный час, посвященный Всемирному дню здоровья, можно продолжить разговором о том, какие варианты приветствия используют разные народы нашей страны, подключив ребят в активную игру.

Учитель рассказывает ребятам о том, что у эскимосов принято здороваться носами, а потом предлагает ребятам поприветствовать друг друга так, как это обычно делают эскимосы.

Японские жители приветствуют друзей поклонами. Педагог предлагает поприветствовать всех, кто присутствует в классе, по-японски. Такая игра захватывает детей, в полной мере соответствует их индивидуальным возрастным особенностям, желанию вести

Разговор о вредных привычках

Особое место в цикле классных часов, направленных на привитие подрастающему поколению позитивного отношения к здоровому образу жизни, занимают классные часы ко Дню здоровья, связанные с обсуждением проблемы вредных привычек.

Уместным будет использование пословиц и поговорок, связанных с вредом табака, алкоголизма, наркомании. В качестве наглядного примера вреда таких привычек для человека можно использовать презентации и видеоролики, взятые у медицинских работников.

Классный час на тему «Всемирный день здоровья» необходимо сделать ярким и энергичным, поэтому в его рамках уместны подвижные игры. Например, после того как дети поговорят о негативном воздействии на детский организм табака, алкоголя, их можно вовлечь в подвижную игру. В классе появляется «здоровый человечек» (учитель физической культуры), и ребята повторяют за ним под музыку шуточные движения, сопровождая их репликами «жить здорово».

Что еще можно придумать в школе в День здоровья? Классный час, посвященный формированию позитивного отношения детей к здоровому образу жизни, можно продолжить спортивными мероприятиями.

и здоровья

В среднем звене учитель старается привлекать к активному участию в классных и школьных мероприятиях родителей обучающихся. Можно выбрать на параллели в каждом классе команду родителей и учеников, устроить между ними шуточные спортивные старты, направленные на формирование бережного отношения к состоянию своего здоровья. Среди тех конкурсов, которые будут предлагаться командам, можно взять езду на одной лыже, бег в «семейных трусах», преодоление препятствий. После подведения итогов соревнований завершить мероприятие можно совместным чаепитием.

Например, в День здоровья классный час будет уместен на природе, причем в поход вместе дети могут отправиться вместе со своими родителями.

Спортивная викторина

В рамках классного часа, посвященного Дню здоровья, можно предложить школьникам небольшую викторину:

  • перечислите виды спорта, которые вы знаете;
  • какие спортивные атрибуты вам известны;
  • как именуют переходящий спортивный приз;
  • перечислите именитых спортсменов;
  • назовите те спортивные игры, в которых активно используется мяч.

Также можно предложить школьникам отгадать тот спортивный предмет, который связан с определенными строками.

1 вопрос. Для силы, ловкости, смекалки, беру я поскорей … (скакалку).

2 вопрос. Я с футболом подружился, … в ворота закатился (мяч).

3 вопрос. А для талии красивой самый лучший инструмент… (обруч).

Вместе с учителем в конце классного часа ребята могут сформулировать полезные привычки, сделать памятку.

Интересным заданием будет составление частушки о здоровом образе жизни по предлагаемому шаблону.

1._________________не ходил

Курил

Наш

Мандраж

2._____________________здоров

Докторов

Никогда

Кто куда!

В конце классного часа для подведения итогов учитель может воспользоваться специальной анкетой. Сюда можно включить вопросы, касающиеся наличия постоянного режима дня, количества перенесенных простудных заболеваний за последний год, выполнения ежедневной утренней зарядки, использования овощей и фруктов, о курении, употреблении алкогольных напитков и пива.

Классный час для начальной школы

К Всемирному дню здоровья для выпускников начальной школы можно подготовить и провести мероприятие «Ты - то, что ты ешь».

Его целью станет формирование у подрастающего поколения представления о правильном питании, выработка привычки соблюдения полноценного режима дня, развитие логического мышления, творческого воображения, адаптации к различным ситуациям. В ходе такого мероприятия учитель воспитывает в своих подопечных чувство коллективизма, стимулирует развитие доброжелательных отношений между ребятами.

Сначала педагог проводит беседу, посвященную кулинарии и здоровому питанию, задавая детям вопросы об их любимых блюдах, пользе разных продуктов.

Учитель отмечает, что наука о питании появилась только в конце XIX века.

Ребята узнают о том, что белки являются в нашем организме строительным материалом, жиры считаются энергетическим резервом, а углеводы представляют собой источник энергии и работоспособности. Далее анализируется значимость отдельных блюд, в итоге на столе появляется «правильный обед», который в полной мере восполняет организм человека полезными веществами.

Заключение

Вопросы, касающиеся формирования правильного отношения к питанию, организации своего рабочего времени, являются актуальными и значимыми. Именно поэтому им уделяется особое внимание в воспитательных программах, разрабатываемых классными руководителями в начальной школе, среднем и старшем звене.

Безусловно, одного классного часа будет явно недостаточно для того, чтобы сформировать у подрастающего поколения позитивное отношение к занятиям спортом, физическим нагрузкам, включению в рацион питания овощей и фруктов. Именно поэтому во многих российских образовательных учреждениях разрабатываются отдельные программы здоровья, в рамках которых дети вовлекаются в различные спортивные мероприятия, конкурсы, викторины.

Для того чтобы повысить эфективность и результативность таких мероприятий, школьные педагоги стараются подключать к ним не только родителей, но и медицинских работников, детских психологов, тренеров дестких спортивных школ. Только в случае системности классных часов, праздников, викторин, связанных со здоровьем, можно будет добиться поставленной цели - сформировать здоровое поколение россиян, обладающее активной гражданской позицией.

Сценарий классного часа «Всемирный день здоровья»

Цель: Формировать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни.

Задачи:

    Воспитывать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

    Развивать у детей навыки партнёрской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.

    Развивать у детей познавательный интерес к проблеме окружающей среды.

    Способствовать развитию потребности в двигательной активности через проявление положительных эмоций.

Ход классного часа:

Сообщение классного руководителя:

Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Но во многом здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нём заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретаются в детском возрасте. Причём наиболее опасный возраст - от рождения до шестнадцати лет.

Лишь двадцать процентов нашего здоровья формируют гены, остальные восемьдесят мы создаём сами. Точнее, их создаёт наш образ жизни: то, что мы едим, как мы двигаемся, насколько внимательно прислушиваемся к своему организму, как мы ему помогаем. То, как вы заботитесь о своём здоровье, мы сегодня и выясним. Тем более что 7 апреля Всемирный день здоровья.

Видеоролик « Живи Сегодня 7 апреля - Всемирный День здоровья» http://www.youtube.com/watch?v=D5Qd6Hs8Trg

Сегодня мы попробуем собрать «цветок здоровья»

Первый лепесток: «Доброжелательное отношение друг к другу»

Одним из главных факторов нашего здоровья является доброжелательное отношение друг к другу. И сегодня мы поиграем в игру «Приветствие». Для этого всем нужно встать в 2 круга лицом друг к другу. Играет музыка и как только музыка остановится вам нужно поздороваться: за руку, коленями, ладошками, спинами.

Музыка - Домисолька «Цветик семицветик»

Второй лепесток: «Режим дня»

Что такое режим дня?

Зачем нужно его соблюдать?

Почему нужно делать утреннюю гимнастику?

Третий лепесток: «Правильное питание»

По залу разложены картинки полезных и вредных для здоровья продуктов питания. Дети должны разобрать их в разные обручи. Дети работают 4 командами.

Видеоролик « Песенка о правильном питании»

Классный руководитель подводит итоги: Лучше всего есть 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Чем больше разрыв между ужином и завтраком, тем лучше ты выспишься, тем здоровее будешь.

Запомните: очень вредны перекусы, сухомятка. Старайтесь соблюдать режим питания! И неважно, какой именно час вы отведете для обеда, домашнего задания или прогулки. Важно, чтобы этот час был по возможности одним и тем же! Если сегодня вы решаете съесть обед в час дня, а завтра в пять вечера, то организм просто не успевает реагировать на эти изменения. В результате пропадает аппетит, мучает бессонница, и вы успеваете выполнить гораздо меньше дел. Правильный режим – это путь к успеху, одна из разгадок долголетия.

Четвёртый лепесток: «Физические упражнения»

Один из важных факторов здоровья человека являются занятия физкультурой. И сейчас мы с вами проведём танцевальную разминку.

Видеоролик: Лагерный детский игровой танец "Чика-Рика" http://www.youtube.com/watch?v=6KecUUVXgOU

А сейчас мы хотели бы узнать кто в нашем классе занимается спортом, танцами. Занятия различными видами спорта и танцами укрепляют здоровье, помогают научиться правильно распределять своё время, развивают чувство ответственности и взаимовыручки.

Презентация фото «Мы занимаемся!!»

Пятый лепесток: «Экология»

Дети описывают картинки с загрязнениями окружающей среды. Дети рассказывают о том как люди берегут природу.

Шестой лепесток: «Моё тело»

Мой позвоночник

Из чего состоит тело человека?

Что такое позвоночник?

Какое положение позвоночника правильное?

Какие упражнения для позвоночника ты знаешь?

Фото с искривлённым позвоночником

Сколько времени ты проводишь за компьютером?

Какие упражнения для глаз ты знаешь?

Седьмой лепесток: «Закаливание»

Притча о закаливании .

В древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только одна набедренная повязка. «Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? – спросил юноша. – «Но ты же не закрываешь лицо?» - вместо ответа заметил старик. – «Но то же лицо, оно привыкло!» - воскликнул юноша. – «Так представь себе, что я весь – лицо, - ответил старик. – Лицо привыкает к холоду. Также должно привыкнуть и все тело». О чем идет речь в притче?

О чем говорится в этой притче? (о закаливании) Что вы знаете о закаливании, как можно проводить закаливание? (Дети отвечают)

Давайте напишем правила закаливания. Каждая группа по 1 правилу.

Классный руководитель обобщает правила:

Прежде чем приступить к закаливанию, нужно избавиться от микробов в организме, то есть вылечить больные зубы, воспалённые миндалины, насморк и так далее.

Закаливание должно быть постепенным, то есть температура воды снижается на 1-2 градуса каждые 2 дня, а не сразу на несколько градусов.

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня. Если пропустил, нужно вернуться к предыдущей температуре.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности, ведь кому-то может быть полезен прохладный душ, а кому-то – более теплый.

Нужно выбрать основное средство закаливания (душ, обтирание, купание, солнечные ванны или хождение босиком).

Восьмой лепесток: «Трудовая деятельность»

Какие обязанности у тебя есть дома?

Как ты помогаешь родителям?

Подведение итогов:

Классный руководитель:

На протяжении нашего классного час мы собрали цветок «Здоровья» В заключении давайте еще раз вспомним, что же нужно, чтобы быть здоровым. Посмотрим на наш цветок

Делай зарядку

Закаляйся

Занимайся спортом

Правильно питайся

Ребята я надеюсь, что вы приложите все усилия для того, что бы тело и дух были здоровы. Здоровье – это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попросту то, что дано вам природой и то, что является главным богатством человека! И в заключении я хотела бы показать вам видеоролик о возможностях тела.

Видеоролик: «Мастер-класс от команды Дениса Минина (Кировоград)»

Внеклассное мероприятие «Цветочная полянка» (художественная презентация, посвященная Дню здоровья)

Цели: воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни; формировать экологическую культуру.

Подготовительная работа : сделать два цветка, на лепестках одного из них разместить текст первой части пословиц, а текст второй части - на другом цветке.

Ход классного часа

I. Игровая и конкурсная программа.

1. Конкурс.

Ведущий. Ребята, на нашей цветочной полянке - два цветка. А лепестки у них не простые, а загадочные. Нужно сорвать лепесток, прочитать начало пословицы и закончить ее, а затем вместе поговорим о смысле данной пословицы.

1) Всякое дело поправимо... (если человек здоров).

2) В здоровом теле... (здоровый дух).

3) Голову держи в холоде... (а ноги в тепле).

4) Головная боль... (сном проходит).

5) Заболел живот... (держи пустым рот).

6) Быстрого и ловкого... (болезнь не догонит).

7) Кто любит спорт... (здоров и бодр).

8) Без труда... (нет отдыха).

9) Землю сушит зной... (а человека болезнь).

10) К слабому и... (болезнь пристает). 1 1) Делу - время... (потехе - час).

12) Поработал... (отдыхай).

2. Игра «Мой режим дня».

Дать ребенку конверт с разрезанным на полоски перечнем режимных моментов. Ребенок должен разложить их по порядку.

3. Конкурс «Угадай-ка».

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю... (зарядку).

Хвостик из кисти,

А на спинке щетинка. (Зубная щетка.)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Что дороже денег? (Здоровье).

Знает он про нас немало:

Как зовут, кто наша мама,

Знает рост и знает вес,

Кто как спит и кто как ест.

С нас не сводит строгих глаз,

Потому что лечит нас. (Врач.)

II. Беседа о лекарственных растениях.

Классный руководитель. Но не только врачи лечат нас. Лекарство от многих недугов мы можем найти на нашей полянке. О некоторых из этих растений сложены легенды. Послушайте некоторые из них.

В исполнении подготовленных учащихся звучат легенды о растениях.

ЛЕГЕНДА О СИНЕМ ВАСИЛЬКЕ

Кто не знает прекрасный, синий, как наше южное небо, полевой василек! Это душистое, однолетнее или двухлетнее травяное растение из семейства сложноцветных очень распространено в нашем крае. Цветет василек с мая по сентябрь.

Старинная легенда рассказывает, что однажды Небо упрекало колосья одного хлебного поля в неблагодарности: «Все, что населяет Землю, благодарит меня, - сказало оно. - Цветы посылают мне свое благоухание, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение; и только вы не выражаете мне признательности, хотя не кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождем и заставляю зреть полновесные зерна в ваших золотистых колосьях».

«Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья. - Мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы и не в состоянии выразить свою почтительность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви».

«Хорошо, - сказало Небо. - Если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам».

И вот Небо приказало Земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы - частицы его самого. И с тех пор стебли хлебных злаков наклоняются при каждом дуновении ветерка к посланцам синего Неба и ласково шепчут им нежные слова любви.

Конечно же, это не больше чем легенда. Агрономы смотрят на присутствие васильков на полях несколько иначе: они считают, что это непорядок.

Научное название василька - центаура цианус. Первая половика его происходит от греческого мифологического существа - центавра, или кентавра, изображаемого в виде лошади с туловищем бородатого человека. Один из этих центавров, по имени Хирон, отличался умением лечить целебными травами. Он нашел, что сок василька обладает драгоценными свойствами заживлять раны, и исцелил ими свою рану, нанесенную отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение «центаура». Что касается второй половины его названия - «цианус», то она по-латыни просто обозначает «синий», окраску.

Для лекарственных целей используются только краевые цветки василька. Они входят в состав некоторых мочегонных сборов. В народной медицине их употребляют как противолихорадочное средство и в качестве глазной примочки. В незначительном количестве цветки идут для окраски шерсти в голубой цвет. Они содержат красящее вещество - цианин, горький глюкозид центаурин, или кницин.

СЛЕД БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Где бы вы ни были, на лугу или на огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями - подорожник. Он встречается настолько часто, что кое-кто смотрит на него только как на сорняк. И действительно, подорожник - обычный многолетний сорняк, и тем не менее это - удивительное растение. С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их - картофель, фасоль, помидор, кукуруза... Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека», - говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой плотных яйцевидных листьев на длинных широких черешках.

Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому, что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца. Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто Природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека и животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название - «попутник», «подорожник».

Появление подорожника на пастбищах всегда служит безошибочным сигналом того, что необходимы срочные меры по улучшению такого участка. Иначе в короткий срок он превратится в бесплодный выгон.

Известно свыше 250 видов подорожника, почти тридцать из них можно встретить на территории нашей страны. Среди них - подорожник ланцетовидный, большой, прямой, индийский, блошный и многие другие. Некоторые виды подорожников широко распространены на Кубани.

Ученые-ботаники назвали один из видов этого растения «плантаго майор», что в переводе с латинского означает «большой след», «большая ступня».

Листья подорожника очень прочны, распластаны и прижаты к земле. Розетка листьев создает сильное затенение. Она сохраняет почвенную влагу и подавляет прорастание «чужих» семян.

Чем ценен подорожник? Оказывается, он удивительно богат полезными веществами. Листья и семена его содержат глюкозиды. каротин, витамины С, А, К, углевод плантеоза и много других важных химических компонентов.

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство. Отвар листьев подорожника -- старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Народная медицина издавна пользуется свежими листьями и соком подорожника как кровоостанавливающим средством, заживляющим раны, язвы, нарывы, свищи и ожоги.

Наша отечественная медицинская наука с 1957 года начала применять еще один лечебный препарат (консервированный сок подорожника) при анацидном гастрите (катаре желудка с отсутствием соляной кислоты в желудочном соке), язве желудка, хроническом колите, энтерите.

Вазелиновую мазь с десятью процентами листьев используют для быстрой ликвидации гнойных процессов кожной сыпи. Экстракт из высушенных листьев и стеблей оказывает стимулирующее действие и восстанавливает все слои кожи.

Очень любопытны научные исследования римского ученого Доногорази. Приготовленный в домашних условиях, а также медицинский препарат проявил высокую активность при лечении туберкулеза легких и особенно как средство при тяжелых формах язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Учитель. А теперь попробуйте сами придумать красивую легенду о каком-нибудь из лекарственных растений.

III. Заключительная часть.

Надо спортом заниматься,

И привычку завести

Умываться не бояться

И здоровыми расти.

подготовлен классным руководителем 10 «Б» Безугловой Надеждой Николаевной

МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» п.г.т. Анна, Воронежская область

Слайд 2

Что же такое здоровый образ жизни?

Слайд 3

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Слайд 4

Основные элементы здорового образа жизни:

Слайд 5

плодотворная трудовая деятельность

Слайд 6

оптимальный двигательный режим

Слайд 7

личная гигиена

Слайд 8

рациональное питание

Слайд 9

отказ от вредных привычек

Слайд 10

закаливание

Слайд 11

Здоровье– это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни.

Слайд 12

Но жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания в корне, нужно только вести здоровый образ жизни.

Слайд 13

Существует 7 советов, разработанных группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

Слайд 14

разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, решая логические задачи, даже играя в компьютерные игры (только ограниченное время) мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Слайд 15

Активная умственная работа и напряжение зрения – организм человека требует отдыха.

Гимнастика для глаз:

Слайд 16

Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд.

Слайд 17

Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.

Слайд 18

«Пройдите» глазами по спирали.

Слайд 19

Или сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!

Слайд 20

найдите подходящее для себя занятие, которое будет вам в радость.

Занятостьучащихся10«Б» в ДО:

Слайд 21

планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом занятости и точно знают, что съедят и когда.

Слайд 22

Подсчитано, что за 70 лет жизни человек съедает примерно 8 т хлебобулочных изделий, 11-12 т картофеля, 6-7 т мяса и рыбы, 10-12 тыс. яиц и выпивает 10-14 тыс. литров молока! Причем на процесс еды он тратит около 6 лет жизни!

Слайд 23

Здоровое питание подростка должно отвечать ряду требований:

  • режим и дробность (5-7 раз в день),
  • наличие 3-х разового горячего питания
  • сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии (в зависимости от и характера деятельности, состояния здоровья, поставленных задач). Ежедневно в рационе питания должны присутствовать мясо, рыба, птица, молочные каши, яйца, кисломолочные продукты, сыр, творог, свежие фрукты, зелень, овощи, растительное и сливочное масло, хлеб, соки.
  • кулинарная и технологическая обработка и приготовление блюд с максимальным сохранением биологической ценности продуктов.
  • Слайд 24

    Составим меню на один день для подростка, следуя вышеназванным требованиям.

    Слайд 25

    чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

    Слайд 26

    Физкультминутка

    Слайд 27

    делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние занятия, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня.

    Слайд 28

    Возможные упражнения утренней зарядки для подростков:

    Слайд 29

    Исходное положение – стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнить круговые движения головой в одну и другую сторону. Повторить 8 – 10 раз.

    Слайд 30

    Прежнее исходное положение. Выполнять повороты туловища в стороны. Повторить 5 раз.

    Слайд 31

    Прежнее исходное положение. Выполнять махи ногой назад, вперёд и в сторону. Повторить 3 – 5 раз каждой ногой.

    Слайд 32

    Прежнее исходное положение. Выполнять приседания в спокойном темпе.

    Слайд 33

    измените образ жизни и привычки. Долой вредные привычки!!!

    Слайд 34

    Выполните тест: «Вредные привычки»



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ: