Про заболевания ЖКТ

В трудах Л.С. Выготского подчеркивается важность воспитания у детей произвольного поведения, которое предназначено для понимания причинно-следственных связей его поступков, соблюдения нормативов поведения, сознательный контроль за своим поведением Выготский, Л.С. Психология развития человека. М. 2005. - С. 57-58.. Наличие у ребенка произвольного поведения свидетельствует о сформированности у него важных качеств личности: выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовность и привычки подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей - по-прежнему одна из актуальных проблем современной психологии. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

Зачастую беспрекословное послушание ребенка относят к произвольному поведению, но такое поведения без осмысленности может быть сигналом отклонения в психическом развитии.

Говоря о психопатологиях в поведении детей, Ч.Венар и П.Кериг отмечают, что у детей с нарушениями в поведении очень много общего с нормально функционирующими детьми.

Поведение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного. В поведении младших школьников уже более отчетливо и прозрачно, по сравнению с дошкольным возрастом, проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность - проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую - проявлением малой подвижности нервных процессов.

Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств Божович, Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М. - С. 223.. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, но Ч.Венар и П. Кериг делят их по критериям социально ожидаемого на две группы: поведенческий дефицит и поведенческий избыток Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб. 2007. - С. 60-62..

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т. е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Как писал Л.С. Выготский, способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста Выготский, Л.С. Психология развития человека. М. 2005. - С. 297.. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

По мнению И. В. Дубровиной типичные нарушения поведения детей - это гиперактивное поведение (обусловленное нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивность и нарушения внимания относятся к главным симптомам гиперкинетических расстройств в детском возрасте. Беспокойство, отсутствие сдерживающих моментов и гиперактивность -- иногда в сочетании с расстройствами социального поведения -- это признаки, которые ярко проявляются у детей в школе. Разумеется, в различных ситуациях степень активности может значительно варьировать, и нередко бывают ситуации, в которых дети спокойны Перре, М. Клиническая психология. СПб. 2003. - С. 287..

Гиперактивность часто связывают с синдромом дефицита внимания. Это обусловлено тем, что этот синдром характеризуется рядом моделей поведения, связанных с легкой отвлекаемостью, трудностями в выполнении инструкций, частым переключением с одной незавершенной деятельностью на другую. А гиперактивность с импульсивностью в поведении.

Медики синдром дефицита внимания и гиперактивности связывают с минимальными мозговыми дисфункциями, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения (из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

И.В. Дубровина отмечает, что синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М. 1998. - С. 101..

Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Ч. Венар и П. Кериг связывают расстройство в поведении с паттернами, проявляющимися как нарушение элементарных прав других людей, нарушение правил и общественных норм, соответствующих возрасту. Также нарушением поведения в детском возрасте считаются паттерны негативистского, недружелюбного поведения, которые проявляются как эмоциональные неконтролируемые взрывы, споры со взрослыми и неподчинение их требованиям, намеренное раздражение других людей, ложь, задиристое поведение Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб. 2007. - С. 117-119..

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство также являются отклонениями от нормы в младшем школьном возрасте. Негативизм - такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением.

Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность Выготский, Л.С. Психология развития человека. М. 2005. - С. 187..

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины.

Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Итак, нарушения поведения связаны с психическим развитием у младших школьников. Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы: определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка; являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности; из-за незнания правил поведения.

Нарушение поведения влечет за собой или девиантное поведение в будущем, или невротические заболевания.

Гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями личности). Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребёнка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.

Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Одним из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние, которое имеет следующие особенности:

  • ребенок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание;
  • когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.

Что же побуждает ребёнка использовать демонстративное поведение?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. Т.о. «общение» состоялось. Но также случаи кривляния бывают в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние, само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых, не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитателя, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение:

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм- такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость

«Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности к самостоятельности. Т.о., негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним. «Упрямство- такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)

Причины упрямства разнообразны:

  • это может быть следствие неразрешимого конфликта взрослых;
  • упрямство может быть обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребёнок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых;
  • а может быть причиной упрямства длительный эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребёнком самостоятельно.

Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивное поведение- это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве:

  • средства достижения значимой для него цели;
  • как способ психологический разрядки;
  • замещения блокированной, неудовлетворенной потребности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Причины агрессивного поведения разнообразны:

  • драматическое событие или потребность во внимании взрослых, других детей,
  • неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды,
  • проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения,
  • снижение эмоциональной чувствительности к насилию и повышение вероятности формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение, вследствие воздействия средств массовой информации (систематический просмотр фильмов со сценами жестокости);
  • авторитарный стиль воспитания;
  • деформация системы ценностей в семейных отношениях;
  • дисгармоничные взаимоотношения родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Инфантильное поведение.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннего возраста.

Нередко во время урока такой ребёнок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по карте машинку, запускает самолетики). Такой ребёнок неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-нибудь действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Конформное поведение- такое поведение полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей. Это сверхдисциплинированные дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и всё делают за ребёнка), приобретают негативные личностные особенности. В частности, им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы, мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены. Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Конформное поведение во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопехающим, стилем воспитания.

Симптоматическое поведение.

Симптом - это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушаемого, негативного, тревожного) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребёнка - признак неблагополучия в его семье, в школе, это своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребёнка. Например, 7 летняя девочка пришла из школы, разбросала книги и тетради по комнате, через некоторое время собрала их и села за уроки. Или, рвота - как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе, или температура в день, когда должна состояться контрольная работа.

Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребёнка, то конфликты ребёнка загоняются вглубь. И ребёнок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребёнок, как правило «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которое вызовет крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

Главная > Документ

ТИПЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Исрафилова Н.М, учитель высшей категории Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека. Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования. К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать». Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Т.о., управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Какие же факторы в значительной мере определяют произвольность поведения ребёнка? Это самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, ценностные ориентации, мотивы, идеалы, направленность личности и т.д. Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы:
    В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:
    Нестабильностью психических процессов, Психомоторной заторможенностью или, наоборот. Психомоторной расторможенностью.
Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

2. В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекват-ного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

3. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.4. Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.Типичные нарушения поведения: Гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями личности).Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки.Основные признаки гиперактивного ребёнка – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.Демонстративное поведение. При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

    Одним из вариантов демонстративного поведения – детское кривляние, которое имеет следующие особенности:
      ребенок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание; когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.
Что же побуждает ребёнка использовать демонстративное поведение?Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму – демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. Т.о. «общение» состоялось. Но также случаи кривляния бывают в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние, само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых, не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить (поскольку осуждение – самоосуждение – уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитателя, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.
    Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.
От эпизодических капризов, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов – неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).Протестное поведение: Формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.Негативизм – такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности к самостоятельности. Т.о., негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним. «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)Причины упрямства разнообразны:
    это может быть следствие неразрешимого конфликта взрослых; упрямство может быть обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребёнок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых; а может быть причиной упрямства длительный эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребёнком самостоятельно.
Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.Агрессивное поведение – это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве:
    средства достижения значимой для него цели; как способ психологический разрядки; замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Причины агрессивного поведения разнообразны:
    драматическое событие или потребность во внимании взрослых, других детей, неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды, проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения, снижение эмоциональной чувствительности к насилию и повышение вероятности формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности – чувств, провоцирующих агрессивное поведение, вследствие воздействия средств массовой информации (систематический просмотр фильмов со сценами жестокости); авторитарный стиль воспитания; деформация системы ценностей в семейных отношениях; дисгармоничные взаимоотношения родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
Инфантильное поведение.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннего возраста.

Нередко во время урока такой ребёнок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по карте машинку, запускает самолетики). Такой ребёнок неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-нибудь действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.Конформное поведение – такое поведение полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей. Это сверхдисциплинированные дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и всё делают за ребёнка), приобретают негативные личностные особенности. В частности, им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы, мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены. Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение».Конформное поведение во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопехающим, стилем воспитания.Симптоматчиеское поведение.

Симптом – это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушаемого, негативного, тревожного) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребёнка – признак неблагополучия в его семье, в школе, это своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребёнка. Например, 7 летняя девочка пришла из школы, разбросала книги и тетради по комнате, через некоторое время собрала их и села за уроки. Или, рвота – как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе, или температура в день, когда должна состояться контрольная работа.

Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребёнка, то конфликты ребёнка загоняются вглубь. И ребёнок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребёнок, как правило «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которое вызовет крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

Педагогическая коррекция некоторых

типических отклонений в поведении детей.

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.1. Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка. Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас. Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок:

    повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребёнка, использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь», сравнивать одного ребёнка с другим.
5. Демонстрировать детям модели желательного поведения. 6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.

Гиперактивное поведение.

При коррекции гиперактивного поведения ребёнка взрослые должны придерживаться определённой тактики коррекционных воздействий, собственного поведения:

    эмоционально поддерживать ребёнка во всех его попытках позитивного поведения, какими бы незначительными они не были; избегать жестких оценок, упрёков, угроз, слов: нет, нельзя, прекрати; необходимо разговаривать с ребёнком сдержанно, спокойно, мягко; давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить; поощрять ребёнка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, раскрашивание, чтение, конструирование); ограничивать время пребывания ребёнка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребёнка; оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля; представлять ребёнку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, т.к. это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное – подчинить действия гиперактивного ребёнка цели и приучить достигать её. Здесь наиболее эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, успокоить ребёнка. Особую значимость приобретают игры, направленные на развитие внимания, самоконтроля.

Демонстративное поведение. Капризы.

Демонстративное поведение и капризы ребёнка надо пытаться предупреж-дать. В одних случаях лучше отвлечь ребёнка, переключить его внимание, в других целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребёнок прекращает каприз. Однако ни в каком случае нельзя позволять ребёнку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов.

Усилия взрослого должны быть направлены не только на создание у всех детей в классе (группе) и у конкретного ребёнка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребёнка занять определённое место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.Агрессивное поведение. Важно пытаться предупредить агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением.

    Можно остановить ребёнка словом. Можно отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием. Можно создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руки, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то необходимо коротко и однозначно выразить своё недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребёнок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром. Но! Уборка – не наказание за содеянное. В доводах взрослого ребёнок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответственен за свои поступки. Несколько труднее преодолеть вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно проигнорировать их, или превратите оскорбления в комическую перепалку. Важно дать ребёнку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребёнку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т.д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Можно использовать для преодоления и предупреждения агрессивного поведения рисование, музыку, подвижные игры, лепку, конструирование. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным способом общения ребёнка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудиторией.
Инфальтивное поведение. Необходимо своевременно выработать у ребёнка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.Конфорное поведение. Нежелательные проявления конфорного поведения можно преодолевать лишь систематически развивая и поощряя сознательно – аргументированную убеждённость ребёнка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.В педагогике существуют разнообразные методы коррекции поведения, я остановлюсь на наказании, часто используемом педагогами в том случае, когда негативный поступок уже совершен и если плохое поведение ребёнка ещё не превратилось в привычку и неожиданно для него самого.Вспомним условия, которые надо соблюдать, чтобы наказание было эффективным.
    Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность. После наказания поступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о наказании. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребёнком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами и постоянным ворчанием. Необходимо, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, весь детский коллектив, а вследствие своего большого количества даже могут быть приведены в исполнение. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Литература: Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001Типы нарушений поведения.
    гиперактивное поведение
кривляние - демонстративное поведение капризы пассивный негативизм активный - протестное поведение упрямство строптивость
    агрессивное поведение конформное поведение симптоматическое поведение
  1. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ

    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.

  2. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ

    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

  3. Анализ учебно воспитательной работы гоу сош №499 за 2009-2010учебный год

    Документ

    Целью работы школы было создание условий для получения всеми обучающимися доступного качественного образования, воспитания и развития, обеспечения личностно ориентированного подхода и сохранения здоровья школьников в условиях развивающего

  4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города набережные челны «гимназия №57» публичный доклад

    Доклад

    Публичный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 57» содержит информацию об основных результатах деятельности за 2010-2011 учебный год и перспективах развития Гимназии.

Педагоги-классики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Реализуя произвольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, ребенок сам активно стремится соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, ребенок умеет не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или других детей.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, часто слепое следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. Слепое (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведе-

ния - осмысленности, инициативности. Поэтому ребенок с таким «удобным» поведением тоже нуждается в коррекционной помощи, направленной на преодоление негативных личностных образований, определяющих подобное поведение.

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей - по-прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики, педагогической практики. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т. е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно. Важность быстрого реагирования взрослого в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неправильных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе, хотя первоначальный повод мог быть и незначительным.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно ней-родинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивное поведение

Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки*.

Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на по-

* См.: Кошелева А.Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М., 1997.

сторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается; не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, даже навязчивых движений. Нередко дети с гиперактивным поведением отличаются недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то что у многих таких детей яркая мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при гиперактивном поведении не всегда высока, часто начатое не доводится до конца, ребенок перескакивает с одного дела на другое.

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Демонстративное поведение

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Но эта причина не единственная. Если бы все случаи кривля-ния объяснялись так, то это явление не должно было бы быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако известно, что и в таких семьях дети кривляются ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать им возможности осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок

ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями младших школьников, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

В определенном возрасте, как правило в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании границ самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л. С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни

просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели в противоположность негативизму - явление положительное. Это важнейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. Из-за того что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все остальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением»*.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства - длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых*.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, - важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, - стремлением подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Таким образом, происхождение протестного поведения разнообразно. Разобраться в причинах негативизма, упрямства, строптивости - значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

* См.: ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 370.

* См.: Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1986.

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении*.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку - брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрес-сия - самоунижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Ди-дактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.

Существенная детерминанта агрессивного поведения детей - воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, насилия, мести приводит к тому, что: агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность к насилию и повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформации системы ценностей в семейных отношени-

* См.: Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. - М., 1998. - Вып. 1.

ях и т. д. Как и при протестном поведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения.

Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Инфантильное поведение

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Нередко во время урока такой ребенок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантиль-

ные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины.

Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Инфантильное поведение, инфантильность как черта личности, если не оказать ребенку своевременную помощь, может привести к нежелательным социальным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Конформное поведение

Рассмотренные типы нарушений поведения справедливо вызывают у взрослых серьезное беспокойство. Однако также важно не оставить без внимания и детей сверхдисциплинированных. Они готовы беспрекословно слушаться взрослых и сверстников, слепо следовать за ними вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Поведение этих детей - конформное (от лат. conformis - подобный), оно полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей.

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности. В частности, им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены.

Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Однако будет ошибкой определять как конформное естественное подражание дошкольника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навы-

ками. Типичное и естественное стремление младшего школьника «быть как все» в условиях учебной деятельности также не является конформным.

Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладевают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.

Симптоматическое поведение

Любое нарушение в поведении может быть своеобразной коммуникативной метафорой, с помощью которой ребенок сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте (например, агрессивное поведение, драки со сверстниками - своеобразное замещение недостающей близости с родителями). Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое. Симптом - это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка - признак неблагополучий в его семье, в школе. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение, когда открытое обсуждение проблем со взрослыми невозможно. Например, семилетняя девочка, возвращаясь из школы в особенно трудный для нее период привыкания, адаптации, разбрасывает книжки и тетрадки по комнате, изживая таким образом аффект. Через некоторое время она их собирает и садится за уроки.

Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребенка, игнорируют его психологический дискомфорт, то конфликты ребенка загоняются вглубь, с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка.

Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь как разновидность поведения - своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе).

Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации: не пойти в школу, привлечь к себе внимание матери. Например, у первоклассника закономерно под-

нимается температура именно в тот день, когда должна состояться контрольная работа (диктант). Мать вынуждена не пустить ребенка в школу, остаться с ним, не пойти на работу. В те дни, когда контрольных работ нет, «беспричинного» повышения температуры не происходит.

Ребенок, который демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает, чтобы о нем заботились, по сути контролирует того, кто проявляет о нем заботу. О подобной позиции Л. С. Выготский писал: «Представьте себе, что ребенок испытывает известную слабость. Эта слабость может стать в известных условиях силой. Ребенок может прикрываться своей слабостью. Он слаб, плохо слышит - это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребенок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания»*. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребенок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которые вызовут крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

Таким образом, симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и не поддаются контролю со стороны ребенка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, такое поведение часто «закрепляется» окружающими.

Некоторые типы нарушений поведения у младших школьников, их причины

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. Нововосточный
Описание: данная информация рассчитана на людей, которые работают с детьми (в первую очередь родители, а также учителя, воспитатели, психологи и так далее), здесь рассказано о некоторых типах нарушений поведения у младших школьников, описаны их причины возникновения. Цель: проинформировать специалистов, родителей о типах нарушений поведения у младших школьников, описать причины проявления непроизвольного поведения.
Задачи:
- дать теоретические знания по вопросу о типах нарушений в поведении у младших школьников, их причинах возникновения;
- развивать память, мышление;
- прививать чувство ответственности.

Некоторые типы нарушений поведения у младших школьников, их причины.
Разнообразные отклонения в поведении детей – по сей день одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с непроизвольным поведением систематически нарушают правила, не подчиняются требованиям взрослых, игнорируют правила внутреннего распорядка, грубят и тому подобное.
Кроме индивидуальных особенностей ребенка нарушения поведения зависят, в том числе от нестабильности психических процессов, психомоторной заторможенности, или, наоборот психомоторной расторможенности.
В других случаях нарушения поведения могут быть следствием защитной реакцией ребенка на трудности в школе, на проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстникам..
Такие дети агрессивные, не активные, не уверенные в себе. Складывается впечатление, что они специально ведут себя так, однако, это впечатление ошибочное. Дело в том, что ребенок на самом деле не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Очень важно, чтобы взрослый (педагог, родитель, воспитатель) обратил внимание на данные проявления на первых порах. И обязательно все, пусть даже не значительные конфликты и разногласия, должны быть разрешены непременно.
Что же в себя включают нарушения поведения?
Нарушения поведения включает в себя гиперактивное поведение, демонстративное, инфатильное, протестное, агрессивное, конформное и симптоматическое поведение.
Мы рассмотрим гиперактивное, демонстративное, инфатильное и агрессивное поведение, их причины.

Гиперактивное поведение.
У таких детей повышенная потребность в движении. Когда эта потребность имеет какие-либо ограничения ситуациями, в которых необходим контроль двигательной активности, то у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, снижается работоспособность, наступает утомление. Возникает эмоциональная разрядка, которая является защитной физиологической реакцией организма на перенапряжение. Выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, и расценивается как нарушение дисциплины.
Признаки гиперактивного ребенка:
- отвлекаемость,
- импульсивность,
- чрезмерная двигательная активность,
- невнимательность.
Такой ребенок начинает выполнять задания, не дослушав до конца, и через некоторое время выясняется, что он не знает что делать. Он легко отвлекается на посторонние стимулы, невозможно предсказать, как он поведет себя в следующий момент, сам ребенок этого не знает.
Детям с гиперактивным поведением очень трудно адаптироваться в школе, появляются проблемы во взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Чрезмерная активность сама по себе – это еще не нарушение, дело в том, что она может сопровождаться изменениями в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Это связано, в первую очередь, с тем, что гиперактивному школьнику трудно концентрировать внимание и спокойно заниматься.
Вообще, причины возникновения гиперактивного поведения полностью не изучены. Такие причины как особенности темперамента, генетика, поражения центральной нервной системы, как до рождения, так и после и так далее не обязательно можно связывать с гиперактивностью, в ее возникновении важна совокупность взаимодействующих факторов.
Демонстративное поведение.
Данное нарушение поведения включает в себя намеренное и осознанное нарушение правил, норм. Такое поведение адресовано исключительно взрослым.
Например, к демонстративному поведению можно отнести детское кривляние. Чаще всего данное нарушение – это способ привлечь внимание. Этот способ они выбирают в тех случаях, когда недополучают общения, ласку, любовь, тепло от родителей.
Демонстративное поведение присуще семьям с авторитарным стилем воспитания, авторитарными педагогами, воспитателями.
Инфатильное поведение.
Такое поведение подразумевает проявления в поведении ребенка черт, которые характерны более раннему возрасту.
Такие дети незаметно для себя отключаются от учебного процессе и начинают просто играть (пускать самолетики и тому подобное). Естественно, подобные появления расцениваются как нарушения дисциплины.
Ребенку, которому свойственно инфатильное поведение, характерна незрелость интегративных личностных образований. То есть в отличие от сверстников, он не может самостоятельно принять решение, испытывает чувство незащищенности, у него заниженная самооценка. Ребенок с данным нарушением в поведении часто попадает под влияние сверстников.
Протестное поведение.
Формы: негативизм, упрямство, строптивость.
Негативизм – ребенок не хочет делать что-либо только потому, что его об этом попросили.
Проявления: беспричинные слезы, грубость, замкнутость, дерзость.
«Пассивный» негативизм проявляется в молчаливом отказе выполнять что-либо, а «активный» негативизм – ребенок делает все, чтобы настоять на своем, чтобы не выполнять требование.
В обоих случаях дети – неуправляемые, на них ничего не действует.
Причины следующие: у ребенка накапливается отрицательное эмоциональное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению ребенка в самостоятельности.
Можно сказать, что негативизм – часто итог неправильного воспитания. В данном случае контакт между ребенком и взрослым нарушается.
Упрямство – реакция ребенка, в результате которой он настаивает на чем-либо потому, что он это потребовал.
С перечисленными формами протестного поведения также связана строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против норм воспитания, против образа жизни, который навязываю.
Агрессивное поведение.
Такое поведение считают разрушительным. Агрессивность проявляется не только в физических действиях, но и в оскорблениях, ругательствах, за которыми скрывается неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным, отыграться за собственные обиды.
Агрессивное поведение может возникнуть при различных обстоятельствах: авторитарный стиль воспитания, дисгармония в семейных отношениях, жесткие несправедливые наказания и тому подобное.
Ребенку с агрессивным поведением или даже с признаками агрессивного поведения, требуется особое внимание. Ему необходимо донести, что человеческие отношения бывают добрыми.
Таким образом, самым важным моментом является следующее - педагог, родитель должны на первых порах обращать внимание на отклонения в поведении.
Формирование произвольного поведения, его коррекция будет эффективна при совместной деятельности взрослого и ребенка.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: