Про заболевания ЖКТ

«Первая медицинская помощь при кровотечении» — превосходное онлайн обучение, благодаря которому вы сможете узнать, что делать в случае получения открытых ран. В представленном видео вам будут продемонстрированы места возможных кровотечений, а так же дана полная информация о том, как его остановить. Просмотрев наш урок, вы получите конкретные знания по данному вопросу и не растеряетесь в случае необходимости.

Кровотечения и методы их остановки, по своим видам кровотечения разделяют на:

  • артериальное
  • венозное
  • капилярное
  • внутреннее

Виды кровотечений

Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение.

Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов — капилляров.

Печень, селезенка, почки и другие паренхиматозные органы имеют очень развитую сеть артериальных, венозных сосудов и капилляров.

Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость.

Первая помощь при кровотечениях

К способам временной остановки кровотечения относятся:

  1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;
  2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;
  3. прижатие артерии на протяжении;
  4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;
  5. круговое сдавливание конечности жгутом;
  6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.

Капиллярное кровотечение легко останавливается наложением обычной повязки на рану. При венозном кровотечении надежная временная остановка кровотечения осуществляется наложением давящей повязки. Артериальное кровотечение из небольшой артерии можно с успехом остановить при помощи давящей повязки.

Для экстренной остановки артериального кровотечения широко применяется способ прижатия артерий на протяжении. Прижать артерию можно большим пальцем, ладонью, кулаком. Прижатие артерий фиксацией конечности в определенном положении применяют во время транспортировки больного в стационар.

Надежно останавливает кровотечение из артерий тугое круговое перетягивание конечности, обеспечивающее пережатие всех сосудов выше места ранения. Наиболее легко это выполняется с помощью специального резинового жгута. Наложение жгута показано лишь при сильном кровотечении из артерий конечности. Для предупреждения защемления кожи под жгут подкладывают полотенце, одежду раненого и т. д.

Конечность несколько поднимают вверх, жгут подводят под конечность, растягивают и несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения. Туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи. Наиболее тугим должен быть первый тур, второй накладывают с меньшим натяжением, а остальные — с минимальным. Концы жгута фиксируют при помощи цепочки и крючка поверх всех туров. Ткани должны сдавливаться лишь до остановки кровотечения. При правильно наложенном жгуте артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность бледнеет, пульсация сосудов ниже наложенного жгута прекращается.

Жгут на конечности накладывается не более чем на 1. 5-2 ч. Если окончательная остановка кровотечения по каким-либо причинам затягивается, то необходимо на 15-20 мин жгут снять (артериальное кровотечение в этот период предупреждают пальцевым прижатием артерии) и наложить вновь несколько выше или ниже.

При отсутствии специального жгута круговое перетягивание конечности может быть осуществлено резиновой трубкой, ремнем, платком, куском материи. Необходимо помнить, что грубые жесткие предметы могут легко вызвать повреждение нервов.

Абсолютно в любое время вы можете просматривать «Первая медицинская помощь при кровотечении» на нашем уникальном сайте в онлайн режиме. Тренируйтесь!

Опорный конспект по теме:

«Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Кровотечение и острая массивная кровопотеря является наиболее частым осложнением травм при катастрофах.

Состояние пострадавшего во многом зависит от вида кровотечения и величины кровопотери.

Кровотечение может быть первичным – повреждение сосуда во время травмы и вторичным, которое возникает спустя некоторое время вследствие дефекта, возникает на месте ушиба.

Интенсивность кровотечения зависит от вида сосуда и характера повреждения.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и смешанные кровотечения.

Артериальное кровотечение . Кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов (аорта, подключичная, бедренная артерия и др.) в течение нескольких минут может произойти кровопотеря, несовместимая с жизнью. Однако при ранении даже крупного артериального ствола смертельного кровотечения может не наступить в результате того, что поврежденный сосуд сдавливается гематомой, в его просвет ввертывается внутренняя оболочка и образуется тромб.

Венозное кровотечение . Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. Цвет крови темно-вишневый. Такое кровотечение реже приводит к массовой кровопотере. Однако при ранении вен шеи, груди в их просвет в момент вдоха может поступить воздух, вызывает грозное осложнение – воздушную эмболию.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов (неглубокие порезы кожи, ссадины). Кровь из раны вытекает медленно, по каплям. При нормальной свертываемости крови прекращается самостоятельно.

Смешанное кровотечение наблюдается при одновременном ранении артерии и вен. Этот вид кровотечения характерен при повреждениях печени, селезенки, почек (паренхиматозное кровотечение). Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти некогда не происходит.

В зависимости от того, куда изливается кровь из поврежденного сосуда, различают кровотечения наружные и внутренние.

Наружное кровотечение – кровь вытекает из раны или естественных отверстий человека.

Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в тканях и замкнутых полостях тела .

Распознание наружных кровотечений обычно не вызывает затруднений. Диагностика внутренних кровотечений в ряде случаев представляет определенную сложность.

При внутритканевых кровотечениях больной жалуется на сильные боли в раненой конечности. Вследствие формирующей гематомы объем поврежденного сегмента конечности увеличивается, мягкие ткани становятся напряженными. Ниже уровня повреждения магистральной артерии отмечается бледность кожи, похолодание конечности. При этом пульс на периферических сосудах может отсутствовать.

Диагностика кровотечений в полости основывается на общих признаках массовой кровопотери, локальной симптоматики, появления крови в той или иной полости.

При любых травмах, сопровождающихся повреждением крупных кровеносных сосудов, следует хотя бы предположительно определить степень кровопотери. О вероятности степени кровопотери можно судить на основании характера и локализации травмы.

Условно принято считать, что при переломах бедренной кости кровопотеря достигает 1000-1500 мл; костей голени – 600-700 мл; плечевой кости – 300-400 мл; костей предплечья – 100-200 мл; таза – 1500-2000 мл. внутрибрюшные и внутриплевральные кровотечения могут сопровождаться кровопотерей до двух и более литров.

О величине кровопотери можно судить также по индексу Алговера: отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления (см. приложения).

При острой массивной кровопотере больной предъявляет жалобы на головокружение, потемнение в глазах и мелькание «мушек», зевоту, жажду, тошноту. У него отмечаются: бледность кожного покрова и видимых слизистых оболочек, холодный липкий пот, учащенное дыхание, частый и слабый пульс; по мере утяжеления состояния падает артериальное давление, наступает помрачение сознания, зрачки расширяются, дыхание приобретает патологический характер – типа Чейна-Стокса.

Борьба с острой кровопотерей реализуется путем остановки кровотечения и воспаления кровопотери.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи осуществляют временную остановку наружного кровотечения прижатием поврежденного сосуда на протяжении, резким сгибанием и фиксацией в этом положении конечности, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута или закрутки.

Прижатие поврежденного сосуда на протяжении – сдавливание артерии выше места ее ранения и вены – ниже места ее ранения.

Пальцевое прижатие сосуда к подлежащим костным образованиям обеспечивает немедленную остановку кровотечения, что позволяет выиграть время для остановки кровотечения другими способами.

Для каждого крупного артериального ствола имеются типичные места, где производят его пальцевое прижатие:


  1. Из боковой поверхности лба , щеки, верхнего и нижнего века:

    • поместить большой палец кисти на 1 см спереди от козелка ушной раковины;

    • прижать височную артерию к дуге скуловой кости.

  2. Из верхней и нижней губы, подбородка, десны, языка:

    • расположить большой палец кисти на расстоянии 1 см от угла нижней челюсти спереди от него;

    • прижать челюстную артерию к краю нижней челюсти.

  3. Из шеи:

    • уложить пострадавшего без подушки, повернуть его голову в противоположную сторону от раны;

    • поместить 3 палец кисти у наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

    • на этот палец наложите указательный палец другой руки;

    • надавить по направлению к позвоночнику, прижимая сонную артерию к поперечному отростку 4 шейного позвонка.

  4. Из отделов верхней конечности или плечевого пояса:


    • большой палец кисти поместить в подключичную ямку;

    • остальные пальцы расположить в области трапециевидной мышцы сзади ;

    • прижать подключичную артерию к первому ребру.

  5. Из предплечья и нижележащих отделов:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • правой рукой захватить предплечье пострадавшего и поднять его вверх, согнув руку в локтевом суставе под углом 80 0 ;

    • левой рукой захватить плечо пострадавшего так, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы находились во внутренней борозде двуглавой мышцы плеча, а большой палец – на противоположной стороне плеча;
четырьмя пальцами левой руки прижать плечевую артерию у средней трети плечевой кости.

  1. Из нижнего отдела бедра, голени, стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • в середине паховой складки кулаком прижать бедренную артерию к лобковой кости.

  2. Из голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на живот;

    • поместить 2, 3, 4, и 5 пальцы в середину подколенной ямки;

    • с помощью другой руки захватить голень пострадавшего и согнуть ему ноги в коленном суставе под углом 120 0 ;

    • прижать подколенную артерию к головке большеберцовой кости.

Временная остановка кровотечения наложением тугой давящей повязки:


  • закрыть рану несколькими слоями стерильного бинта (салфетками) или подушечками из ППИ;

  • поверх стерильного материала положите слой стерильной ваты или скатку бинта;

  • наложить туго круговую повязку, при этом перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает сосуды и способствует остановке кровотечения ;
Временная остановка кровотечения наложением стандартного кровоостанавливающего жгута применяется, в основном, при кровотечении из крупных сосудов конечностей.

Методика наложения жгута:


  • придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

  • на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т. п.;

  • сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает замещение мягких тканей, развитие боли и некроза;

  • закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки ;

  • поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

  • на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшего обезболивающее средство;

  • проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.
Примечание:

  • в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т. п.;

  • время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час – в холодное ;

  • для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время – каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше.

Временная остановка кровотечения наложением жгута-закрутки. В качестве импровизированного жгута можно использовать косынку, платок, полотенце и т. п. Указанные предметы складывают в виде широкой ленты и ею обертывают конечность, предварительно наложив на область сосудистого пучка пелот (валик) из какого-либо плотного материала. Концы ленты связывают двумя узлами, между которыми вставляют крепкую деревянную палочку, ее вращением (закручиванием) сдавливают конечность. Палочка фиксируется куском и т. д. Закрутку накладывают по правилам наложения жгута.

Временная остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности в суставе.


  1. При кровотечении из нижнего отдела плеча, предплечья и кисти:

    • в подмышечную впадину вложить ватно-марлевый валик, прибинтовать плечо к туловищу плотно бинтом, при этом валик сдавливает плечевую артерию и кровотечение останавливается.

  2. При кровотечении из предплечья и кисти:

    • вложить валик в локтевой сгиб ;

    • плотно прибинтовать плечо к предплечью, при этом валик сдавливает плечевую артерию, что способствует остановке кровотечения.

  3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

    • в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

    • согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

    • зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки.

  4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

    • согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

    • плотно прибинтовать голени к бедру.

  5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в паховую складку ;

    • согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

    • плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу.
Сгибание конечности с последующей фиксацией ее в этом положении. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При ранении предплечья и голени конечность фиксируют в локтевом и коленном суставах ; плеча – руку заводят до отказа за спину и фиксируют, бедра – ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах и фиксируют в положении, приведенном к животу.

Давящая повязка . Показана при венозном кровотечении и ранениях небольших артерий. На рану накладывают несколько слоев марли, а сверху плотный ком ваты и туго бинтуют.

Конечность следует уложить в приподнятом положении, а поверх повязки положить пузырь со льдом (холодной водой) и умеренный груз – мешочки с песком. Сдавленные повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, и поэтому данный способ временной остановки кровотечения может стать окончательным.

Кровоостанавливающий жгут . Жгут должен применяться по строгим показаниям. Абсолютными показаниями следует считать ранения с повреждением магистральных сосудов , локализирующиеся выше коленного и локтевого суставов. Относительными показаниями являются: отрывы, длительное сдавливание дистальных отделов конечности, когда жгут применяется с целью профилактики вторичного кровотечения и уменьшения последующей токсимии. Его накладывают выше места кровотечения и по возможности ближе к ране. Последовательность и правила наложения жгута:


  • место предполагаемого наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта;

  • жгут растягивают и делают 2-3 оборота вокруг конечности по подложенному бинту;

  • концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка;

  • конечность должна быть перетянута до полной остановки кровотечения и исчезновения пульса на дистальных артериях;

  • поверх жгута повязку накладывать запрещается;

  • после наложения жгута следует ввести обезболивающий препарат;

  • время наложения жгута указывается в записке, которую прикрепляют к одежде пострадавшего.
Вместо жгута может быть применена закрутка . При ее наложении используются подручные средства (ремень, полотенце, толстая веревка). Подручный материал свободно завязывают вокруг конечности и образуют петлю. В петлю вводят палку, отвертку. И вращательным движением петлю закручивают, пока кровотечение не остановится. После чего указанную палку (отвертку) надежно фиксируют. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании под образующийся узел подкладывают какую-либо плотную прокладку. Все правила наложения закрутки аналогичны правилам наложения жгута.

Жгут (закрутку) можно держать на нижней конечности не более 2 ч, а на верхней – 1,5 ч. Пребывание жгута (закрутки) на конечности сверх указанных сроков приведет к необратимым изменениям, омертвлению конечности. Если эвакуация задерживается, то по истечении критического времени для частичного восстановления кровообращения в конечности жгут (закрутку) необходимо снять или ослабить на 10-15 минут, а затем наложить вновь несколько выше или ниже того места, где он находится. На этот период артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии на протяжении.

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения, алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.


2. Тестирование.

III. Изучение нового материала.

1. Заболевания сердечно - сосудистой системы и их причины.
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечеий и первая помощь при кровотечениях.

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).

2. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: читает стихотворение «Сердце».
Раньше не знали причин сердечно - сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть причины заболеваний и тем самым лечить больных.
Ребята, какие сердечно - сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся).
Учитель : дает краткие сведения о сердечно - сосудистых заболеваниях: гипертония, гипотония, инсульт, атеросклероз, расширение вен, инфаркт, миокардит, ишемическая болезнь сердца. (Названия заболеваний вывешены на магнитной доске).
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните смысл этой пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие богат - ства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в чем причина сердечно - сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).

Сердечно - сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.

Учитель: Одной из причин сердечно - сосудистых заболеваний являются упот -ребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы. По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».

Учитель : У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непре- рывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по протал-
киванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно - кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка».

Учитель : На данный момент количество людей, принимающих наркотические вещества стремительно увеличивается. Многократное употребление наркотика чаще всего обуславливает привыкание к нему.
Что такое наркотики? Наркотики - это вещества, сильно действующие на психику чело- века. Наркотическое действие на организм дают природные и синтетические вещества: героин, кокаин, опиум и т.д.
Люди, принимающие наркотические вещества, быстро худеют и стареют. Ухудшается память, усиливается заболевание печени, почек, сердечно - сосудистой системы.
Сообщение учащегося о вредном влиянии наркотиков.
«- В организме человека можно выделить условные зоны риска, где разрушения после приема наркотика неизбежны. Это, прежде всего, головной мозг: на первых стадиях отмечается ухудшение памяти, работоспособности, головные боли, в дальнейшем развиваются отек мозга и паралич. Это дыхательная система, сердце, печень и почки, а также пронизывающие их нервные волокна и кровеносные сосуды. Значит, страдают все органы и системы организма. Однако наркоманы редко умирают от каких либо заболе -ваний, чаще от передозировки наркотиков. Еще не стоит забывать о СПИДе и гепатите- это тоже удел наркоманов.
При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30 раз; риск самоубийства- в 350; любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для окружающих; он может покалечить себя, упасть с высоты; для наркомана характерно состояние «озверения»».

Учитель: « Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и долго - летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холесте -рина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию атеросклероза».

Учитель : Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно - сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отно- шениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает стихотворение «Добродушие».

Учитель: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, про - текающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питатель- ными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
(Учитель знакомит учащихся, как обстоит дело с сердечно - сосудистыми заболевания- ми В Республике Татарстан) .

Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызовить «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, веноз -ные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «-Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки крово-
течений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!

V. Вывод. Учитель комментирует оценки учащихся.

VI. Домашнее задание. а) подберите поговорки, пословицы и стихотворения о сердце, о здоровье; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».

Урок Первая помощь при кровотечениях

Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;

оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;

развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки

Ход урока:

I . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

В: Из каких частей состоит кровеносная система?

(Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)

В: Какие виды сосудов вы знаете ?

(артерии, вены, капиляры)

В: Давайте вспомним, какие сосуды называют а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)

б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)

в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями)

На прошлом уроке мы говорили о гигиене сердечно-сосудистой системы и мерах первой пормощи при заболеваниях сердца и сосудов.

Однако любой человек не застрахован от травм. При травмах нарушается целостность кожи и мягких тканей, повреждаются кровеносные сосуды и возникают кровотечения. Они опасны в первую очередь значительными потерями крови, что приводит к угрозе жизни.

В: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке .

Запишем в тетрадях число и тему урока «Первая помощь при кровотечениях».

Цель нашего урока ознакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.

2. Внешнее и внутреннее кровотечение. Образование гематомы и способы ослабления внутреннего кровотечения.

Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях

В: Как вы считаете что такое кровотечение?

(кровотечение – выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)

В: Какие типы кровотечений вы знаете? (внешние и внутренние)

Задание: составьте в тетради схему «Типы кровотечений»

«Типы кровотечений»

Кровотечения

внутренние внешние

капиллярные венозные артериальные

В: Как вы считаете, какие кровотечения называют внешними? (когда кровь изливается наружу)

А внутренними? (когда целостности кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межклеточные промежутки)

О внутренних кровотечениях мы с вами говорили при изучении мер доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и закрытых переломах. При небольших поверхностных поражениях сосудов кровь обычно вытекает в подкожную клетчатку, при этом возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин – разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно узнать о времени ушиба. Это широко используется в криминалистике.

При ушибе головы излившая из сосудов кровь скапливается над надкостницей, образуя «шишку».

В: Какую помощь надо оказать пострадавшему в этом случае?

(Она станет меньше, если к ушибленному месту прижать холодный металлический предмет, например монету. Этим способом удается механически сжать капилляры и уменьшить кровотечение. Холод способствует уменьшению боли и сужению сосудов.)

В результате травмы или заболевания может возникнуть сильное внутреннее кровотечение.

В: Каковы признаки внутреннего кровотечения?

Признаки внутреннего кровотечения : бледность кожи, липкий холодный пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс.

В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу. До прихода врача больного укладывают или придают ему полусидячее положение, обеспечивают полный покой. К предполагаемой области кровотечения прикладывают мешок со льдом или бутылку с холодной водой.

3. Внешние кровотечения, их виды.

Рассмотрим внешние кровотечения.

В: Какие кровотечения мы называем внешними?

В: Врезультате чего возникают внешние кровотечения?

(Внешние кровотечения возникают в результате повреждения кровеносных сосудов)

В: Зная это назовите виды внешних кровотечений.

Дополните в тетрадях схему «Типы кровотечений»

В: Какова цель доврачебной помощи при внешних кровотечениях?

(При внешних кровотечениях необходимо попытаться их остановить, предохранить рану от возможных инфекций и уменьшить боль)

Капиллярные кровотечения .

В: Какие кровотечения называют капилярными?

(кровотечения которые возникают в результате повреждения капиляров)

В: Каковы признаки капилярных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при капилярных кровотечениях?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», второй абзац.(можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки капиллярного кровотечения?

(Рана небольшая и кровь слегка сочится.)

В: Почему?

(Скорость движения крови в этих сосудах низкая, кровь медленно сочиться из ранки)

2. Перечислите меры доврачебной помощи при капиллярном кровотечении.

(Промыть рану перикисью водорода, смазать пораженное место йодом или зеленкой, после чего зажать рану ватным тампоном, если кровь остановилась повязку можно не накладывать. А если кровь продолжает сочиться нужно наложить марлевую повязку или заклеить рану пластырем)

Венозные кровотечения.

В: Какие кровотечения называют венозными?

В: Каковы признаки венозных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при венозных кровотечениях?

Найдите ответы на вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», третий абзац, (можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки венозного кровотечения?

(При венозном кровотечении кровь из раны вытекает довольно сильной струей. Она вишневого цвета, идет ровно без толчков.)

В: Почему?

2. Перечислите меры доврачебной помощи при венозном кровотечении.

(Прежде всего края раны нужно обработать йодом. Ни в коем случае нельзя лить йод в рану. Затем наложить на рану антисептическую повязку. Сверху наложить слой ваты и туго забинтовать. Тугая повязка сдавливает мягкие стенки вен и кровь через рану не проходит).

Артериальные кровотечения.

Наиболее опасны артериальные кровотечения.

В: Как вы считаете почему?

(по артериям кровь движется от сердца под большим давлением, и за короткое время человек может потерять много крови, а большие потери опасны для жизни. При потере около 50% крови, это 2-2,5 л, наступает смерть)

В: Как распознать артериальное кровотечение?

Если затрудняетесь ответить используйте текст учебника на странице 126 раздел «Внешние кровотечения» и подсказку на вашем столе

(Из раны ярко – алая кровь будет бить фонтаном.)

В: Каковы меры доврачебной помощи при артериальном кровотечении?

Артериальное кровотечение опасно тем, что пострадавший может быстро потерять много крови. Поэтому прежде всего надо остановить кровотечение. Вначале это достигается зажатием артерии в тех местах, где прощупывается пульс. Точки пальцевого прижатия артерий показаны на рис. 58 (А). Затем необходимо наложить жгут или закрутку на 5-7 см выше раненого участка.

В: Почему?

(Т.к. по артериям кровь движется от сердца)

Потом следует обработать рану антисептическими препаратами и наложить повязку. Если помощь оказывают несколько человек, это можно делать одновременно.

Как же правильно наложить жгут или закрутку?

(Правила наложения закрутки).

1. Конечность приподнять вверх

2. На место наложения закрутки подкладывают мягкую ткань

3. Конечность объвязывают веревкой (или чем-то ее заменяющим) и свободно завязывают узлом

4. В образовавшееся кольцо вставляем палку (или любой прочный предмет) и вращаем, пока круговое сдавливание не остановит кровотечение

5. После этого закрепляем палку

6. Под закрутку подкладываем записку с указанием времени наложения: в теплое время года закрутку или жгут можно не сниматьв течение двух часов, а в холодное – в течение одного часа. Если за это время пострадавшего не удалось доставить в больницу, закрутку или жгут надо ослабить на несколько минут.

В: Почему?

Затем необходимо вновь затянуть жгут.

Затягивать закрутку или жгут слишком сильно нельзя , т.к. можно повредить нервы.

4. Лечение раны, образование струпа, смена повязок, рубцовая ткань.

После свертывания крови образуется струп, коричневая корочка, которая защищает раневую поверхность. Под струпом образуется зернистая соединительная ткань. Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима. При перевязках надо стараться не повредить струп, так как в противном случае может возобновиться кровотечение. Прилипший бинт нужно размочить перекисью водорода или раствором перманганата калия и снимать послойно. При повторной перевязке к ране необходимо приложить содержащую антибиотики мазь. Ее наносят на марлевую салфетку и прикладывают к ране. Сверху накладывают слой ваты и забинтовывают. Держать долго рану под повязкой не рекомендуется, так как она начнет мокнуть. Если образовалась сухая корочка, повязку лучше не накладывать. Важно чтобы к заживающей ране был доступ воздуха.

При глубоких порезах образуются шрамы из грубой соединительной ткани, ее разрастание приводит к тому, что она выступает над поверхностью кожи.В быту наросты соединительной ткани называют «диким мясом», но к мышцам эти образования никакого отношения не имеют. Рубцовая ткань не способна выполнять функцию той ткани, которую заменила.

5. Носовые кровотечения. Меры доврачебной помощи.

Бывает так, что у человека открывается носовое кровотечение. Каковы причины носовых кровотечений? Какую первую помощь можно оказать такому человеку?

Найдите ответы на вопросы на странице 128 в разделе «Носовые кровотечения»

В: Каковы причины носовых кровотечений?

Причины носовых кровотечений. (в тетрадь)

    травмы головы

    гипертония

    перегрев тела.

В: Каковы меры доврачебной помощипри носовых кровотечениях?

Меры доврачебной помощи.

    На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.

    В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.

    Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад.

    При продолжительном кровотечении обе ноздри прижать к носовой перегородке.

II . Задание на дом.

Параграф 25, ответить на вопросы к параграфу, прочитать «Основные положения главы».

III . Закрепление изученного материала.

В: О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

Решение практических задач

Задача №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №2

Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №3

Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.

Задача №4

Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?

Оказание первой помощи.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как?

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте схему -подсказку.

Итог урока . Различают внутренние и внешние кровотечения. К внешним кровотечениям относят капиллярное, венозное и артериальное кровотечения. При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном кровотечении она вытекает равномерной струёй, имеет тёмно-вишнёвую окраску. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-алый цвет, она бьёт сильной прерывистой струёй (фонтаном). Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном – можно ограничиться давящей повязкой.

Выставление оценок.

Вашему вниманию тестовая работа

Заполните графы таблицы:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

Капиллярное

Венозное

Артериальное

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: