Про заболевания ЖКТ

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им предметов. В больших монастырях келарям давалось два помощника. Иерусалимский устав вменял в числе прочих обязанностей келаря: положение хлебов на аналой для благословения на литии , их преломление и раздачу монастырской братии по чаше вина. В русских монастырях должность келаря была введена Феодосием Печерским и соответствовала порядку, принятому в греческих монастырях, с отличием лишь в том, что келарь являлся также трапезником .

Литература

  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Спб, изд. Сойкина П. П., 1900.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Келарь" в других словарях:

    - (ново греч. kellares, от лат. cela кладовая). 1) прежде монах, заведовавший всеми монастырскими вотчинами и всеми недуховными дедами по монастырскому ведомству. 2) теперь, инок, заведующий монастырскими припасами. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Монах, кладовщик Словарь русских синонимов. келарь сущ., кол во синонимов: 2 кладовщик (4) монах … Словарь синонимов

    келарь - КЕЛАРЬ, церк. – Монашеский эконом; инок, ведающий монастырскими поместиями. В грамоте говорено, чтобы воеводы тех острогов архимандрита, игуменов, строителей, келаря, черных монахов, которые посланы в новые и старые монастыри, и стариц и старцев… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    - (от среднегреч. kellarios кладовщик эконом), в православной и католической церквах монах, ведающий монастырским хозяйством … Большой Энциклопедический словарь

    КЕЛАРЬ, келаря, муж. (греч. kellarios) (церк.). Монах, заведующий хозяйством монастыря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж. инок, заведывающий монастырскими припасами, или вообще светскими делами монастыря. Келарнаца, келарня, келарская жен. кладовая, для разных монастырских припасов. Келарский, к келарю относящийся или ему принадлежащий. Келарство ср. званье,… … Толковый словарь Даля

    келарь - келарь, род. келаря; мн. келари, род. келарей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    КЕЛАРЬ - Гриша Келарь Васильев, крестьянин Синятинского пог. 1539. Писц. IV, 499. Келарь Семенов сын Терпигорева, помещик в Ясенском пог. 1539. Писц. IV, 446. Келарь Петровичь Протасьев, отчинник в Мещере при Федоре Ивановиче. А. Ю. 178. Келарь,… … Биографический словарь

    Лицо, ведающее погребом в монастыре, келарня кладовая, др. русск. келарь. Кир. Туровск. (см. Срезн. I, 1204). Из ср. греч. κελλάριος – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 241; Гр. сл. эт. 84; Корш, AfslPh 9, 517. Ср. келья … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Я; м. [от лат. cellarius] Монах, заведующий монастырским хозяйством. ◁ Келарский, ая, ое. К ая келья. * * * келарь (от ср. греч. kellarios кладовщик, эконом), в православных и католических монастырях монах, ведающий монастырским хозяйством. * *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Кухня батюшки Гермогена
  • Кухня батюшки Гермогена , Иеромонах Гермоген (Ананьев). Автор книги, иеромонах Гермоген (Ананьев), насельник Данилова монастыря, бывший келарь обители, рассказывает читателям о том, что такое трапеза. Он раскрывает духовный смысл этого понятия,…

Келарь (cellararius) - это эконом, главный администратор, который отвечает за все, что не входит в круг обязанностей других служителей. Это он заботится о продовольствии для монастыря, покупает и продает земли и леса, взимает дорожную пошлину, раздает вознаграждения, контролирует амбары и мельницы, пивоварню и живорыбные садки. В Монте-Кассино келарь, кроме всего прочего, хранит у себя гири и весы, помеченные его именем. Короче говоря, именно от него в большей мере зависит благосостояние или упадок монастыря. Он настолько поглощен своими обязанностями, что сборники обычаев даже не требуют от него присутствия на богослужении, если только «он сам не пожелает этого». В подчинении у келаря находятся: управляющий, своего рода староста («бейлиф» по-английски), который занят монастырскими доходами и выплачивает жалованье певчим, кузнецу и ветеринару; трапезничий; гранатарий (от латинского слова «granatarium» - житница, хлебный амбар), заведовавший семенным фондом и отвечавший за надлежащее засеивание монастырских полей (у гильбертинов было принято, что если этот «агроном» плохо выполняет свои обязанности, то получает только кусок хлеба в день вплоть до начала жатвы), в его подчинении также находится пекарь; садовник; смотрители живорыбных садков, смотритель виноградников, хранитель хлебных запасов, коннетабль или смотритель конюшни; питансье (раздатчик ежедневных пайков) и, наконец, организатор кухни и питания. Наряду с экономом, специально наблюдающим за выпечкой хлеба, поставкой продуктов на кухню, потреблением пива летом и зимой, его распределением (но не раньше, чем за четыре дня до его складирования), имелись еще келарь по кухне, его обязанности будут рассмотрены ниже, и келарь по вину, отвечающий за доставку и хранение вина в погребах. Сборники обычаев уточняют, что келарь и помощник келаря, как и все другие служители, включая их подчиненных, должны обладать большими достоинствами и добродетелями: обязательностью, скромностью, вежливостью, приятностью, учтивыми манерами, способностью сделать строгий выговор и, наоборот, разрядить гнев миролюбивым ответом и т. д. Камерарий Камерарий, чья роль непрерывно возрастала, выполнял функции финансового директора. Название этой должности происходит от слова «комната» (camera), в которой запирались деньги, реликвии, архивы, документы о правах собственности, деловые контракты монастыря. Камерарий получает доходы, управляет и распределяет имеющиеся средства. Он заботится о благосостоянии монахов. Также он отвечал за спальные принадлежности, соломенные тюфяки, за горячую воду для бритья и купания, для омовения ног, за мыло и одежду (в чем ему помогает «вестиарий» (от лат. «vestiarium» - хранилище для одежды), за обувь и ваксу... Один из монахов, подчиненный камерарию, хранил бритвы... Помощник камерария устанавливал светильники в спальне, зажигал их с наступлением вечера и гасил на рассвете. Он следил за чистотой полотенец для рук, висевших в умывальной комнате. Камерарий и его помощники должны были также обладать множеством достоинств. Например, портному надлежало быть сдержанным, скромным, немногословным, не лгать, не злоупотреблять спиртным, ибо, находясь в среде братьев, он мог узнать их секреты. Так что его принимали на работу не сразу и по тем же причинам неохотно отпускали - ведь он знал слишком много... Тщательность, с которой подходили к распределению обязанностей между различными служителями, показывают такие примеры: если пономарь должен был заботиться о колоколе, то найти веревку - дело камерария; если помощник елемозинария (раздатчика милостыни) выдает иголки, то помощник камерария поставляет нитки. Но как бы ни были предусмотрены и распределены обязанности (и, несомненно, именно поэтому), все равно возникали разногласия. Дело дошло даже до составления свода правил, где определялись права и обязанности каждого служителя, но это только усложняло положение. Вот к чему приводит вмешательство третьих лиц. Прекантор Прекантор (praecantor), или старший певчий (cantor), был голосом церкви и следил за ритмом богослужений, в случае необходимости поторапливая запаздывающих отцов и братьев (которые не очень-то спешили, скорее всего, чтобы отвертеться от какой-нибудь повинности) или же умеряя их, когда они стремились слишком быстро завершить службу. Он преподавал музыку новициям и детям. Но, как гласит текст того времени, кантор не имел права давать детям пощечины или таскать их за волосы, эта привилегия сохранялась только за учителем. Богослужебные манускрипты в течение долгого времени составляли большую часть монастырских библиотек, поэтому совершенно естественно, что старший певчий занимался также библиотекой. У него находился ключ от книгохранилища, и он следил за тем, чтобы никто без его ведома не брал книги из библиотеки. Именно он отвечал еще и за скрипторий. Прекантор был одним из тех трех монахов, которые хранили монастырскую печать. В обязанности его помощника (succentor) вменялось напоминать некоторым сонливым монахам во время всенощных бдений, что им надлежит быть бодрствующими стражами на службе у Бога. Канцлер В аббатствах рано появилась канцелярия, служители которой назывались скриптором, нотариусом или канцлером. Последнее слово первоначально означало привратника, находившегося около решеток (cancelli) суда. Матрикулярием (matricularius) называли монаха, который вел книгу записей - матрикулу.

[греч. κελλάριος, κελλάρης, κελλαρίτης; лат. cellarius, сellerarius], хозяйственно-административная должность в мон-ре. Первые упоминания о должности К. в церковной письменности относятся к сер. IV в., времени зарождения и стремительного распространения общежительного монашества в Римской империи. В обязанности К. изначально входило хранение и распределение среди братии монастырских запасов продовольствия (Pallad. Hist. Laus. 13). К. заведовал келарней (κελλάριον), т. е. амбаром со съестными припасами (Apophthegmata Patrum. // PG. 65. Col. 148-149; Basil. Magn. Epitimia. 52 // PG. 31. Col. 1313; Cyr. Scyth. Vita Euthym. 17. S. 27). В истории монашеской традиции обязанности К. не были постоянными и либо расширялись вплоть до управления всей хозяйственной деятельностью монастыря, либо сужались до простой выдачи продуктов повару. В монашеский лексикон слово «келарь» перешло из светского обихода. В богатых рим. домах так называли рабов, отвечавших за ведение счетных книг и хранение продуктов (Mau. 1899; Fehrenbach. 1910. Col. 2905). В христ. осмыслении прототипом служения К. были диаконы первохрист. общины, поставленные апостолами, чтобы «пещись о столах», т. е. руководить ежедневным раздаянием потребного каждому члену общины (Деян 6. 1-6; Theod. Stud. Iambi de var. arg. 12; Idem. Catech. magn. I 2).

В визант. монашестве К. числился среди «первых монахов» после игумена. Привилегированное положение, нек-рая власть, а также свободный доступ к еде и деньгам делали для монаха послушание К. весьма трудным и сопряженным с целым рядом искушений. В прохождении келарской службы существовала опасность развития тайноядения, своеволия, пристрастия к материальным благам, пренебрежения молитвой и богослужебной жизнью монастыря под предлогом хозяйственных забот. По этой причине в монашеской лит-ре возникли рекомендации как игуменам о выборе кандидатуры на должность К., так и самим К. о богоугодном прохождении данного послушания. Игумен должен следить, чтобы на должность К. был поставлен человек опытный в монашеской жизни, способный «хранить совесть пред Богом и собранием, чтобы он не впал в осуждение и сеть диавольскую», не подверженный тайноядению или утаиванию чего-либо, «чтобы ему не погубить душу свою» (Ioan. Chrysost. Epistula ad abbatem // Νικολόπουλος Π. Γ. ῞Αι ἔις τόν ᾿Ιωάννην τόν Χρυσόστομον ἐσφαλμένως ἀποδιδόμεναι ἐπιστολάι. ᾿Αθῆναι, 1973. Σ. 455-478). Большое значение К. в жизни мон-ря придавал свт. Василий Великий , один из основоположников вост. общежительного монашества. По его мнению, в задачи К. входит не просто обеспечение пищей братии, но в целом хозяйственное процветание монастырской общины (Morison. 1912. Р. 115). От служения К. зависит благочиние в мон-ре, поэтому игумен заботится не только о поставлении достойного монаха в К., но и о преемстве в этой должности, своевременно подыскивает ученика для К. (Basil. Magn. Asc. br. 156). Сам К., чтобы избежать искушений, должен беспрекословно подчиняться игумену и вдохновлять себя словами Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин 5. 30). В отношениях же к братии «должен иметь в виду потребность каждого, потому что написано: «Каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4. 35)» (Basil. Magn. Asc. br. 148). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского сообщается, что К. занимается не только снабжением братии, но также раздает милостыню: «О больных, о детях, о странниках и бедных пусть печется со всем усердием; несомненно ведая, что в день суда даст строгий отчет, если неправо и немилостиво поступит в отношении к ним» (Reg. Ben. 31). К. должен «о всех иметь попечение, но ничего не делать без позволения аввы». На все монастырское имущество К. обязан смотреть как на священные церковные принадлежности - это убережет его и от скупости, и от небрежности (Ibidem). Прп. Дорофей Газский , наставляя К., заповедует ему: «Если не хочешь впадать в раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не заботься о них чересчур; но и не пренебрегай ими как маловажными и ничтожными: но когда кто просит их у тебя, давай... Достигнуть же сего ты можешь только тогда, когда будешь распоряжаться монастырскими вещами не как своими собственными, но как вещами, принесенными Богу и только вверенными твоему попечению» (Doroth. Doctrinae. 18).

В средние века, когда крупные монастыри представляли собой хорошо организованные и богатые хозяйства как на Востоке, так и на Западе, должность К. занимала важное место в развитом управленческом аппарате монашеских общин. Одним из наиболее известных визант. мон-рей начиная с IX в. был к-польский Студийский мон-рь, достигший процветания при игуменстве прп. Феодора Студита. В трудах этого святого сохранилось много упоминаний о различных монастырских послушаниях, в т. ч. о К. В Студийском мон-ре К. подчинялся игумену, а также эконому и его помощнику. К. также имел в подчинении помощников (παρακελλαρεύοντες) и повара. К. отвечал за кладовую и сохранность продуктов («Келарь должен наблюдать за каждым зерном» - Theod. Stud. Catech. magn. III 6), отпускал припасы на кухню, действуя в согласии с помощником эконома. «Помощник эконома ни в чем не успеет, если не будет иметь келаря, следующего за ним. И у келаря дело не будет идти, как бы хотелось, если не будет иметь помощника в лице повара» (Idem. Catech. parv. 48). В соответствии с установлением игумена «келарь должен отдавать отчет эконому в том, что он израсходовал, а повар - келарю. Затем мерою должны выдаваться хлебы, помощник повара отдает отчет в материале тому же келарю» (Catech. magn. III 26). В обязанности К. входило также распределение пищи за трапезой в соответствии с нуждами каждого члена братии, в этом его служение совпадало с должностью трапезария: «Бодрствуй, келарь, ибо очи мои постоянно смотрят на трапезу моих чад… Смотри за пищей их и расставляй ее, как на трапезе Божией» (Ibid. I 47). В монастырской больнице Студийского монастыря назначался особый К., заведовавший питанием больных (Ibid. II 7).

В произведениях прп. Феодора Студита неоднократно встречаются увещания к К. и его помощникам наряду с увещаниями к др. должностным лицам монастырского служения: «Ты, келарь, уповай на Бога и возмогай в державе крепости Его (ср.: Еф 6. 10), проливай свою кровь, отдавай свою плоть, расточай себя в своих заботах, чтобы, стяжая себе братьев, ты стяжал также Самого Бога: ты ведь питаешь не людей, но, если угодно, апостолов Божиих» (Theod. Stud. Catech. magn. I 13). Прп. Феодор подчеркивает, что любое монастырское послушание, даже если оно связано с выполнением рутинных хозяйственных дел, спасительно для монаха, если он воспринимает свое послушание как служение ближним и выполняет работу с полной самоотдачей. «Бодрствуй, келарь, потому что велика твоя награда, если ты хорошо и без всякой несправедливости служишь, все оцениваешь, даешь и получаешь от каждого приношение, отвечаешь и выслушиваешь, заботишься и хлопочешь, расходуешь и приобретаешь необходимое» (Ibid. III 4). Усердный монах видит свое послушание как проявление любви; «пребывайте и вы, чада мои, келари, в силе своей, идя навстречу и до смерти отдавая себя всей братии в ее будничных нуждах, питая братьев, как себя самих...» (Ibid. I 57). Любое дело в мон-ре, к-рое выполняется во славу Бога, «является не человеческим и не плотским делом, а святым и спасительным» (Ibid. II 123), «и за это наградой его будет жизнь вечная» (Ibid. III 17). Вместе с тем К. нельзя забывать о необходимых для всякого монаха добродетелях, поэтому он вместе с братиями посещает богослужения (Ibid. I 33).

Значительное число указаний относительно келарского служения содержится в визант. уставной монашеской лит-ре XI-XIV вв. В типиконе Льва, еп. Нафплиона, для монастыря Матери Божией в Арии (1143) сообщается, что К. вместе с казнохранителем и екклесиархом назначался игуменом с утверждения всей братии (Typikon of Leo. 2000. Р. 966). В соответствии с Правилом Нила, еп. Тамаса Кипрского, для мон-ря Махерас (1210) К. обязан не делать и самой малой вещи без сведения игумена мон-ря, а также не должен тратить ничего на своих родственников или друзей. Если он будет в этом замечен, то должен быть смещен и лишен св. причащения (Rules of Neilos. 2000. Р. 1151). Типикон Феодоры Палеологини (1294-1301) для жен. мон-ря в К-поле предписывает: «Келарь... должна отвечать за то, что сестры едят каждый день и что готовится на трапезу, как это готовится и распределяется по порциям, за количество и качество потребляемого вина, подробно наставляя служительниц относительно этих вопросов» (Typikon of Theodora Palaiologina. 2000. Р. 1272). В типиконе Иоакима, митр. Зихны, для мон-ря св. Иоанна Предтечи на горе Меникио (1332) сделан акцент на том, что К. должен нести свое служение со страхом Божиим и сознательностью, помня, что Господь в День Суда спросит о его служении (Typikon of Joachim. 2000. Р. 1597). В соответствии с Правилом Христодула для мон-ря Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1091) обязанности К. и распорядителя вина были разделены. К. назначался из числа наиболее благочестивых и испытанных братий, должен был быть разумен, понятлив и обходителен; имел в своем подчинении 2 помощников и повара (Rule, Testament and Codicil of Christodulos. Р. 590). Иерусалимский Типикон относит к обязанностям К. положение хлебов для благословения на литии, преломление их и раздаяние братии по чаше вина (Петровский. 1908. С. 374).

По примеру греческих мон-рей должность К. была введена и в русских мон-рях. Послушание К. появилось уже в XI в. в Киево-Печерском мон-ре при прп. Феодосии Печерском , к-рый ввел в обители устав, составленный на основе студийского общежительного устава (Там же). В Печерском мон-ре К. заведовал братской трапезой, просфорней и всеми съестными припасами. У К. был помощник-ключник, который хранил ключи от погребов и складов (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 156-157). Прп. Феодосий призывал братию: «Посему будем довольны, братие, установленною… пищею, предлагаемою от келаря на трапезе, а в келье не станем держать ничего такого. Тогда только мы можем с полным усердием и всею мыслию возносить чистую молитву к Богу» (Там же. С. 185). В сер. XII в. свт. Кирилл Туровский в «Сказании о черноризцем чине», объясняя суть монашеского подвига, упоминает о К. Служение К. заключается в том, что он берет на себя попечение о хлебе насущном для всей братии и тем самым помогает им не заботиться о каждодневном пропитании, а полностью посвятить себя молитве. Монах, по словам свт. Кирилла, должен забыть обо всех житейских делах и попечениях. Подобно древним евреям, прошедшим по дну моря, монах должен миновать житейское море забот, чтобы, вступив в землю подвига, принимать «даровой хлеб» от К., как некогда израильский народ принимал манну из рук Божиих (Кирилл Туровский, свт. Сказание о черноризцем чине // Творения. К., 1880. С. 92-93).

Прп. Сергий Радонежский , вводя общежитие в основанном им Троицком мон-ре, ввел и соответствующие монастырские должности. Как сообщает агиограф, «от того времени убо съставляется въ обители святого общежитие. И устраяет блаженный и премудрый пастырь братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни и въ еже хлѣбы пещи, ового еже немощным служити съ всякым прилежаниемъ; въ церкви же: пръвѣе еклисиарха; еже потом параеклисиарси, пономонархи же и прочаа» (Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // БЛДР. Т. 6. С. 354-356). В 1-й четв. XV в. К. Троицкого мон-ря занимался покупкой земель для мон-ря (см. монастырские купчие: Акты Троице-Сергиевой Лавры. Кн. 518. Л. 454 об.- 455 об., 543 об., 576 об. // АСЭИ. 1952. Т. 1). К кон. XV в. в руках К. находились все дела, связанные с внутренним монастырским хозяйством, а также надзор за приписанными к мон-рю владениями. К. имел судебную власть над монастырскими крестьянами. На документах XVI в., касающихся хозяйственных дел мон-ря, ставилась особая келарская печать (Смолич И. К. Русское монашество (988-1917): Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 166). В XVI-XVII вв. К. Троицкого мон-ря имел влияние за пределами обители. Среди троицких К. этого периода было немало известных в рус. истории лиц, таких как Адриан (Ангелов) , Евстафий (Головкин) , Авраамий (Палицын) , Александр (Булатников) , Симон (Азарьин) , Арсений (Суханов) (Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители - старец Адриан Ангелов // АиО. 1995. № 2(5). С. 117). Во 2-й пол. XVII в. К. Троице-Сергиева мон-ря по должности был дьяком Монастырского приказа (Смолич И. К. Русское монашество. С. 166).

Не только троицкие К. обладали большими полномочиями. Согласно Уставу прп. Иосифа Волоцкого, «дела неважные решает сам игумен по совещании только с келарем и казначеем. Дела более важные решаются советом игумена, келаря, казначея и соборных старцев. Наконец, дела особенно важные объявляются всем инокам и решаются их общим голосом» (Макарий. История РЦ. Кн. 4(1). С. 205). Согласно царскому указу 1640 г. суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю, К. был обязан контролировать ведение всего монастырского хозяйства, в т. ч. сбор оброка с монастырских крестьян, над к-рыми имел судебную власть, был ответственен за хранение монастырской казны, вел учетные книги и т. д. Упоминаются в древнерусских монашеских текстах и помощники К. Митр. Макарий (Булгаков) приводит рассказ о подкеларнике Кириллова Белозерского мон-ря, к-рый, не имея особого указания от К. и не желая нарушить порядок, отказал в особом ужине царю Иоанну Грозному со словами: «Государя боюся, а Бога надо бояться еще больше» (Там же. С. 264-265). В XVII в. К. крупных мон-рей имели адм. и судебную власть над приписными мон-рями - малыми обителями, к-рые для облегчения хозяйственного положения прикреплялись к большим и богатым мон-рям (Смолич И. К. Русское монашество. С. 166-167). Были среди К. и святые подвижники, напр. прп. Иринарх Затворник, который служил ранее К. в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления муж. мон-ре . Однажды, когда прп. Иринарх печалился о неумеренности нек-рых монахов, расточавших монастырские запасы, он сподобился явления во сне прп. Авраамия Ростовского , к-рый повелел ему выдавать невоздержным монахам все, что те требуют, ибо после смерти они «взалчут вовеки» (Житие прп. Иринарха Борисоглебского // РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1358-1359).

Свое значение К. крупных рус. мон-рей утратили вместе с изменениями в ведении монастырских хозяйств после церковных реформ имп. Петра I Алексеевича и в особенности после секуляризации церковных земель 1764 г. при имп. Екатерине II Алексеевне , когда мон-ри лишились финансовой независимости и влияния. В совр. практике рус. мон-рей К. отвечает за монастырские погреба и склады с продовольствием, кухню и приготовление пищи соответственно монастырскому уставу.

Ист.: Memorandum and Typikon of Leo, Bishof of Nauplia, for the Monastery of the Mother of God in Areia / Transl. A.-M. Talbot // BMFD. 2000. P. 954-872; Rules of Neilos, Bishof of Tamasia, for the Monastery of the Mother of God in Machairas / Transl. A. Bandy // Ibid. P. 1107-1175; Typikon of Theodora Palaiologina for the Convent of Lips in Constantinople / Transl. A.-M. Talbot // Ibid. P. 1254-1286; Typikon of Joachim, Mitropolian of Zichna, for the Monastery of St. John the Forerunner on Mount Menoikeion near Serres / Transl. T. Miller // Ibid. P. 1579-1612; Rule, Testament and Codicil of Christodulos for the Monastery of St. John the Theologian on Patmos / Transl. P. Karlin-Hayter // Ibid. P. 564-606.

П. К. Доброцветов

(в миру Аверкий Иванович Палицын ) - знаменитый келарь Троицко-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками; род. в селе Протасьеве близ Ростова, умер 13 сентября 1625 г. Состоя в царской службе дворянином, он подвергся в 1588 г. опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи, и потом является действующим как келарь Троицкого монастыря. Его "Сказание об осаде Троицко-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в Россия мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным" было издано в первый раз в Москве в 1784 (in 4º л.).

  • - Артемий – игумен Троице-Сергиева монастыря, видный русский публицист. Годы рождения и смерти, мирское имя, происхождение неизвестны...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - в 1693-1695 гг. 44-й келарь Троицко-Сергиевой лавры...
  • - келарь Соловецкого монастыря, во время бунта при царе Алексее Михайловиче - преемник Авраамия, когда последний увезен был в Москву, для ответа...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1684...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Псковской еп., 1838-45...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Псковск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1446-7; 1448-54 г. архим...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - игумен Троицкого-Сергиева монастыря, пользовавшийся расположением великого князя Московского Василия Васильевича, у которого в 1440 г. крестил сына Тимофея - Иоанна, а в 1441 г. - следующего сына Георгия...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Псковск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - московской епарх...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - псковск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима", или "Хождение инока З."...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - казначей Троицко-Сергиева монастыря...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - инок Антониева Новгородского, потом Троицко-Сергиева монастыря...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Авраамий келарь Троицко-Сергиева монастыря" в книгах

Сергиева Лавра

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

Сергиева Лавра К Пасхе скажем о весне, о победах, о Памятнике Русской Славы - о Троице-Сергиевой Лавре. Запоздала у нас весна, но зато теперь расцвела она на редкость. Горы - в снегу, а внизу поля всех тонов зеленых и желтых - ячмень и горчица. У нас цветут абрикосы, персики,

Келарь

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Келарь Келарь в основном отвечал за обеспечение монастыря продуктами питания. Он запасал необходимые съестные припасы, а также распределял перед каждой трапезой индивидуальные порции, выставляя их на большом столе в специально отведенной ему комнате, где приор мог

Глава 29 Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора

Глава 29 Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын В городе Ржеве жил некто по имени Федор с женою Иулианиею и сыном Давидом. Из Ржева он перешел в Старицу, и был там старостою в ямской слободе. Он отдал своего единственного сына учиться грамоте у монахов, как

Келарь

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Келарь Келарь (cellararius) – это эконом, главный администратор, который отвечает за все, что не входит в круг обязанностей других служителей. Это он заботится о продовольствии для монастыря, покупает и продает земли и леса, взимает дорожную пошлину, раздает вознаграждения,

1608–1609 Осада Троице-Сергиева монастыря поляками

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1608–1609 Осада Троице-Сергиева монастыря поляками Не решаясь взять Москву, самозванец вел агрессивную политику, стремился подчинить себе всю страну. И это ему удавалось, ибо он, не имея денег заплатить наемникам, дал им возможность обогащаться за счет русских городов, в

автора

Глава 10 ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Глава 10 ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Глава 10 ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ Ситуация в стране к осени 1608 г. Царь Василий понимал, что ему следует опасаться осады Москвы со всех сторон. Поэтому он постоянно посылал отряды на различные дороги для очищения их от тушинцев. Так, на Коломенскую дорогу были

Глава 29 ТРОИЦКИЙ АРХИМАНДРИТ ДИОНИСИЙ И КЕЛАРЬ АВРАМИЙ ПАЛИЦЫН

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 29 ТРОИЦКИЙ АРХИМАНДРИТ ДИОНИСИЙ И КЕЛАРЬ АВРАМИЙ ПАЛИЦЫН В городе Ржеве жил некто по имени Федор с женою Иулиа-ниею и сыном Давидом. Из Ржева он перешел в Старицу, и был там старостою в ямской слободе. Он отдал своего единственного сына учиться грамоте у монахов, как

Троицко-Харцызск

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Троицко-Сергиевская лавра *)

Из книги МОСКВА БѢЛОКАМЕННАЯ, ея святыни и достопримѣчательности. автора

ДИОНИСИЙ, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ДИОНИСИЙ, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря родился около половины XVI века в городе Ржеве, и при крещении дано ему имя Давида. Он был шесть лет священником при Богоявленской церкви, в 12 верстах от города Старицы. Овдовев, постригся в Старицкой Богородицкой обители

31. Каков должен быть монастырский келарь?

Из книги Устав преподобного Венедикта автора Нурсийский Венедикт

31. Каков должен быть монастырский келарь? В монастырские келари избирать надо из братьев человека мудрого, зрелых нравов, трезвого, воздержанного, невозносливого, не гневливого, не обидчивого, не ленивого, не расточительного, но Богобоязненного, такого, который для всего

VII Письмо архимандрита Троицко-Зеленецкого монастыря Аарона к святителю Игнатию

Из книги Том 7. Письма автора

VII Письмо архимандрита Троицко-Зеленецкого монастыря Аарона к святителю Игнатию СекретноВаше Высокопреподобие, отец Архимандрит.Желаю Вам о предсладчайшем Господе радоватися!По приказанию Его Высокопреосвященства Серафима митрополита, уведомляю Вас, отец

Письмо архимандрита Иннокентия (бывшего настоятеля Троицко-Зеленецкого монастыря) к архимандриту Игнатию (Малышеву)

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Письмо архимандрита Иннокентия (бывшего настоятеля Троицко-Зеленецкого монастыря) к архимандриту Игнатию (Малышеву) Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Архимандрит, возлюбленнейший о Господе Брат!Очень бы желалось лично обнять Вас, Ваше

О третьеклассном Троицко-Зеленецком общежительном монастыре

Из книги Том 3. Слово о смерти автора Брянчанинов Святитель Игнатий

О третьеклассном Троицко-Зеленецком общежительном монастыре Третьеклассный Троицкий Зеленецкий монастырь находится в Ново-Ладожском уезде, на оконечности Санкт-Петербургской губернии, в 190 верстах от Санкт-Петербурга, в шести {стр. 377} верстах от Новгородской губернии.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: