Про заболевания ЖКТ

Для того чтобы появились психосоматические расстройства, необходима, как минимум, информация о негативных событиях и другие описанные выше факторы. У только что родившегося мла­денца контакт с внешним миром существует благодаря органам чувств матери, с которой у него прочная симбиотическая связь.

Поэтому любые отрицательные эмоции, потрясения, переживае­мые матерью, воспринимаются ребенком как ее частью. Ребенок может реагировать на беспокойство, тревогу, депрессию, отчаяние матери только изменением своего соматического здоровья. Даже недоношенные дети у матерей, переживающих материальные не­взгоды, предательство близких или болезнь родителей, отзывают­ся на них остановкой роста, стойкой потерей массы тела и неспо­собностью усваивать получаемое питание.

Психосоматигеские расстройства в раннем детском воз­расте разнообразны и иногда оказываются стойкими. Младенге- ская колика - приступы болей в животе, протекающие с сильными криками, плачем, двигательным беспокойством, вздутием живота и продолжающиеся минуты или часы. Приеыгные срыгивания - из­вержение небольшого количества пищи, поступившей во время кормления. Иногда сочетается с сосанием пальцев, нарушением сна, плаксивостью и т. д. Анорексия - отсутствие аппетита, нередко воз­никающее у особенно подвижных, раздражительных детей. Может быть избирательной и зависеть от того, кто кормит или из какой по­суды. Симптом пика - извращение аппетита, при котором дети стре­мятся употреблять в пищу несъедобные вещества: уголь, глину, крас­ку, землю, бумагу, штукатурку, сор или жевать белье, одежду.

Психосоматигеские расстройства у дошкольников и де­тей младшего школьного возраста. Головные боли, возникаю­щие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения. Лихорад­ка - приступы непродолжительного большого повышения темпе­ратуры тела (до 39-40 °С) или продолжительного, но незначи-

тельного (37-38 °С), не связанного ни с какими соматическими заболеваниями. Боли в животе - одно из наиболее частых рас­стройств, которым дети реагируют на неприятности. Они могут быть рецидивирующими, т. е. неоднократно повторяющимися в трудных ситуациях. Психогенная рвота, извержение пищи из же­лудка, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, от­вращением или страхом или постоянной реакцией на любые жиз­ненные трудности. Энурез, непроизвольное упускание мочи, так же как и знкопрез, непроизвольное выделение кала,- частые сомати­ческие проявления эмоциональных расстройств у детей.

Психосоматигеские расстройства подросткового возра­ста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отли­чающимися или свойственными преимущественно возрасту поло­вого созревания. Психигеская или нервная анорексия характеризу­ется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным примене­нием приемов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, прием средств, подавляющих аппетит или слабительных), искаже­нием образа своего тела, при котором допустимым для себя счита­ется лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей, приостановкой полового развития, если заболевание началось в начале пубертата. Личности этих бо­льных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочно­стью, рассуждательством, разносторонними интересами, активно­стью, большим чувством ответственности, а в отношениях с други­ми поверхностностью. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоя­тельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склон­ностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются фи­зическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия. Психигеская или нервная булимия, повторяющиеся приступы пере­едания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятель­ным расстройством. Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обиль­ные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсут­ствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чув­ством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоро­вья, переживанием своей уродливости или неполноценности, асте- I нией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами

смерти, снижением настроения, повышенной раздраженностью. Вегетососудистые дистонии - состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гиперто­ническому типу наблюдаются повышенное артериальное дав­ление, постоянная или приступообразная головная боль с тошно­той, рвотой, наступающими при переутомлении, обмороки, голо­вокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки способны к самостоятельным решениям, нетерпеливы", возбудимы, раздра­жительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактив­ной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе ле­чения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Дистония по гипотоническому типу характеризует­ся сниженным артериальным давлением, интенсивными и продол­жительными головными болями, наиболее выраженными во вто­рой половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене поло­жения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в облас­ти сердца. Больные неуверенны в себе, ранимы, зависимы, чувст­вительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.

Этиология. Как уже было сказано, в происхождении психосо­матического расстройства принимают участие многие факторы.

1. Острый или хронигеский стресс. Сюда относятся недоста­точно защищающее, а иногда и вовсе неадекватное семейное вос­питание, раннее покидание семьи, лишение матери, воспитание посторонними людьми, неоднократное помещение в стационары, трения в общении с соучениками, непонимание педагогами и вос­питателями, несоответствие способностей школьным программам, трудные отношения с переживающими нестабильную обстановку родителями, влияние асоциальных сверстников, столкновение с преступными элементами и др.

Одно объяснение механизма дей­ствия стресса использует только психосоциальные факторы: по­давление или сдерживание гнева к окружающим или направлен­ность его на самого себя обычно при низкой самооценке. Дру­гое - для понимания стресса анализирует взаимоотношения стрессора и индивида на фоне конкретной социальной ситуации, учитывая при этом защитные механизмы личности (механизм сов­ладания) и организма (нервные и гуморальные).

2. Накопление эмоционального напряжения. Бесчисленные сле­ды интеллектуальных, аффективных, сенсорных раздражителей создают эмоциональный фон, который не всегда осознается и в одних случаях благополучно разряжается, а в других приводит к накоплению негативных эмоций. Последнее происходит у людей с нейродинамическими нарушениями, приводящими к застою эмо­

циональных возбуждений в лимбической системе как функцио­нального, так и органического генеза.

3. Генетигеские факторы. Среди родственников больных, страдающих психосоматическими заболеваниями, 60-70% болеют этими же расстройствами.

4. Факторы предрасположения. Переживание кризисных ситуа­ций (наводнений, землетрясений), которые оказываются непере­носимыми для личности.

5. Преморбидные особенности лигности. У одних больных пре­обладает повышенная тревожность, которую невозможно выра­зить словами и получить облегчение (алекситимия); у дру­гих - самоуверенность, агрессивность, нетерпимость, постоянная нехватка времени, неустанная борьба за максимальные достиже­ния в той или иной области, сверхпреданность работе; у треть­их: - боязливость, впечатлительность, напряженность с неспособ­ностью разрядиться, повышенная ответственность, низкий уровень самоуважения, плохая переносимость фрустраций.

6. Неблагоприятная микросоциалъная среда. Семья психосома­тического больного характеризуется запутанностью социальных ролей, сверхзащитой, ригидностью в своем поведении, неумением разрешать конфликты.

7. Неблагоприятное психигеское состояние в момент действия стрессора. Например, отсутствие социальной поддержки, беспо­мощность.

8. Большая субъективная знагимостъ стрессора. Например, чрезмерное переживание ребенком даже кратковременного отсут­ствия матери на фоне его постоянного опасения лишиться роди­тельницы.

Таким образом, для возникновения психосоматической пато­логии необходимы помимо стресса генетическая предрасположен­ность к той или иной форме болезни адаптации (язве желудка, ги­пертонии, бронхиальной астме, нейродермиту и т. д.), нейродина- мические сдвиги, способствующие накоплению эмоционального напряжения, особенности личности, неблагоприятная микросоци- альная среда, психическое состояние в момент действия стрессора, благоприятствующее его патогенному воздействию, и большая субъективная значимость стрессора.

Лечение. Проводится медикаментозными препаратами тем специалистом, который имеет наибольшие знания в соответствую­щих болезнях - терапевтом, гинекологом, дерматологом и т. д., но обязательно с участием психолога и психотерапевта. Психолог вы­полняет диагностические задачи, изучая личность и отдельные психические проявления больного. Он также должен оценить се­мейную ситуацию, в которой живет больной, и проанализировать его место в коллективе сверстников. Все это станет материалом для выработки психотерапевтом наилучшего терапевтического подхода к личности, семье и более широкому окружению.

Профилактика и раннее распознавание. Для ребенка и по­дростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических рас­стройств в том случае, если биологическая сопротивляемость орга­низма и социально-психологическая защита личности окажутся не­состоятельными. Такими ситуациями могут стать неадекватное вос­питание, развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллек­тивом сверстников и др. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлеж­ности, безопасности и цели в жизни. В таком положении оказывают­ся дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие закрытые детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллективы сверстников или место жительства, прожи­вающие с больными или психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.

С целью профилактики психосоматических расстройств необ­ходимо распознать неблагоприятные ситуации, в которых сущест­вует ребенок, и пытаться помочь семье и ребенку исправить ее. На предупреждение развития психосоматических заболеваний на­правлено раннее выявление детей и подростков с признаками хро­нической тревожности. Тревожность старшими детьми субъектив­но воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших можно отметить различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость, не­усидчивость и двигательное беспокойство. Наряду с этим у таких детей наблюдаются: 1) преневротические явления: нарушения сна, тики, сосание пальцев, навязчивости, беспричинный плач; 2) веге- тодистонические явления: головокружения, головные боли, серд­цебиения, нарушения ритма дыхания, обмороки повторные боли в животе; 3) соматические явления: булимия, повышенная жажда, повторная рвота, ожирение, лихорадка неясного происхождения, кожный зуд и т. д.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим такую проблему, как детские заболевания. Ребенок – это отражение семьи. Если между взрослыми что-то пошло не так, первыми страдают малыши. Моя знакомая разводилась с мужем, и у ее мальчика на нервной почве начался сильный удушающий кашель! Женские форумы заполнены сообщениями следующего характера: «Помогите. Постоянно болеем, не можем ходить в садик. Больницы, врачи – все бесполезно». Взрослые знают, что большинство проблем – из-за нервов. В случае с малышами мы почему-то не думаем об этом. А ведь психосоматика детских болезней может многое объяснить… Начнем с основ.

Точка невозврата

Первые препятствия возникают, когда карапуз остается без нас. У кого-то есть возможность заниматься самостоятельно с дошкольниками, кто-то предпочитает отвести чадо в садик для социализации… В любом случае в какой-то момент кроха остается в одиночестве. Это нормально, ведь он медленно учится быть самостоятельным, контактирует с другими. Для нас это привычно. Для малыша отсутствие родителей – трагедия. В юном возрасте он переносит большинство потрясений и открытий.

Детки не могут сказать, что не так. Стесняются, еще не научились выражать сложные мысли, просто не до конца понимают… Тут-то и начинаются капризы и заболевания. Я не спорю, в садиках и школах действительно много «чужих» микробов. Но разве до этого мамочки сидели на месте? Нет. Они гуляли с карапузами, спокойно ходили по магазинам, записывались в различные кружки для самых маленьких. Там были такие же бактерии. Только ребенок не болел.

Знали ли вы, что по психосоматике детских болезней кашель – это скрытый протест? Если имеют место постоянные беспочвенные запреты, состояние легких будет усугубляться. Обычно чадо банально не хочет оставаться без родителей, отсюда заболевания. Мы сознательно подливаем масло в огонь, когда водим хороводы вокруг маленького пациента. Сложно воздержаться от желаний приласкать, пожалеть, утешить подарком… В итоге организм быстро запоминает, что болеть – хорошо, это внимание и забота. Кроха, может, и сама не хочет регулярно подхватывать микробов, но так получается.

Что делать?

Сразу скажу, что психосоматика – это не панацея. Переключать на нее все внимание и отказываться от традиционных методов лечения не нужно. Это лишь повод задуматься и посмотреть на внутренний мир, на отношения, а не на физиологию. Хуже в любом случае не станет. Кому вредили гармония и понимание в семье?

Ищите золотую середину. Детский иммунитет слабый, но залечивать каждый чих не стоит. Кстати, часто тот же кашель проходит, когда мамочки прекращают закармливать чадо сиропами и микстурами. Лекарства могут сами по себе раздражать слизистые!

Все детки индивидуальны, поэтому реагируют на неблагоприятные события по-разному. Например, согласно книгам по психосоматике детских болезней, насморк указывает на плохие отношения в коллективе. Неокрепшей психике достаточно любой внештатной ситуации, чтобы началась реакция. Например, такое может произойти из-за новой потребности соревноваться. Раньше малыш был единственным, кто получал похвалу. Он всегда был лучшим. А теперь вокруг воспитателя целая группа. Даже опытный педагог не будет относиться ко всем одинаково. Кто-то обязательно выделится.

Что делать? Научитесь слышать и понимать. Находите компромиссное решение. Если у ребенка нет таланта к учебе, помогите раскрыться в другой сфере, не забывая про общее развитие. Попробуйте музыку, пение, рисование, танцы… Вариантов много. Увы, во «взрослом» мире нужно уметь добиваться и самосовершенствоваться. Все через это проходят. Обидно, когда за рисунки из кружков и черточек вдруг перестают хвалить, но это часть жизни.

С высоты прожитых лет подобные проблемы мы считаем ерундой. У нас много других важных забот. Ну, подумаешь, кто-то игрушкой не поделился… Представьте, что творится в голове ребенка. Откажитесь от стереотипов, вспомните себя в его возрасте, поговорите. Живите вместе, а не отдельно. Вы мудрее и опытнее. Направляйте! Ни в коем случае нельзя отмахиваться и раздражаться, даже если у вас очень дурное настроение.

Энциклопедия заболеваний

Основные «запускающие» факторы – гиперопека, недостаток внимания, отсутствие понимания и плохие отношения между взрослыми.

По психосоматике детских болезней бронхит и пневмония – нехватка воздуха. У малыша нет своего свободного психологического пространства, его желания игнорируют. Отсутствует возможность самостоятельно набить шишки, все запрещают. Астма возникает из-за похожих причин. Имеет место чрезмерная мягкая опека, чадо не может дышать без мамы.

Патологии горла появляются от обид или замалчивания своего мнения. Обычно папы и мамы не воспринимают слова маленького члена семьи всерьез. Любая инициатива отсекается. Деткам буквально не дают говорить.

Уши становятся слабым местом, если в семье или новом коллективе часто общаются на повышенных тонах. Организм своеобразно защищается от крика и агрессии, переставая слышать.

Есть ли у вас какие-нибудь фобии? Настоящий страх вызывает непреодолимое желание свернуться в позе эмбриона. При этом возникают неприятные ощущения в области груди и живота. У детей желудочные боли также указывают на скрытый страх.

Плохие зубы – следствие сдерживания плохих эмоций. Злость, раздражение, гнев. Нужно выявить причину и устранить ее, одновременно мягко корректируя характер.

Дерматологические реакции – попытка установить барьер между собой и взрослыми. Деткам тоже нужно свое личное физическое пространство. Постоянное навязывание ласки иногда становится неприятным.

Недержание – усиленный контроль за самим собой, невозможность расслабиться. В итоге расслабление приходит в самый неудачный момент. Также это может быть попыткой привлечь внимание.

Отдельно упоминается в книгах по психосоматике детских болезней аллергия. Это комплексная патология, возникающая из-за тяжелых переживаний, усталости, накопленных эмоций. Аллергия означает отторжение чего-то в прямом смысле. Чадо могло устать из-за новых обязанностей, родительских требований или даже из-за собственных неудач. Непринятие какого-то жизненного аспекта просто приобрело более выраженную, физическую форму.

Сила сознания не знает границ. Взрослые умеют ее использовать и относятся к миру совсем иначе. Мы без стеснения посещаем психологов и охотно общаемся с ними. Для деток это насилие. Ребенок не видит проблему и не горит желанием разбираться с ней. Маленькие пациенты – самые сложные.

Кто знает наших карапузов лучше, чем мы сами? Мудрость и понимание обладают невероятной целебной силой! А у вас были «эмоциональные» заболевания в детстве? Исчезли ли они? Здоровья вашим деткам!

Психосоматику изучают уже довольно давно, проводятся многочисленные исследования. Было выяснено, что болезни из-за психосоматики развиваются не только у взрослых, но и у совсем маленьких детей. Причем не важно, воспитывается ребенок в весьма хорошей обстановке или в неблагополучных семьях. В большинстве случаев психосоматика проявляется на весьма поверхностном уровне, но иногда причины этого закрыты очень глубоко и сложно их обнаружить, в этих случаях обязательно нужно обращаться к специалистам.

Очень часто, когда возникают заболевания у детей, родители сильно переживают и воспринимают это как испытание. Мама и папа с завидной регулярностью посещают врачей, выполняют в точности все рекомендации, тщательно следят за питанием ребенка и его теплом, не ходят в людные места, чтобы любимое чадо не заразилось инфекционными заболеваниями. Однако иногда ребенок болеет так, словно на него навели порчу, ничего не помогает. Он по мановению ока цепляет разнообразные заболевания, и с этим ничего невозможно сделать.

Таким родителям обязательно следует знать, что возможными причинами возникновения заболеваний может являться психосоматика. Это обычно бывает в тех случаях, когда специалисты и доктора не могут найти серьезных причин для бесконечных болезней. Патологии отсутствуют, а ребенок все равно болеет. Он лечится, пьет лекарства, выздоравливает и начинает обычную жизнь. Но… Это длится всего пару недель, а потом болезнь наступает снова. Здесь нужно серьезно подумать о психосоматических расстройствах, а здоровье ухудшается вследствие психических причин, а не только физиологии.

Педиатр в этом случае мало чем поможет, следует обязательно сходить на консультацию к психологу. Именно эти специалисты выявляют и устраняют расстройство психики. Сейчас большой проблемой является именно психосоматика детских болезней. Дети, у которых обнаружены проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, моче выводящими путями, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, аллергическими реакциями, постоянно болеют.

Их число становится все больше и больше, а медицинское обследование является очень качественным, но врачи ничего не могут поделать с этим. Именно поэтому нужно выявить психологические проблемы возникновения заболеваний, чтобы ликвидировать их как можно скорее.

Взрослые также нередко переживают заболевания, которые может вызвать психосоматика. Причем корни расстройства обычно кроются в детском возрасте. Человек даже может не помнить причины психологической нестабильности, у них неоднозначные эмоциональные реакции. В подростковом возрасте психологические проблемы уже набирают полную силу.

Статистика показывает, что половина детей страдает от вегетативно-сосудистой дистонии, также у них нестабильное давление, заболевания желудочно-кишечного тракта и гастрит. В подростковом возрасте нередко выявляют такие болезни, как атеросклероз, которые являлись раньше исключительно возрастными. Почему дети так сильно подвержены заболеваниям, связанным с психосоматикой? Стоит попытаться разобраться в этом.

Причины возникновения психосоматики

Далеко не все дети способны справиться с негативной информацией и переживаниями, им некуда деть отрицательные эмоции, они ощущают душевный дискомфорт. Малыши не всегда понимают, что с ними в действительности происходит, они не могут рассказать, какие эмоции в данный момент испытывают. Только подростки уже могут осознанно воспринимать окружающую действительность, пытаться разобраться в своих психологических проблемах.

Маленькие дети ощущают исключительно давление и неудовлетворенность жизнью, но ничего не могут объяснить и поделать с этим. Они не жалуются, потому что не знают, как описать проблему. Также дети не в состоянии снять психологическое напряжение. Именно поэтому часто психосоматические расстройства испытывают дети. Подавленное состояние начинает активно действовать на физическое состояние здоровья. Это выражается в приобретении хронического заболевания, которое постепенно съедает несчастного ребенка изнутри, не дает ему спокойно жить и радоваться.

Также иногда возможно возникновение непродолжительных болезней, ребенок может даже не осознавать об их причинах. Болезненные симптомы появляются только тогда. Когда малыш начинает думать о своей проблеме и не может с ней справиться. Большинство мам проходили через такие ситуации, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад, он по утрам плачет и капризничает. Если такое поведение не помогает, и в сад все равно приходится идти, он начинает выдумывать другие причины отказа. Рассказывает маме, что у него болит горло и голова, живот и нога.

Иногда ребенок просто симулирует и старается манипулировать родителями, но если у малыша в действительности начинается кашель и насморк, температура, рвота и тошнота, то здесь уже происходит развитие психосоматической болезни. Необходимо учитывать социальные, психологические и соматические факторы при предрасположенности малыша к психосоматике.

Соматические факторы

Такими факторами являются определенные особенности ребенка и воздействие на него в раннем детстве, его предрасположенность к некоторым типам заболеваний. Такими факторами могут быть:

  • генетика и предрасположенность к определенным болезням;
  • осложнения при беременности мамы или болезни при вынашивании ребенка, травмы и инфекции в то время, когда происходит формирование внутренних органов малыша;
  • нарушения нервной и центральной системы;
  • стафилоккок сразу после рождения малыша;
  • нарушение гормонального баланса или отклонения в биохимии после рождения карапуза.

В том случае, когда ребенок находится под влиянием вышеописанных факторов, его здоровье ухудшается. Психосоматические заболевания появляются в тех органах, которые больше всего ослаблены.

Если бы не расстройство психики, то болезнь, возможно, вообще никогда не проявилась бы. Именно поэтому специалисты убеждены, что несмотря на то, что соматические факторы имеют огромное значение, большую роль играют именно психические факторы. Человек должен ощущать себя комфортно в домашних условиях, хорошо адаптироваться в коллективе, ребенок должен себя чувствовать нормально в саду и школе, ощущать себя равным с другими.

Психосоматика в раннем детстве

Исследования, которые проводились в области медицинской психосоматики, показывают, что признаки определенных заболеваний могут закладываться у ребенка в самом раннем возрасте. Иногда это даже происходит в то время, пока плод развивается у женщины в животе. Многие уверены, что такие предположения не имеют под собой основы, ведь младенец в животе еще не может испытывать эмоции и переживания.

Однако все здесь довольно сложно. Мать, которая испытывает определенные эмоции во время вынашивания плода, подвержена раздражению и негативу, а она и оказывает влияние на самого ребенка и его физическое здоровье. Практически невозможно точно установить, правда ли заболевания могут возникнуть уже во время беременности или они появляются после рождения младенца. Но отрицать такую связь никто не решается. Во время исследований обследовались те дети, которые считались нежеланными. Будущая мать считала беременность ненужной и воспринималась женщиной негативно, планы на жизнь ее разрушались.

Такие дети уже во время рождения страдали от самых разнообраных заболеваний и расстройств. Это мог быть бронхит, астма, язва желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, дистрофия, постоянные респираторные заболевания. То есть еще не рожденный ребенок пытался уничтожить себя самостоятельно, чтобы никому не мешать. Чтобы формирование плода шло в нормальном режиме, нужно, чтобы будущая мать была благожелательно настроена, нужно поддерживать женщину супругу, близким и родным людям. Все негативные эмоции оказывают большое влияние на формирование младенца, поэтому стоит помочь будущей матери пребывать в хорошем расположении духа. Если этого не сделать, то сразу после рождения малыша у него появятся различные заболевания.

Даже если мама мечтает о появлении на свет младенца, она обращает внимание на то, как относятся к ней окружающие. Если она не ощущает любви и понимания, то начинает проявлять не очень хорошие эмоции, которые и влияют на будущего малыша. Все это относится не только к периоду вынашивания ребенка. Эмоциональное состоянии матери сильно влияет на ребенка в течение первых месяцев жизни. Младенец после рождения становится отдельной от родителей личностью, но тесная связь с ними у него сохраняется. Мать символизирует внешний мир малыша, именно через нее он воспринимает окружающую действительность, смотрит на реакцию и учится показывать свою. Все переживания и волнения мамы передаются ребенку.

При профилактике психосоматики нужно стараться обеспечить в доме максимально комфортные эмоциональные условия, ограничить маму от переживаний, ведь ребенок все впитывает как губка. Именно поэтому нужно, чтобы будущая мать была настроена на позитив до рождения и после появления на свет младенца. Именно это может уберечь малыша от психосоматических заболеваний.

Астма и психосоматика у детей

Характеристики причин появления бронхиальной астмы из-за психосоматики могут быть самыми различными. О них нужно рассказать более подробно. Если мама сразу после рождения малыша уделяет ему недостаточное количество внимания, то у ребенка может проявиться бронхиальная астма. Иногда происходит и так, что болезнь проявляется ближе к пяти годам. Нужно обязательно подумать об отношениях родителей со своими детьми, чтобы определить причину возникновения заболевания. Вполне вероятно, что мама и папа слишком многого требуют от своего ребенка, они оказывают на него сильное влияние, он не может самостоятельно реализоваться.

В итоге малыш не в состоянии выражать собственные эмоции, подавляет чувства и намерения, из-за этого возникают периодические удушья, ведь ему и в самом деле нечем дышать. При воспитании ребенка в неблагополучной семье, плохих условиях, малыш сильно страдает от отсутствия внимания, поэтому и старается всеми способами изменить ситуацию. Все это провоцирует возникновение заболеваний с органами дыхания. Психосоматика является одним из главных факторов развития болезней ребенка.

Устранение психосоматики

Для того, чтобы ликвидировать заболевания или облегчить их, необходимо обязательно избавиться от психосоматических причин, которые вызвали развитие болезней дыхательных органов. Именно поэтому стоит:

  • посетить психотерапевта;
  • пройти иглотерапию;
  • пройти климатотерапию.

Необходимо повысить устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям, в этом помогут седативные лекарственные средства, настойка пустырника и валериана.

Психотерапия и астма

Психотерапия должна проводиться для того, чтобы повысить жизненные возможности и силы у ребенка. Следует обязательно ликвидировать эмоциональные расстройства, сформировать оптимальное поведение и реакцию на различные стрессовые ситуации. Обычно те пациенты, у которых имеется бронхиальная астма, довольно замкнутые и стеснительные, они не умеют проявлять себя и сдерживают эмоции, они постоянно ощущают негатив и отказываются принимать позитив.

Астматики постоянно выражают отрицание, вытесняют эмоции и регрессируют. Для таких детей отлично подходят групповые занятия и тренинги под руководством опытного психолога. В группах занимаются дыхательными упражнениями, аутогенными тренировками и функциональным расслаблением. Очень много значит то, какие отношения у ребенка в семье и какая там атмосфера. Нужно обязательно супругам наладить отношения между собой, ведь ребенок ощущает любой негатив.

Статистические данные

Обычно бронхиальная астма возникает в детском возрасте около пяти лет. Психологи давно заметили, что в большинстве случаев такое заболевание наблюдается у мальчиков, ведь к ним зачастую завышенные требования, они воспитываются в строгих правилах. Многие вполне могут избавиться от заболевания в подростковом возрасте, когда начинают раскрываться и выплескивать эмоции.

Психосоматика при бронхиальной астме играет решающую роль. Нужно обязательно это учитывать. Следует нормально реагировать на стрессовые ситуации, забывать об ошибках и неприятностях. Следует заниматься самосовершенствованием, открываться окружающим и как можно больше общаться.

Причина болезней у детей - психосоматика

Многие болезни могут быть наследственными, однако если дети растут в неблагоприятных условиях, то в основной массе болезни являются психосоматическими. Личность ребенк, его способности к адаптации в коллективе и школе, различные стрессовые ситуации - все это является психосоматическими проблемами. Психосоматика проявляется вследствие некоторых причин, которые можно поместить в таблицу:

  • неправильное воспитание и плохая атмосфера в семье;
  • нервное состояние родителей и напряженная атмосфера;
  • плохие семейные отношения;
  • невыносимая учебная нагрузка, ребенок не имеет свободного времени;
  • завышенные требования к ребенку;
  • родители не воспринимают ребенка как отдельную личность, его индивидуальность;
  • родители заставляют ребенка быть лучше, чем он есть на самом деле;

Психосоматические проблемы и расстройства можно увидеть даже у только что родившихся младенцев, школьников или подростков. Причем в дошкольном возрасте они становятся наиболее заметными. Дети не могут справиться с многочисленными трудностями, им предстоит налаживать отношения с коллективом и воспитателями, они не могут с этим справиться и негативно реагируют на них. В итоге появляются различные заболевания.

Инфантильные дети вырастают в неблагополучных семьях с неправильным воспитанием. Они не в состоянии отказаться посещать школу, ведь вынуждены прислушиваться к мнению родителей и выполнять их требования. Каждый ребенок прекрасно знает, что такое чувство собственного достоинства и самолюбие, но он не может твердо отстаивать свои убеждения, поэтому начинает болеть. По мере взросления малыша ему начинают уделять меньше времени, но требовать все больше и больше. То, как это переживает ребенок, никто не замечает, да и не желает этого делать.

Дети становятся одинокими, они считают, что ничего не смогут добиться. Что их не любят и не ценят, очень страдают от этого. Часто ребенка все вокруг унижают, но никто этого не видит. Психосоматика часто наблюдается у тех детей, от которых родители слишком много требуют. Дети всеми силами стараются сделать все возможное, чтобы оправдать ожидания, ровесники для них являются не друзьями, а соперниками. Они начинают страдать завышенной самооценкой, в итоге испытывают зависть к окружающим, негативно относятся к тем, кто добивается большего успеха. В итоге такие дети часто страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. У них появляются язвы желудка.

Дети стараются упорно бороться для того, чтобы добиться успеха, стать лучше других, но начинают страдать от многочисленных заболеваний. Тело посылает таким детям сигналы, но они этого не понимают и продолжают вести нелепую борьбу. Ребенок становится чрезмерно обидчивым и постоянно плачет, он плохо себя чувствует на физическом уровне, у него начинает болеть голова, он не может спать по ночам. Организм не может справиться с постоянным нервным напряжением.

Дети начинают сильно конфликтовать со всеми окружающими, требовать невозможного, а родители стремятся подчиниться своему безупречному и больному чаду. Эмоциональное неприятие чего-либо формирует низкую самооценку ребенка, но он не собирается воспринимать это. Он понимает свою неполноценность, но выказывает протесты и жестокость. Дети всеми способами пытаются показать, что она самые лучшие, но у них не хватает для этого возможностей. Они не понимают сигналы собственного тела, у них отсутствует инстинкт самосохранения.

В школе дети пытаются добиться невозможного, проявляют упорство, но зарабатывают только различные заболевания из-за перегрузки нервной системы. Психосоматические заболевания проявляются еще и тогда, когда родители требуют от ребенка успешности. Он, естественно, слушается, и пытается сделать все для того, чтобы оправдать ожидания своих родителей. Однако таким образом у ребенка отсутствует детство, он не может играть и веселиться с друзьями, общается только с серьезными людьми.

Если ребенок сильный, то он в состоянии стать успешным, но если нет, то приобретает огромное количество заболеваний. Уже в детском саду такой ребенок очень нервный и раздражительный, у него нарушен сон. Такие дети страдают вегетативно-сосудистой дистонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и скачками давления. Очень часто психосоматика начинается с провокации родителей. Если мама и папа слишком мнительные и тревожные, то и дети становятся точно такими же. Они начинают сомневаться в собственных силах, ждут неудачи, не могут доверять окружающим и родителям, испытывают страх.

Ребенок пытается добиться успеха, но постоянно сомневается в своих силах, в итоге у него ничего не получается. У таких детей часто имеются сердечные заболевания и многие другие. Дети с психосоматикой болеют с завидным постоянством. Причем заболевания возникают настолько внезапно, что порой невозможно понять, что беспокоит ребенка сегодня. Родители постоянно водят малыша к специалистам и проводят все возможные диагностики, используют разные методы лечения, но ничего не помогает.

Ситуация становится все хуже, но патологий попросту не обнаруживается. Когда человек пытается найти болезнь, то она обязательно появляется. Если ребенок постоянно болеет, то нужно обязательно обратиться к психологу и разобраться, что тревожит маленького человека. Тогда может и здоровье придет в норму, если ликвидировать психосоматику.

Фрагмент лекции по теме — детская психосоматика

Возможно вам также понравится:

Как снять психологические блоки, страхи и зажимы самостоятельно Что такое психосоматика заболеваний и как лечить с ее помощью

Внутренняя картина психосоматических заболевания у детей формируется совсем не так как у взрослых и чем младше ребенок, тем сильнее это различие. Это происходит из-за того, что с самого рождения и до зрелость психика человека постоянно развивается и меняется. В психике детей есть качеств, которые в значительной степени влияют на возникновение и течение психосоматических заболеваний. Это такие качества, как: стеснительность, ранимость, робость, впечатлительность и недостаточное осмысление окружающего мира. Одним из исследователей этой проблематики является З. Фрейд.

Воспользуемся его исследованиями и возрастной периодизацией Л. С. Выготского, для структурирования проявлений психосоматических заболеваний, зависящих от разных возрастов:

Младенческий возраст (2 месяца -- 1 год);

Раннее детство (1--5 лет);

Дошкольный возраст (3--7 лет);

Школьный возраст (8--13 лет);

Пубертатный возраст (14--17 лет).

Рассмотрим период раннего детства (1-5 лет). В это время ребенок начинает учиться ходить. Вместе с этим изменяется социальная среда его развития. Ребенок начинает познавать окружающие мир, сталкиваться с предметами которые ему нравятся или не нравятся. Ребенок в это время трогает все. Его сенсорные и моторные функции действуют вместе. Однако его эмоции действуют отдельно от восприятия. Главный вид деятельности ребенка в этом возрасте - предметно-манипулятивный. Эта деятельность затрагивает все сферы деятельности ребенок и больше всего игры. Игра в игры, он не думает о ролях или ситуациях, а просто пытается понять как устроены вещи или предметы. Он начинает понимать что у каждой вещи есть свое название и предназначение. Весь окружающий мир для него только фон, а словесное восприятие помогает наполнить этот фон, осознать его и тогда из него начинают появляются различные фигуры.

Из-за того, что на первом плане у ребенка стоит предметно-манипулятивная деятельность, начинают меняться и те его поступки, которые он раньше совершал неосознанно. Теперь он может их контролировать. Изменяется его мотивационная сфера. Ребенок начинает относится к людям, которые его окружают так, как они относятся к нему, а уже к 3 годам начинают появляться и тонкие эмоции. Самое важное, что формируется у ребенка в этом возрасте, это то что он начинает осознавать себя в окружающем мире. Он выделил себя из этого фона. Поэтому он пытается быть самостоятельным. Сильнее всего это становится заметным в кризисе 3 лет. Ребенок во время этого кризиса начинает ко всему относится негативно, проявлять свой характер, строптивость. То, насколько сильно проявляются эти изменения, зависит от того, как понимают эту ситуацию родители и что они в ней делают. Если родители не препятствуют таким изменениям, то они протекают гладко. Если же они не дают ему самостоятельность, препятствуют его свободе, то ребенок начинает протестовать. Тогда становятся необходимыми коррекционные меры со стороны родителей.

Если же их нет, то у ребенка появляются психосоматические и психопатологические расстройства, такие как ранний детский аутизм, синдром страха, синдром невропатии, гипердинамический синдром, анорексия, синдром Пика, мерицизм, слишком маленький или слишком большой вес, недержание кала и запор.

Синдром невропатии. Этот синдром сопровождается раздражительностью, чрезмерной возбудимостью, быстрой утомляемостью, капризностью, пугливостью, сменой настроения и соматовегетативными симптомами, такими как рвота, запоры, плохой аппетит, обмороки.

Синдром раннего детского аутизма. При этом синдроме ребенок не хочет общаться с окружающими его людьми, проявляет к ним безразличие, у него нет эмоций, он боится чего-то нового, любой новой перемене в обстановке, чрезмерно любит порядок и однообразное поведение, у него бывают сильные расстройства речи. Определить начало возникновения аутизма можно по отствутсвию "комплекса оживления", который очень сильно проявлен у нормальных детей. После этого ребенок перестает различать людей, предметы, не хочет ни с кем общаться, перестает проявлять эмоции и начинает вести себя неадекватном, что проявляется вместе с боязнью к чему-то новому. Если ранний детский аутизм появляется достаточно рано, то его наличие можно определить по однообразности его предметно-манипулятивной деятельности. Его движения становятся неуклюжими и угловатыми. Кроме того ребенок начинает разговаривать сам с собой.

Гипердинамический синдром. Он определяется по наличию непоседливости, чрезмерной активности и синдромом дефицита внимания. Главные проявления гипердинамического синдрома такие:

1. Ребенок не может усидеть на месте, беспокойно двигает кистями или стопами.

2. Он не может спокойно сидеть на месте даже когда этого требуют.

3. При наличии посторонних раздражителей он сразу же отвлекается.

4. Он не может дождаться своей очереди во время игры, очень нетерпеливый.

5. Отвечает на вопросы, не выслушивая их до конца, постоянно суетится.

6. Очень невнимательный во время игр или каких-либо заданий.

7. Не закончив что-то одно, сразу же переходит к чему-либо другому.

8. Играет шумно, беспокойно.

9. У него проявлена чрезмерная болтливость.

10. Он мешает окружающим его взрослым и детям.

11. Взрослым может показаться что ребенок не слушает их.

12. Он часто теряет свои вещи дома и в школе, очень рассеянный.

13. Не думает о последствиях своих действий и поэтому его действия зачастую слишком опастные, но он совершает их не из желания получить острых ощущений.

Синдром страха. Это самое типичное психосоматическое заболевание у детей этого возраста. Он имеет различные клиническое проявления. Страхи могут быть различными однообразными, бредовыми и навязчивыми. Самые частые проявления таких страхов - это боязнь темноты и другие ночные страхи.

Анорексия. Это синдром потери аппетита или негативного отношения к пище при комрплении. Он относится к непровапическим синдромой. Этот синдром может быть вызван неправильным воспитанием по отношению к питанию. Неправильное питание может развиться, например, если мать рано перестанет кормить ребенка грудью.

Синдром Пика. Наличие этого синдрома можно определить по тому, что ребенок есть несъедобные вещи. Например бумагу, глину и прочие несъедобные вещества. Этот синдром обычно появляется в 2-3 года.

Мерицизм. При это заболевании, которое также относится к невропатическим, ребенок пережевывает пищу, глотает ее, отрыгивает и начинает пережевывать снова.

Слишком маленький или слишкой большой вес. Причиной этого заболевания является то, что ребенок, например, сознательно ограничивает себя в еде.

Констипация или запор. Причина запора - депрессия, эмоциональные нарушения, навязчивый страх к дефикации, порождаемый стыдливость или стеснительностью. В случае стеснительности запор возникает в школе, и в других местах вне дома, а при стыдливости происходит дома.

Энкопрез или недержание кала. При этом заболевании ребенок не может контролировать дефекацию и она происходит непроизвольно. Это вызвано неумением контролировать анальный сфинктер. Это заболевания также относят к невропатическим.

Дошкольный возраст (3-7 лет). В это время ребенок расширяет свой кругозор, поэтому ему становится необходимо чаще контактировать с окружающим миром в целях самопознания. Ребенок познает мир не анализируя его и пытаясь понять логически, а просто взаимодействуя с ним. Однако пока у ребенка получается это плохо. Но эта проблема разрешается при помощи игры, ведь игра заключается не в результате, а в самом действии и получить знания во время игры гораздо легче, чем во время целенаправленного их изучения.

Таким образом, для детей этого возраста игра становится главной деятельностью. В игре они уже выделяют разные роли, различные ситуации, что формирует у него образно-схематическое мышление, он начинает активно запоминать новые понятия и названия.

В играх с ролями, запечатлены различные социальные роли, и играя в такие игры, ребенок начинает их лучше понимать и осваивать. Делая это он не только начинает понимать какая роль ему подходит больше, но и какие роли больше подходят окружающим его детям, и тем самым увеличивается его самопознание. Теперь ребенок уже не пытается все делать самостоятельно, а учится осознавать и понимать себя.

Постепенно развиваясь, ребенок начинает играть уже в игры с правилами. Такие игры мотивирует ребенка на то, чтобы достичь определенных целей, которые в социально контексте значимы для него. Это формирует его самооценку, учить ограничивать собственные желания и подчиняться запретам. Ребенок учится руководить, но не так как хочет, а так как диктуют правила. Таким образом он постигает нравственные основы общества и понимает как надо правильно себя вести в этом обществе.

Игра в этом возрасте развивает память внимание и включает в работу восприятие. Благодаря игре наглядно-действенное мышление ребенка переходит в словесно-логическое, развивается моторика, понимается смысл вещей.

Игра развивает ребенка. Л. С. Выготский говорил: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития...». Игра в этом возрасте формирует у ребенка определенные психические процессы и свойства личности, которые будут ему необходимы, когда он пойдет в школу. У него полностью формируется образное мышление, он умеет оперировать со школьными задачами так, что они становятся его познавательной потребностью. Но важнее этого то, что ребенок должен быть морально готов к учебе в школе. Ему нужно быт готовым не только к получению знаний, но и к новой обстановке, новой жизни. Поэтому ребенок должен научиться контактировать со своими сверстниками и проводить время вместе с ними.

В этом возрасте большое значение имеет общение ребенка со взрослыми. Он начинает относится ко взрослому с точки зрения ученика. Расспрашивает у родителей о всех интересующих его явлениях окружающей действительности, тем самыи постигая мир. А это ему сильно пригодится потом, в школе.

В возрасте 6-7 лет, ребенок начинает готовится к своей новой психологической деятельности - учебной, которая будет его главной ведущей деятельностью на протяжении многих лет. Эта деятельность означает еще более интенсивое постижение окружающего мира через получение новых знаний от учителей. Поступление таких новых знаний меняет личность ребенка так, что он приобретает новые умения, знания, навыки, учится совершать умственные операции, и приобретает новые психические свойства. Переход от прежнего вида деятельности к новой осуществляется с помощью перемещение игровой деятельности в учебную благодаря применению новых, понимаемых мотивировок.

Отметки в школе важны для ребенка, так как благодаря им он приобретает новое положение среди окружающих. А это формирует его самооценку. Поэтому часто можно заметить что у тех кто хорошо учится самооценка завышенная, а у других - заниженная. Поэтому ребенок должен научиться корректировать свою самооценку. Одним из способов ему в этом помочь является поощрение. Нужно хвалить ребенка при других и порицать наедине. Но это должно касаться не всего ребенка в целом, а его отдельных действий и сторон его личности. Учеба в школе изменяет психические процессы ребенка и формирует у него чувство коллективизма, товарищества, любознательности, ответственности, сомнения, удивления и удовлетворения от того, что он решил задачу правильно. Успехи в учебе дают ребенку новые силы и радость, которые помогают ему преодолевать различные трудности.

Однако когда ребенок не может справится с учебой в школе, он начинает замыкаться в себе, его становится невозможно контролировать, ему становится трудно адаптироваться к новой обстановке, он нарушает школьную дисциплину, конфликтует со всеми, начинает жить другой жизнью. Все это больше всего проявляется в кризисе 7 лет и формирует психосоматические реакции. К ним можно отнести такие заболевания, как, синдром бродяжничества, синдром патологического фантазирования, рвота, запоры, боли в животе и головные боли, недержание кала.

Синдром уходя и бродяжничества. При наличии этого синдрома ребенок часто уходит из дома или школы, уезжает в другие районы города или другие года, хочет сбежать от всех и отправится путешествовать. Этот синдром часто вызвать различными травмирующими ситуациями в школе или семье, от которых ребенок хочет сбежать.

Синдром патологического фантазирования. При наличии этого синдрома, у ребенка активно действует воображение, причем до такой степени, что он перемешивает свои фантазии с реальностью. Наличие этого синдрома можно определить по тому, как играет ребенок. Во время игры он может надолго войти в какой-либо придуманный им фантастический образ и его трудно из него вывести. Этот синдром может быть вызван тем, что ребенку трудно общаться с окружающими его детьми или же тем, что у него сформировался шизоидный или истерический тип характера.

Вообще, для детского возраста характеры 4 типа состояний, которые характеризуют его психосоматические и соматопсихические отношения:

1. Неврозы и невропатии, которые формируются без явного наличия физиологической патологии.

2. Нозогении. Они появляются при наличии соматического заболевания, которое и вызвает психическое расстройство.

3. Собственно психосоматические заболевания, которые возникают из-за различные социальных или ситуационных психотрамирующих факторов, формирующих соматические заболевания.

4. Соматогении, возникающие как реакция на соматические заболевания.

Психосоматические расстройства у детей и подростков (ПСР) – ряд заболеваний, вызываемых физиологическими и психическими нарушениями. Толчком к их развитию обычно служат психотравмирующие ситуации. Прямая связь между физиологическими отклонениями и психическим состоянием впервые была доказана еще в начале прошлого века.

Частые причины

Ученый, основоположник психосоматики Ф. Александер выделил основную группу заболеваний:

  • Язва 12-перстной кишки и язвенный колит.
  • Бронхиальная астма и эссенциальная гипертония.
  • Артриты, нейродермит и тиреотоксикоз.

Врачи называют эти нарушения болезнями цивилизации и считают стресс-зависимыми. У детей дошкольного возраста проявления расстройств наиболее выражены. Их организм не способен справиться с патологией, что способствует развитию серьезных заболеваний. Приведем основные симптомы, причины появления ПСР, а также дадим их классификацию.

Симптомы психосоматических расстройств

Наиболее распространенные признаки психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста и подростков – жалобы на невротические боли в области сердца, спины, живота, в мышцах рук и ног. Во время медицинского обследования обычно никаких серьезных отклонений не обнаруживается. Показатели анализов могут быть вполне нормальными или иметь незначительные изменения. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы:

  • отсутствие аппетита, рвота, булимия, жажда;
  • бессонница, плач без причины, патологические привычки;
  • головокружение, одышка, учащенное сердцебиение.

Кроме того, у малыша может наблюдаться психическая астения (нервно-психическая слабость). Этот недуг проявляется в виде повышенной утомляемости, апатии, вспыльчивости, ослабления памяти, шума в ушах и вегетативных нарушений. Психосоматические реакции у детей дошкольного возраста обычно быстро проходят — их вызывает сильный эмоциональный стресс из-за испуга, обиды или вследствие других неприятных обстоятельств.

Не всегда кратковременные проявления являются психосоматическим расстройством. Медицинские обследования на наличие заболеваний внутренних органов необходимо проходить регулярно.

Психосоматические расстройства у детей: классификация

Психосоматические расстройства группируются по патогенезу, функциональной структуре и смыслу симптоматики. Основные виды:

  1. Функциональные психосоматозы . Данные психосоматические расстройства у детей возникают из-за однократного обстоятельства, неприятного для личности ребенка, или по причине регулярных переживаний. Они не нарушают функции систем внутренних органов и не вызывают их повреждение, однако проявления могут быть весьма необычными: поносы и запоры, желудочные колики, анорексия (у подростков), невротический кашель, сердечная аритмия и прочее.
  2. Специфические психосоматозные расстройства в первую очередь сказываются на физиологическом здоровье ребенка. Они характеризуются структурными нарушениями внутренних органов, такими как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа, гипертония, коронарная болезнь сердца и прочее.

Для того чтобы выявить предрасположенность малыша к психосоматическим расстройствам, специалисты применяют различные методы психологического тестирования.

Причины возникновения психосоматических расстройств

Любые психосоматические расстройства развиваются вследствие пережитого стресса и из-за негативной обстановки в семье или обществе. Провоцирующие факторы не всегда удается определить сразу. Ими могут стать:

Условная выгода У ребенка проявляется заболевание, которое поможет ему добиться какой-либо цели. Это не симуляция, симптомы образовываются на бессознательном уровне, вызывая при этом реальные болевые ощущения.
Копирование Дети могут идентифицировать симптом заболевания, если он есть у другого человека, близкого по эмоциональному состоянию.
Пережитый ранее стресс Неприятное обстоятельство, нанесшее психологическую травму ребенку в прошлом, оставляет эмоциональный след. Дети часто переживают неприятный опыт заново. По этой причине возникает риск появления невротических заболеваний.
Самонаказание Такая реакция может образоваться, если ребенок по-настоящему виноват, либо вообразил вину. Она помогает облегчить состояние, несмотря на то, что в реальности осложняет жизнь.
Внушение заболевания В этом случае малышу попросту внушают, что он болен. Обычно это происходит непроизвольно, родители, или другие люди, представляющие авторитет в его глазах, могут допустить неосторожное высказывание в его присутствии. Стоит отметить, что наиболее внушаемым, человек становится в момент эмоционального напряжения.

Психологи провели множество исследований ПСР, что помогло установить совокупность причин, напрямую влияющих на развитие патологии:

  • Наследственные факторы.
  • Индивидуальные особенности личности (застенчивость, преобладание негативных эмоций над позитивными, сложности в общении с окружающими и другое).
  • на личность ребенка.

Родители и педагоги обязательно должны стараться установить доверительные отношения с ребенком, ведь эмоциональная сфера детей с психосоматическими расстройствами – очень важный фактор при выборе метода лечения болезни и ее диагностики.

Лечение и профилактика психосоматических расстройств

В современной медицине существуют различные методики лечения психосоматических расстройств. Обычно больным назначают медикаментозное лечение, совмещая его с психотерапевтическими сеансами.

В целях профилактики врачи рекомендуют родителям создать комфортные условия для ребенка. Это, прежде всего, касается корректировки социально-психологической ситуации. Ведущий специалист в данной области Д. Н. Исаев написал книгу, в которой можно найти все необходимые рекомендации по профилактике психосоматических расстройств у детей.

Самостоятельное лечение психосоматических расстройств недопустимо! Только квалифицированный врач способен избавить ребенка от проблемы. Основная задача родителей – предупредить болезнь и помочь вылечить ее.

Во время исследований заболевания, ученые выяснили, что у большинства взрослых больных расстройства тесно связаны с психологическими травмами, полученными в детстве. Своевременное лечение обеспечит полноценное развитие ребенка и поможет избежать множества проблем в дальнейшем.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: