Про заболевания ЖКТ

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. ПЕРВЫЙ ЭТАП – обследование пациента с целью сбора информации о состоянии здоровья. Цель обследования – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни – юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. ВТОРОЙ ЭТАП – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на: основные или настоящие, сопутствующие и потенциальные. Основные проблемы – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы – те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Сопутствующие проблемы – это не экстремальные и не опасные для жизни потребности и не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Таким образом, задача сестринской диагностики – установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной. ТРЕТИЙ ЭТАП – планирование сестринской помощи. План ухода Постановка целей: Участие пациента Стандарты сестринской 1. Краткосрочные и его семьи практики 2. Долгосрочные ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств. Сестринские вмешательства Категории: Потребность пациента Методы ухода: в помощи: 1. Независимая 1. Временная 1. Достижение терапевтических 2. Зависимая 2. Постоянная целей 3. Взаимозависимая 3. Реабилитирующая 2. Обеспечение ежедневных жизненных потребностей и т.п. ПЯТЫЙ ЭТАП – оценка эффективности сестринского процесса. Эффективность сестринского процесса Оценка действий Мнение пациента Оценка действий медсестры медицинской сестры или его семьи руководителем (старшей и главной (самолично) медицинскими сестрами) Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания. Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи: Повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств; Снизить потребность во врачебных кадрах, создавая «сестринские отделения, дома, Hospis» с минимальным количеством врачей; Повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого социального статуса медицинской сестры в обществе; Внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить лечебный процесс кадрами с дифференцированным уровнем подготовки.

  • II. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИРЕТРОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ И ПРИНЦИПЫ КОМБИНАЦИИ ГРУПП ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ВААРТ
  • III ЗВЕНО ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ВОСПРИИМЧИВЫЙ ОРГАНИЗМ
  • Этапы Цель Основные действия
    1. Обсле- дование пациента Собрать, проверить и передать сведения о пациенте с целью формирования базы данных 1. Сбор данных для сестринской истории болезни. 2. Проведение физического обследования 3. Сбор лабораторных данных
    2. Медсес- тринский диагноз Определить, в каком уходе нуждается пациент, и сформиро- вать его настоящие и потенци- альные проблемы со здоровьем и потребности Интерпретация данных: 1. Оценить значимость полученных данных. 2. Формирование данных по группам 3. Сформировать сестринский диагноз
    3. Плани- рование 1.Определить потребности пациента. 2.Выявить приоритетные задачи 3. Разработать стратегию дости-жения поставленных целей 4. Определить критерий их выполнения. 1. Определить потребности пациента 2. Определить необходимые мероприятия 3. Первоочередные действия 4. Консультации 5. Написать сестринский план.
    4. Выпол- нение Сделать все необходимое для выполнения плана 1. Выполнение поставленных задач 2. Выполнение специфических вмешательств
    5. Оценка Определить, в какой степени достигнуты поставленные цели: а) полностью б) частично в) не достигнуты 1. Определить реакцию пациента на Ваши действия 2. Определить качество ухода 3. Что можно было сделать иначе 4. Насколько изменилось состояние пациента 5. Формулирование выводов 6. Внести изменения в сестринский план (при необходимости) 7. Провести повторное обследование пациента.

    Документирование всех этапов сестринского процесса – обязательное условие.

    В разных странах существуют различные формы планов сестринского ухода и сестринских историй болезни. В данной работе предлагается собственный вариант документирования.

    Помимо плана ухода сестринская документация должна содержать биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

    За основу сестринской карты первичного обследования пациента в отделении реанимации и интенсивной терапии была взята сестринская карта, предложенная Курским медицинским колледжем. Она была дополнена и откорректирована Лемех Л.М., главной м/с ГБ №1. /См. приложение №1/.

    После первичной оценки состояния пациента необходимо сформировать проблемы пациента и записать сестринские диагнозы. Постановка сестринского диагноза – самый ответственный этап сестринского процесса. Поскольку эта новая технология только внедряется в наше здравоохранение, еще нет специальной регламентирующей литературы по постановке сестринских диагнозов. Универсальные формулировки сестринских диагнозов для пациентов реанимационных отделений предложены м/с-организатором Каркиной Г.А. /См. приложение №2/.

    Сестринский диагноз состоит из 2 частей: первая часть – проблема пациента с состоянием здоровья /реакция на заболевание/; вторая часть – возможная причина такой реакции с точки зрения медсестры, соединенных словосочетанием «связанный с …», «из-за …». Для облегчения работы практических сестер на этапе внедрения сестринской диагностики Каркина Г.А. предложила так же табличку, где перечислены наиболее часто встречающиеся причины для каждой проблемы пациента реанимационного профиля. /См. приложение №2-А/.

    После того, как сестринские диагнозы сформулированы, медсестра определяет цели ухода за пациентом и составляет план сестринских вмешательств.

    Выполнение (реализация) плана ухода является четвертым этапом сестринского процесса.

    Оценка эффективности предоставленной помощи основывается на сопоставлении ожидаемых результатов и регистрации их достижения. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра ставит дату и свою подпись под этой целью. Если проблема не решена, возможно изменение характера сестринского вмешательства, что сделает его более эффективным. Оценку, таким образом, следует проводить в заранее намеченное время, устанавливаемое при составлении плана сестринской помощи, с тем, чтобы вносить соответствующие коррективы в характер вмешательств, не обеспечивающих достижения целей. В реанимационных отделениях временной интервал следующих осмотров пациента зависит от тяжести состояния и динамики изменений жизненно-важных функций. Медсестра, придя на смену, должна принять у сдающей смену коллеги каждого пациента. Данные осмотра документируются. Для этой цели м/с Грибановой Е.О. предложена карта динамического обследования пациента отделения реанимации. (См. приложение № 1-А).

    Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 3130 |

    Понятие об этапах сестринского процесса Выделяют 5 основных этапов сестринского процесса.
    Известно, что до середины 70-х годов в США сестринский процесс имел 4 этапа (обследование, планирование, выполнение, оценка).
    Этап диагностирования был выведен из этапа обследования в 1973 году в связи с утверждением Стандартов сестринской практики Американской ассоциацией медицинских сестер.
    I этап - сестринское обследование или оценка ситуации с целью оценки конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.
    I этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки ситуации методом сестринского обследования. При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированное интервьюирование) пациента, родственников, медицинских работников, пользуется сведениями из истории его болезни и других источников информации.
    Методами обследования являются: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования пациента для определения потребностей пациента в уходе.
    1. Сбор необходимой информации:
    а) субъективных данных: общих сведений о пациенте; жалоб в настоящее время - физиологических, психологических, социальных, духовных; ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными (приспособительными) возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с изменением состояния здоровья или изменением течения заболевания;
    б) объективных данных. К ним относятся: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положение пациента в постели, состояние кожных покровов, температура тела пациента, дыхание, пульс, АД, естественные отправления и другие данные;
    в) оценка психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:
    - оцениваются социально-экономические данные, определяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, религия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение и т. д.;
    - описывается наблюдаемое поведение, динамика эмоциональной сферы.
    Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в ЛПУ и продолжается до выписки его из него.
    2. Анализ собранной информации. Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степень независимости пациента в уходе.
    При соблюдении умений и навыков межличностного общения, этических и деонтологических принципов, навыков опроса, наблюдения, оценки.состояния, умения документировать данные обследования пациента, обследование, как правило, является успешным.
    II этап - сестринская диагностика или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение - определение проблем пациента или постановка сестринских диагнозов. Процесс составления сестринского диагноза очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии пациента и причинами, их вызывающими.
    Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
    Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов NANDA (1987 г.) издала перечень диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникнове-ния и направленностью дальнейших действий медсестры. Например:
    1. Тревога, связанная с беспокойством пациента по поводу предстоящей операции.
    2. Риск развития пролежней, обусловленный длительной иммобилизацией.
    3. Нарушение функции опорожнения кишечника: запор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи.
    Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999г.) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - это профессиональный информацион-ный инструмент необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, для создания единого информационного поля, для документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т. д.
    В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.
    Недостатками этих документов является сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и др.
    Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.
    III этап - определение целей сестринского вмешательства, т. е. определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода.
    В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирование.
    Под планирование надо понимать процесс формирования целей (т.е. желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для дос-тижения этих целей. Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.
    IV этап - планирование объема сестринских вмешательств и реализация (выполнение) плана сестринских вмешательств (ухода).
    В моделях, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана.
    Планирование включает в себя:
    1. Определение типов сестринских вмешательств.
    2. Обсуждение с пациентом плана ухода.
    3. Знакомство других с планом ухода. Реализация - это:
    1. Выполнение плана ухода в установленные сроки.
    2. Координация сестринских услуг в соответствии с согласованным планом.
    3. Координирование ухода с учетом любого предоставляемого, но не запланированного ухода или запланированного, но не предоставляемого ухода.
    V этап - оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости. V этап - включает в себя:
    1. Сравнение достигнутого результата с запланированным.
    2. Оценку эффективности запланированного вмешательства.
    3. Дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты.
    4. Критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.
    Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.
    Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента, составной частью которой является карта сестринского ухода. В настоящее время только разрабатывается сестринская документация.

    4.3. ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:
    СУБЪЕКТИВНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

    Сбор информации.

    Сбор информации очень важен, и должен осуществляться в соответствие с такой структурой, которая описывается в модели сестринского дела, рекомендованной Европейским Региональным бюро ВОЗ для сестер, которые планируют использовать сестринский процесс.
    Данные о пациенте должны быть полными и точными и носить описательный характер.
    Информацию о состоянии здоровья пациента можно собирать различными способами и из различных источников: от пациентов, членов их семей, членов дежурной смены, из медицинской документации, физических осмотров, диагностических тестов. Организация информационной базы начинается со сбора субъективной информации путем опроса пациента, в процессе которого медсестра получает представление о состоянии физического, психологического, социального, эмоционального, интеллектуального и духовного состояния пациента, его особенностях. Наблюдая поведение и оценивая внешний вид пациента и его взаимоотношения с окружающей средой, медицинская сестра может определить, соответствует ли рассказ пациента о себе данным, полученным в результате наблюдения.
    В процессе сбора информации медсестра использует факторы, способствующие общению (обстановка, время беседы, манера говорить и т.д.), которые помогут установить чувство доверия и конфиденциальные отношения. Наряду с ощущением профессионализма медицинской сестры это создает ту доброжелательную обстановку между сестрой и пациентом, без которой невозможен адекватный терапевтический эффект.
    Содержание субъективной информации:
    общие сведения о пациенте;
    расспрос пациента, информация о пациенте;
    жалобы пациента в настоящее время;
    история здоровья или болезни пациента: социальные сведения и условия жизни, сведения о привычках, аллергоанамнез, гинекологический (урологический) и эпидемиологический анамнез;
    боль: локализация, характер, интенсивность, длительность, реакция на боль.

    4.4. ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:
    ОБЪЕКТИВНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

    Медицинская сестра получает информацию с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, восприятия касанием), инструментальных и лабораторных методов ис-следования.
    Содержание объективной информации:
    осмотр пациента: общий - грудной клетки, туловища, живота, затем - детальный осмотр (участков тела по областям): голова, лицо, шея, туловище, конечности, кожа, кости, суставы, слизистые оболочки, волосяной покров;
    физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация);
    выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, тревожное, спокойное, безразличное и др.;
    состояние сознания: в сознании, без сознания, ясное, нарушенное: спутанное, ступор, сопор, кома, другие расстройства сознания - галлюцинации, бред, подавленность, апатия, депрессия;
    положение пациента: активное, пассивное, вынужденное (см. стр. 248-249);
    состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация)), отечность или пастозность, атрофия, бледность, гиперемия (покраснение), цианоз (синюшность), периферический цианоз (акроцианоз), желтушность (иктеричность), сухость, шелушение, пигментация, и др.
    костно-мышечная система: деформация скелета, суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен)
    температура тела: в пределах нормы, субфебрильная, субнормальная, фебрильная (лихорадка);
    дыхательная система: ЧДД (характеристика дыхания (ритм, глубина, тип)), тип (грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхно-стное, глубокое, менее глубокое), тахипноэ (учащенное, ритмичное, поверхностное), брадипноэ (уреженное, ритмичное, углубленное), в норме (16-18 дых. движений в 1 мин., поверхностное, ритмичное);
    АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония;
    Пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение и др. характеристики, брадикардия, тахикардия, аритмия, в норме;
    естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный, регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома);
    органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь),
    память: сохранена, нарушена;
    использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;
    сон: потребность спать днем;
    способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних и др.;
    способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота, резервы.

    Оценка психосоциального состояния пациента:
    описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства;
    собираются социально-экономические данные;
    факторы риска;
    проводится оценка потребностей пациента, определяются нарушенные потребности. При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какие они есть, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо его выслушать.
    Наблюдение за состоянием пациента
    Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу.

    Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание на:
    состояние сознания;
    положение пациента в постели;
    выражение лица;
    цвет кожных покровов и видимых слизистых;
    состояние органов кровообращения и дыхания; в функцию органов выделения, стул.

    Состояние сознания
    1. Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно.
    2. Спутанное сознание - пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.
    3. Ступор - состояние оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.
    4. Сопор - патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
    5. Кома - полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной
    недостаточности.
    6. Бред и галлюцинации - могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких).

    Выражение лица
    Соответствует характеру течения заболевания, на него влияют пол и возраст пациента.
    Различают:
    лицо Гиппократа - при перитоните («острый живот»). Для него характерно следующее выражение лица: запавшие глаза, заостренный нос, бледность с цианозом, капли холодного пота;
    одутловатое лицо при заболеваниях почек и др. болезнях - лицо отечное, бледное.
    лихорадочное лицо при высокой температуре - блеск глаз, гиперемия лица.
    митральный «румянец* - цианотичные щеки на бледном лице.
    пучеглазие, дрожание век - при гипертиреозе и др.
    безучастность, страдание, тревога, страх, болезненное выражение лица и др.
    Выражение лица должно быть оценено медсестрой, об изменениях которого она обязана доложить врачу.

    Кожные покровы и видимые слизистые оболочки
    Могут быть бледные, гиперемированные, желтушные, синюшные (цианоз), акроцианоз, обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отеков.
    После оценки результатов наблюдения за пациентом врач делает заключение о его состоянии, а медсестра - о компенсаторных возможностях пациента, его способности к осуществлению самоухода.

    Оценка состояния пациента с целью оценки самоухода
    1. Удовлетворительное - пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.
    2. Состояние средней тяжести - выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных покровов.
    3. Тяжелое состояние - пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть измененным, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и ЦНС.
    Нарушенные потребности (подчеркнуть):
    1) дышать;
    2) есть;
    3) пить;
    4) выделять;
    5) спать, отдыхать;
    6) быть чистым;
    7) одеваться, раздеваться;
    8) поддерживать температуру тела;
    9) быть здоровым;
    10) избегать опасности;
    11) двигаться;
    12) общаться; поклоняться;
    13) иметь жизненные ценности материальные и духовные;
    14) играть, учиться, работать;
    Оценка самоухода
    Определяется степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого).
    1. Собрав необходимую субъективную и объективную информацию о состоянии здоровья пациента, сестра должна получить четкое представление о пациенте до начала планирования ухода.
    2. Попытаться определить, что нормально для человека, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам.
    3. Определить нарушенные потребности человека и потребности в уходе.
    4. Установить эффективное общение с пациентом и привлечь его к сотрудничеству.
    5. Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты.
    6. Обеспечить условия, при котором сестринский уход учитывает потребности пациента, проявляются забота и внимание к пациенту.
    7. Заполнить документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем.
    8. Не допускать возникновения новых проблем у пациента.

    4.4.2. Антропометрия:

    Это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным метопам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

    Определение массы тела пациента
    Цель: диагностическая.
    Показания: выявление дефицита веса, ожирения, скрытых отеков, наблюдение за динамикой веса, отеков в процессе лечения, поступление пациента в стационар.
    Противопоказания:
    - тяжелое состояние пациента;
    - постельный режим. Оснащение:
    - весы медицинские;
    Рис.2. Антропометрия:
    а - измерение роста; б - взвешивание; в - измерение окружности грудной клетки

    Чистая продезинфицированная клеенка 30 х 30 см на площадку весов;
    - емкость с дезраствором для дезинфекции клеенки, перчаток;
    - 5%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ный раствором моющего средства;
    - ветошь для двукратной обработки клеенки;
    - перчатки латексные. Обязательное условие:
    - взвешивание проводится взрослых пациентов;
    - натощак утром, в одни и те же часы;
    - после предварительного опорожнения мочевого пузыря;
    - после освобождения кишечника;
    - в нательном белье.

    Таблица 4.4.2(1)

    Этапы Обоснование
    Подготовка к процедуре
    1. Установить доверительные отношения с пациентом; объяснить цель и ход процедуры; получить согласие пациента. Обеспечение осознанного участия в процедуре, права пациента на информацию
    2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
    3. Отпустить затвор весов. Необходимо убедиться, что весы правильно работают.
    4. Установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы, закрыть затвор.
    5. Застелить клеенку на площадку весов.
    6. Предложить пациенту осторожно встать в центре площадки на клеенку (без тапочек). Необходимое условие для взвешивания.
    7. Открыть затвор и путем передвижения разновесов установить равновесие. Получение реальных достоверных результатов массы тела.
    8. Закрыть затвор. Профилактика сбоя весов.
    9. Предложить пациенту осторожно сойти с весов.
    10. Записать данные взвешивания в температурный лист. Обеспечение контроля массы тела пациента и преемственности в передаче информации.
    Окончание процедуры
    1. Снять клеенку и обработать ее методом двукратного протирания 5%-ным раствором хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства.
    Обеспечение инфекционной безопасности

    Измерение роста пациента
    Цель: диагностическая.
    Показания: ожирение, нарушение функций гипофиза и др., прием пациента в стационар.
    Оснащение:
    - ростомер вертикальный;
    - чистая продезинфицированная клеенка 30x30 см;
    - емкость с дезраствором;
    - 5%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства;
    - ветошь для обработки клеенки, ростомера;
    - перчатки латексные;
    - бумага, ручка.
    Обязательное условие: определение роста взрослого пациента проводится после снятия обуви и головного убора.

    Таблица 4.4.2(2)

    Этапы Обоснование
    Подготовка к процедуре
    1. остановить доверительные отношения с пациентом; объяснить цель исследования и положение тела во время процедуры Обеспечение осознанного участия в процедуре, права пациента на информацию.
    2. Вымыть руки, надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
    3. Застелить клеенку на площадку
    4. Встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого роста пациента
    Проведение процедуры
    1. Предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера затылком лопатками, ягодицами, пятками Достижение достоверности данных исследования
    2. Установить голову пациента так. чтобы наружный угол глазницы и наружный слуховой проход были на одном горизонтальном уровне. Это обеспечит правильное положение головы по отношению к планке ростомера.
    3. Опустить планку ростомера на темя пациента.
    4. Предложить пациенту сойти с площадки ростомера.
    5. По шкале ростомера определить рост пациента, записать результат: l = Обеспечение преемственности в передаче информации
    6. Сообщить пациенту о результатах измерения. Обеспечение права пациента на информацию.
    Окончание процедуры
    1. Убрать клеенку и протереть двукратно 5%-ным раствором хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства. Обеспечение профилактики грибковых заболеваний.
    2. Снять перчатки, погрузить в емкость для дезинфекции, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

    4.4.3. Оценка функционального состояния пациента

    4.4.3.1. Пульс и eго характеристика

    Различают артериальный, капиллярный и венозный пульс.
    Артериальный пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают центральный (на аорте, сонных артериях) и периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.
    В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней большеберцовой и других артериях.
    Чаще пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.
    Исследуя артериальный пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики.

    Рис.3. Точки пальцевого прижатия артерий

    Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии.
    Частота - это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией. Отсутствие пульса называется асистолией. При повышении температуры тела на ГС пульс увеличивается у взрослых на 8-10 ударов в минуту.


    Рис.4. Положение руки

    Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые - пульс ритмичный (правильный), если разные - пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени. Если есть разница между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн, то такое состояние называется дефицитом пульса (при мерцательной аритмии). Подсчет проводят два человека: один считает пульс, другой выслушивает тоны сердца.
    Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет - то пульс пустой. Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напря-жения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием - такой пульс называется напряженным. Важно не ошибиться, так как сама артерия может быть склерозирована. В таком случае необходимо измерить давление и убедиться в возникшем предположении.
    При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется мягким (ненапряженным).
    Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.
    Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым - в медицинской документации, журналах, и графическим - в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе.

    Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств

    Цель: определить основные свойства пульса - частоту, ритм, наполнение, напряжение.
    Показания: оценка функционального состояния организма.
    Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка с красным стержнем.

    Таблица 4.4.3.1

    Этапы Обоснование
    Подготовка к процедуре
    Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
    2. Объяснить суть и ход процедуры Психологическая подготовка пациента.
    Соблюдение прав пациента.
    4. Подготовить необходимое оснащение.
    5. Вымыть и осушить руки. Обеспечение личной гигиены
    Выполнение процедуры
    1.Придатъ пациенту удобное положение сидя или лежа. Создание комфортного положения, с целью обеспечения достоверного результата.
    2. Охватить одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2,3 и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец у основания большого пальца). Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках. Сравнение характеристик пульса на обеих руках для выяснения состояния артерии и определения более четкой пульсации 2-й (указательный) палец является наиболее чувствительным, поэтом» его располагают над лучевой артерией у основания большого пальца.
    3. Провести подсчет пульсовых волн на той артерии, где они лучше выражены в течение 60 секунд. Обеспечение точности определения частоты пульса.
    4. Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Для определения ритма пульса.
    5. Оценить наполнение пульса. Определение величины объема артериальной крови, образующей пульсовую волну
    6. Сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса и оценить напряжение пульса Для представления о величине артериального давления.
    Окончание процедуры
    1 Провести регистрацию свойств пульса в температурном листе графическим, а е листе наблюдения - цифровым способом. Исключается ошибка при документировании результатов исследования пульса.
    2. Сообщить пациенту результаты исследования. Право пациента на информацию
    3. Вымыть и осушить руки. Соблюдение личной гигиены.

    4.4.3.2. Измерение артериального давления

    Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуля-ции, величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и сосудистого тонуса.
    Различают систолическое и диастолическое давление. Систолическим называется давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков, называется диастолическим.
    Пульсовое давление представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением.
    Измерение артериального давления производится непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппараты для измере-ния давления носят следующие названия: аппарат Рива-Роччи, или тонометр, или сфигмоманометр.
    В настоящее время используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковым методом.


    Рис.5. Тонометры

    Для исследования АД важно учитывать следующие факторы: размер манжетки, состояние мембраны и трубок фонендоскопа, которые могут быть повреждены. Фиксация манометра должна быть на уровне манжетки, нельзя сильно нажимать головкой фонендоскопа на область артерии, вся процедура измерения АД продолжается 1 минуту. При нарушении этих факторов артериальное давление может быть недостоверным.
    В норме артериальное давление колеблется в зависимости от возраста, условий внешней среды, нервного и физического напряжения.
    У взрослого человека норма систолического давления колеблется от 100-105 до 130-135 мм рт. ст. (допустимое - 140 мм рт. ст.); диастолического - от 60 до 85 мм рт. ст. (допустимое - 90 мм рт. ст.), пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт. ст.
    При различных изменениях в состоянии здоровья отклонения от нормальных показателей АД называются артериальной гипертензией, или гипертонией, если давление повышено. Понижение АД - артериальной гипотензией Или гипотонией.
    Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.
    Показания: по назначению врача.
    Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, температурный лист, 70%-ный спирт, ватные шарики.

    Таблица 4.4.3.2

    Этапы Обоснование
    Подготовка к процедуре
    1. Установить доверительные отношения с пациентом. Мотивация пациента к сотрудничеству
    2. Объявить суть и ход предстоящих действий
    3. Получить согласие пациента на процедуру. Соблюдение прав пациента.
    4. Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала. Психологическая и эмоциональная подготовка пациента к манипуляции.
    5 Подготовить необходимое оснащение. Достижение эффективного проведения процедуры
    6 Вымыть и осушить руки. Соблюдение личной гигиены мед сестры.
    Выполнение процедуры
    1. Придать пациенту удобное положение сидя или лежа
    2. Уложись руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх. подложив валик под локоть. Обеспечение наилучшего разгибания конечности. Условия для нахождения пульса и плотного прилегания головки фонендоскопа к коже.
    3. Наложить манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил 1 палец. Примечание: одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Исключается лимфостаз, возникающий при нагнетании воздуха в манжетку и пережатии сосудов. Обеспечение достоверности результата
    4. Трубки манжетки обращены вниз
    5. Соединить манометр с манжеткой укрепив его на манжетке.
    6. Проверить положение стрелки манометра относительно «0»-й отметки шкалы.
    7. Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место фонендоскоп. Определение места для прикладывания головки фонендоскопа и выслушивания ударов пульса.
    8 Закрыть вентиль груши, нагнетав воздух в манжетку до исчезновении пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт. ст. (т.е. несколько выше предполагаемого АД) Обеспечение достоверных результатов исследования АД.
    9. Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра. Обеспечение необходимой скорости выпускания воздуха из манжетки, которая должна составлять 2-3 мм рт. ст. в секунду.
    10. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому Определение показателей артериального давления.
    11. Выпускать медленно из манжетки воздух.
    12. «Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД. Примечание: возможно ослабление гонов, что тоже соответствует диастолическому АД.
    13. Выпустить весь воздух из манжетки.
    14. Повторить процедуру через 5 минут. Проведение контроля показателей АД.
    Окончание процедуры
    1. Снять манжетку.
    2 Уложить манометр в чехол. Условия хранения тонометра
    3. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70% спиртом. Обеспечение инфекционной безопасности.
    4. Оценить результат.
    5. Сообщить пациенту результат измерения. Обеспечение права патента на информацию.
    6. Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе - диастоличеекое) в необходимой документации. Документирование результатов обеспечивает преемственность наблюдения.
    7. Вымыть и осушить руки. Соблюдение личной гигиены медицинской сестры.


    Рис.6. Наложение манжетки

    Наблюдение за дыханием

    Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип дыхания.
    Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество дыханий за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД).
    У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2 - 4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не только от пола, но и от положения тела, состояния нервной системы, возраста, температуры тела и т.д.
    Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания. ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4. При повышении температуры тела на 1°С дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

    Возможные изменения характера дыхания
    Различают дыхание поверхностное и глубокое. Поверхностное дыхание может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим урежением дыхания.
    К физиологическим типам дыхания относятся грудной, брюшной и смешанный тип. У женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин - брюшной. При смешанном типе дыхания происходит равномерное расширение грудной клетки всех частей легкого во всех направлениях. Типы дыхания вырабатываются в зависимости от влияния как внешней, так и внутренней среды организма.
    При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Различают инспираторную одышку - это дыхание с затрудненным вдохом; экспираторную - дыхание с затрудненным выдохом; и смешанную - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом. Быстро развивающаяся сильная одышка называется удушьем.

    Патологические типы дыхания
    Различают:
    большое дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное, наблюдается при глубокой коме (длительная потеря сознания);
    дыхание Биотта - периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по про-должительности (от нескольких минут до минуты);
    дыхание Чейна-Стокса - характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до 1 минуты). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.


    Рис.7. Патологические типы дыхания

    Асфиксия - это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.
    Астма - это приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.
    Подсчет частоты, ритма, глубины дыхательных движений (ЧДД)
    Цель: определить основные характеристики дыхания. Показания: оценка функционального состояния органов дыхания.
    Оснащение: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка с синим стержнем.
    Обязательное условие: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

    Таблица 4.4.3.3

    Этапы Обоснование
    Подготовка к процедуре
    1. Создать доверительные отношения с пациентом.
    2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие на процедуру Отвлечение анимация от процедуры подсчета ЧДД с целью профилактики произвольного изменения дыхания.
    3. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
    Выполнение процедуры
    1. Придать пациенту удобное положение (лежа или сидя). Примечание: необходимо видеть верхнюю часть его грудной клетки Необходимое условие для проведения процедуры.
    2. Взять руку пациента, как для исследования пульса Отвлечение внимания от процедуры, наблюдение за экскурсией е. о грудной клетки.
    3. Положить свою и пациента руки на грудь (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса. Примечание: держать руку на запястье пациента. Обеспечение достоверного исследования.
    4. Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером. Определение числа дыхательных движений.
    5. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений. Определение характеристик дыхательных движений.
    6. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений. Соблюдение прав пациента.
    7. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
    Окончание процедуры
    1. Провести регистрацию данных в температурном листа (цифровым и графическим способом). Обеспечение преемственности в работе, контроля за дыханием

    Похожая информация.


    Министерство здравоохранения Челябинской области

    ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

    СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

    зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

    Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

    «___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

    Опорный конспект лекции

    Тема: «Сестринский процесс»

    ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

    младшая медицинская сестра по уходу за больными»

    МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

    Специальность:

    34. 02. 01 «Сестринское дело»

    31. 02. 01 «Лечебное дело»

    Курс 1,2

    преподаватель

    первой квалификационной категории

    Сестринский процесс

      Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

      1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

      2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

      3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

      целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

      4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

      5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

      Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

    Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

    Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

    Цели сестринского процесса:

      определяет конкретные потребности пациента в уходе;

      способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

      определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

      с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

      гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

    Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

      становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

      создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

      осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

      универсальность метода;

      гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

      демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

      обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

    Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

    a. обследование пациента;

    b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
    явление проблем);

    c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

    d . выполнение плана сестринских вмешательств;

    e. оценка полученных результатов.

    Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

      профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

      достаточное время и доверительная обстановка;

      конфиденциальность;

      согласие и участие пациента;

      при необходимости участие других медицинских работников.

    1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

    Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

    Обследование пациента

    Сбор анамнеза

    Физическое обследование

    Лабораторное исследование

    - история возникновения

    Осмотр;

    1. общий анализ мочи;

    проблемы в здоро-

    - измерение АД;

    2. общий анализ крови;

    вье пациента;

    - измерение пульса;

    3. биохимическое исследова-

    - социологические данные;

    - определение дыхания;

    ние;

    Данные о развитии;

    Измерение температуры те-

    4. инструментальное иссле-

    Данные о культуре;

    тела

    исследование.

    - данные о духовном раз-

    - измерение массы и роста.

    витии;

    Психологические данные.

    База данны

    х о пациенте (сестринская исто

    эия болезни).

    Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

    Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

    Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

    Источником информации являются:

      в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

      могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

      медперсонал;

      медицинская документация;

      обзор мед и специальной литературы.

    В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

      определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

      осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

      начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

      получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

      устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

    Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

    Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

    Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

    Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

    II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

    Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

    Проблемы пациента

    Существующие

    Потенциальные

    первичные

    промежуточные

    вторичные

    первичные

    промежуточные

    вторичные

    Сестринский диагноз

    Цели:

      Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

      Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

      Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

      Формулировка сестринского диагноза.

    Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

      Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

      Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

    Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

      К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

      Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

      Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

    На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

    В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

    «Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

    Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

    СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

    ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

    1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

    2. может меняться каждый день или
    даже в течение дня по мере того,
    как изменяются реакции организма
    на болезнь;

    3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
    и практики;

    4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

    1. определяет болезнь;

    2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

    3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

    4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

    Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

    III этап - планирование сестринской помощи.

    Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

    Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

    1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

    2- используется для определения степени эффективности этих действий.

    План ухода

    Постановка целей:

    Краткосрочные.

    Долгосрочные.

    Участие пациента и его семьи

    Стандарты практики

    сестринской

    Письменное руководство по уходу

      цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

      должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

      диагностичность (возможность проверки достижения).

    Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
    Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

    за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

    IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

    Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

    Сестринские вмешательства

    Потребность пациента в помощи

    Методы ухода

    1. Независимая.

    1. Временная.

    1. Достижение терапевтиче

    2. Зависимая.

    2. Постоянная.

    ских целей.

      Взаимоза

    висимая

    3. Реабилитирующая.

    2. Достижение хирургических
    целей.

    3. Обеспечение ежедневных
    жизненных потребностей.

    Выполнение намеченных целей

    Существуют три категории сестринского вмешательства:

    1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

    3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

    Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

    Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

    Уход для достижения хирургических целей;

    Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
    Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
    и реабилитирующей.

      Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

      Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

    При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

      Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

    Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

      наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

      наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

    На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

    Типы сестринского вмешательства:

    1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

      тип - частичная система помощи.

      тип - консультационно-поддерживающая система.

    Виды сестринских навыков:

    Познавательные

    Межличностные

    Психомоторные

    Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

    Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

    Все проводимые манипуляции

    V этап - оценка эффективности

    Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

    Эффективность сестринского процесса

    Оценка действий медицинской сестры (самолично)

    Мнение пациента или его семьи

    Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

      Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

      Пересмотр, корректировка плана

    К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

      прогресс в достижении целей;

      ответная реакция пациента на вмешательство;

      соответствие полученного результата ожидаемому;

    Новое состояние пациента может быть:

      лучше прежнего состояния;

      без изменений;

      хуже прежнего состояния.

    Если цель не достигнута, необходимо:

      Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

      Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

      Пересмотреть сроки.

      Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

    1 этап- сбор информации о пациенте

    Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

    Источник данных:

      Расспрос пациента

      Расспрос членов семьи и окружающих

      Информация от других членов бригады медицинской помощи

      Физическое обследование пациента

      Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

      Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

    После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

    2 этап – сестринский диагноз.

    Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

    М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

    Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

    Различие медицинского и сестринского диагноза:

    Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

    Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

    М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

    Эта реакция может быть:

      Физиологической

      Психологической

      Духовной

      Социальной

    Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

      Неэффективное очищение дыхательных путей или…

      Высокий риск от удушья или…

      Пониженный газообмен или…

      Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

    Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

    Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

    Все сестринские проблемы делятся на:

      Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

      Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

    Определение приоритетов проблем:

    В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

    Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

    Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

    При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

    3 этап – планирование.

    Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

    Постановка целей необходима по 2-м причинам:

      Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

      Используются для определения степени эффективности вмешательства.

    Требования к постановке целей:

      Цели должны быть реальными, достижимыми

      Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

    По срокам существует два вида целей:

      Краткосрочные (менее 1 недели)

      Долгосрочные (недели, месяцы)

    Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

      Исполнение: действие, глагол

      Критерий: дата, время, расстояние.

      Условие: с помощью кого(чего либо)

    Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

    После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

    План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

      Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

      Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

      Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

    4 этап – реализация плана ухода.

    Существует 3 типа сестринского вмешательства:

      Зависимый

      Незасимый

      Взаимозависимый

    Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

    Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

    Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

    5 этап – оценка эффективности.

    Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

    Основные аспекты оценки:

      Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

      Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

      Активный поиск и оценка новых проблем

    Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

    Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

    В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

    В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.


    Понятие о сестринском процессе
    Сестринский процесс — способ организации сестринской деятельности, основанный на научных принципах и состоящий из последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных этапов, которые позволяют сестринскому персоналу, используя свои профессиональные знания и умения, обеспечивать качественный уход за пациентом. Основные этапы сестринского процесса:
    . обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента);
    . сестринская диагностика (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства);
    . планирование (определение программы действий);
    . выполнение плана (действия, необходимые для осуществления плана);
    . оценка (исследование реакций пациента на вмешательство сестринского персонала).
    Неверно полагать, что сестринский процесс — это принципиально новое в нашей профессии. Во-первых, сменяющие друг друга взаимосвязанные этапы характеризуют любую деятельность. Если вы решили поменять работу или имидж, то, очевидно, осознаете цель, результат, последовательность ваших действий, выполните планы и сравните полученный результат с воображаемым. Не говоря уже о ежедневной, рутинной работе. Лучше все-таки представлять заранее, как в течение смены поставить 15 капельниц, сделать 25 внутримышечных инъекций, ассистировать врачу при двух пункциях и при этом сохранить физическое и психическое здоровье как свое, так и окружающих.
    Во-вторых, сестринский процесс весьма сходен по своим основным этапам с врачебным: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, выбор способа деятельности, сами действия, дальнейшие рекомендации. Существующие между ними различия относятся больше к содержательной стороне этих процессов.
    И самое важное — сестринский персонал и раньше, и сейчас использует в своей деятельности элементы сестринского процесса, порой и не подозревая об этом.
    Поэтому, говоря о сестринском процессе как о новом способе действий сестринского персонала, мы в первую очередь имеем в виду, что специалисты в области сестринского дела должны научиться осознавать: что, почему и для чего они делают.
    Итак, сестринский процесс - это системный подход к оказанию сестринской помощи пациенту, ориентированный на достижение пациентом оптимально возможного состояния путем удовлетворения его потребностей.
    Цели сестринского процесса :
    . определение потребностей пациента в уходе;
    . определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода;
    . применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента;
    . оценка эффективности сестринского ухода.
    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Сестринское дело (квалификация (степень) бакалавр) утверждает требования к результатам освоения этой программы. Одна из профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр, непосредственно указывает на важность применения технологии сестринского процесса в практической деятельности: «Выпускник должен обладать готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2)».
    Таким образом, сестринский процесс можно рассматривать как методологическую основу сестринской деятельности.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
    Понятие «сестринский процесс» появилось в начале 1950-х гг. в США. Лидия Холл (Lydia Hall) в статье «Quality of nursing care» (1955) впервые использовала это понятие и описала его через совокупность трех этапов: наблюдения, организации ухода, оценки эффективности ухода. Она отождествляла сестринский уход с проявлением внимания, укреплением и сохранением здоровья и человечностью (care, cure, core).
    Дороти Джонсон (Dorothy Jonson, 1959) определила сестринское дело как стимулирование поведенческой активности клиента. Описанный ею сестринский процесс включал также три этапа: оценку состояния клиента, принятие медицинской сестрой решения, действия медицинской сестры.
    Ида Орландо (Ida Orlando, 1961) также описывала сестринский процесс как совокупность трех этапов: поведения клиента, реакции медицинской сестры, действий медицинской сестры.
    В основу модели, представленной в 1960-е гг. Сестринской школой Иельского университета (США), был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Согласно утверждению наиболее известной и популярной исследовательницы этого периода Вирджинии Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности.
    По мнению другой исследовательницы Ф. Абделлах, в основе сестринского процесса должны лежать принципы холизма. Иными словами — целостного подхода к личности с учетом физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациентов и их семей.
    В 1967 г. Western Interstate Commission for Higher Education (США) определила сестринское дело как процесс взаимодействия между клиентом и медицинской сестрой, а сестринский процесс как пошаговое взаимодействие между медицинской сестрой и пациентом, включаюшее восприятие, обмен информацией, интерпретацию и оценку полученных данных.
    В том же году Хелен Юра (Helen Yura) и Мэри Уолш (Mary Walsh) также описывали сестринский процесс как совокупность четырех этапов: обследования, планирования, выполнения, оценки. Лоис Ноулес (Lois Knowles) впервые сделала попытку описать сестринский процесс как совокупность пяти этапов, или «5D» (discover, delve, decide, do, discrimination) — выявления, поиска информации, принятия решения, действия, разбора результатов1.
    В 1973 г. Американская Ассоциация медицинских сестер (American Nurses Association — ANA) опубликовала стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов. Придавая особое значение постановке диагноза при оказании пациенту сестринской помощи, было предложено выделить диагностирование из обследования в самостоятельный этап сестринского процесса.
    С этого момента модель сестринского процесса как совокупности пяти этапов (обследование, диагностирование, планирование, выполнение плана, оценка результата) стала использоваться в сестринском образовании и сестринской практике.
    В 1991 г. ANA были опубликованы стандарты клинической сестринской практики, в которых идентификация результата была выделена в отдельный этап сестринского процесса, сделав его шестиэтапным: обследование, диагностирование, идентификация результата, планирование, выполнение (реализация плана), оценка результата.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: