Про заболевания ЖКТ

Общая и неорганическая химия. Коренев Ю.М., Овчаренко В.П.

М.: Школа им. А.Н. Колмогорова, Изд-во МГУ, 2000-2002; 60с.+36с.+48с.

Настоящее методическое пособие составлено в соответствии с программой курса неорганической химии, и читаемого учащимся химико-биологического отделения Школы имени А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра МГУ.

Книга знакомит с основными классами неорганических соединений, их свойствами и способами получения.

Формат: djvu / zip

Размер: 5 68 Кб

/ Download файл

ЧАСТЬ I .

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3
1.1. Строение вещества 3
1.2. Количественные соотношения в химии 9
1.3. Химические символы и формулы 13
ГЛАВА II. СТРОЕНИЕ АТОМА 20
2.1. Ранние модели атома 20
2.2. Квантовомеханическая модель строения атома 26
ГЛАВА III. ХИМИЧЕСКАЯ связь 41
3.1. Заголовок 41
3.2. Метод валентных связей 47
3.3. Метод молекулярных орбиталей 53

ЧАСТЬ II .

ГЛАВА 1. Оксиды 3
§ 1. Физические свойства оксидов 3
§ 2. Классификация оксидов и закономерности изменения химических свойств.. 4
2.1. Классификация оксидов по химическим свойствам 4
2.2. Закономерности изменения свойств оксидов 5
§ 3. Способы получения оксидов 7
§4. Химические свойства оксидов 9
4.1. Основные оксиды 9
4.2. Кислотные оксиды 10
4.3. Амфотерные оксиды 10
4.4. Общие химические свойства оксидов 11
ГЛАВА 2. Кислоты и ОСНОВАНИЯ 13
§ 1. Теории кислот и оснований 13
1.1. Электролитическая теория 13
1.2. Протолитическая теория 13
1.3. Электронная теория 14
§2. Кислоты 16
2.1. Классификация кислот 16
2.2. Способы получения кислот 19
2.3. Общие методы получения любых кислот 19
2.4. Химические свойства кислот 21
§3. Основания 24
3.1. Классификация оснований 24
3.2. Способы получения оснований 25
3.3. Химические свойства оснований 27
ГЛАВА 3. Соли 29
§ 1. Классификация солей 29
§ 2. Способы получения солей 30
§ 3. Химические свойства солей 33

ЧАСТЬ III .

ГЛАВА 1 Основы ТЕРМОДИНАМИКИ 3
§ 1.1. Основные определения 3
§ 1.2. Нулевой закон (начало) термодинамики 6
§ 1.3. Первый закон (начало) термодинамики 6
§ 1.3.2. Стандартная теплота (энтальпия) образования соединения 9
§ 1.3.3. Стандартная энтальпия сгорания 10
§ 1.3.4. Стандартная энергия (энтальпия) химической связи 10
§ 1.3.5. Стандартная энтальпия сублимации, испарения и плавления 11
§ 1.3.6. Сродство к электрону, потенциал ионизации, электроотрицательность 11
§ 1.3.7. Закон Гесса 13
§ 1.3.8. Цикл Борна-Габера 14
§ 1.3.9. Закон Кирхгофа 16
§ 1.4. Второй закон (начало) термодинамики 17
§ 1.4.1. Определение энтропии с позиций классической термодинамики 18
§ 1.4.3. Статистическая интерпретация понятия энтропии 19
§ 1.4.4. Свободная энергия Гиббса 21
§ 1.4.5. Химический потенциал 22
§ 1.4.6. Химическое равновесие 23
§ 1.4.7. Направление протекания реакций 31
ГЛАВА 2 Основы КИНЕТИКИ 35
§2.1. Скорость химической реакции 35
§ 2.2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции 37
§ 2.3. Экспериментальные методы определения констант скорости химической реакции 47

Кафедра химии возникла вскоре после преобразования интерната №18 в Специализированный учебно-научный центр МГУ (Постановление Совета Министров СССР №1241 от 01.10.88г. и приказ Госкомобразования от 16.11.88г.).

До этого химию в интернате преподавали:

Веденеева Марина Сергеевна - с 1964 по 1980 г.
- с 1980 по 1991 г.
Табаченко Наталья Владимировна - с 1986 по 1989 г.

С 13 ноября 1989 г. к занятиям в СУНЦ приступил первый специализированный химический класс. Тогда в него было зачислено 18 школьников. Не все дошли до "финиша" - в 1991 г. в первом химическом выпуске насчитывалось только 8 человек.

Состав преподавателей кафедры химии с 1989г. существенно не менялся. На кафедре химии работали и работают:

Галин Алексей Михайлович (к.х.н., доцент) - с 1991 г. по наст. время
Загорский Вячеслав Викторович (д.пед.н., профессор) - с 1989 г. по наст. время
Менделеева Екатерина Александровна (к.х.н., доцент) - с 1990 г. по наст. время
Морозова Наталья Игоревна (к.х.н., ст.препод.) - с 1990 г. по наст. время
Колясников Олег Владимирович (ассистент) - с 2004 г. по наст. время
Кубарев Алексей Вячеславович (ассистент) - с 2005 г. по наст. время
Сигеев Александр Сергеевич (к.х.н., ассистент) - с 2008 по наст. время
Алешин Глеб (лаборант) - с 2009 по наст. время
Коренев Юрий Михайлович
(10.05.1936 - 09.08.2010)
(д.х.н., профессор, зав. кафедрой) - с 1989 г. по 2010 г.
Батаева Елена Викторовна (к.пед.н., ассист.) - с 1990 по 1993 г.
Пиркулиев Намиг Шарафеддин-оглы (ассистент) - с 1997 по 1999 г.
Присяжнюк Валентина Викторовна
Татьянина Ирина Васильевна (ассистент) - с 1989 по 1991 г.
Чуранов Сергей Сергеевич (к.х.н., доцент) - с 1989 по 1997 г.
Батаев Вадим Альбертович (к.х.н.) - с 1997 по 1998 г.

За период с 1991 по 2010 год состоялось 20 выпусков химического класса СУНЦ - всего 361 человек. Из них 298 выпускников (83%) поступили в МГУ. Большинство - 214 выпускников – поступили на химический факультет и факультет наук о материалах. Выпускники химического класса учились и учатся также на физическом (16), механико-математическом (15), биологическом (7), геологическом (6) факультетах, факультете вычислительной математики и кибернетики (9), факультете фундаментальной медицины (6), почвоведения (9). Поступают ребята и в другие ВУЗы - ВХК РАН, РХТУ, МИФИ, Медицинскую академию и т.д.

Занятия в химическом классе СУНЦ МГУ проводятся в учебном корпусе СУНЦ (лекции и семинары) и на Химическом факультете МГУ (практикумы по аналитической, органической и неорганической химии).

Занятия в химическом и физико-математических классах проводятся по оригинальным программам и учебникам, авторами которых являются преподаватели кафедры. Кроме базового курса преподаватели кафедры химии ведут факультативы:

  • Термодинамика и кинематика быстрых и экзотермических реакций (Загорский В. В.)
  • Химия на английском (Менделеева Е. А.)
  • Человек и вещество (Менделеева Е. А.)
  • Методы решения задач по химии (Галин А. М.)
  • Геномика (Колясников О. В.)
  • Химия белка (Колясников О. В.)
  • Нанотехнологии – навстречу наномиру (Смирнов Е. А.)
  • Фехтование (Колясников О. В.)
  • Органический ликбез (Морозова Н. И.)
  • Подготовка к ЕГЭ (Галин А.М., Кубарев А. В.)
  • Вечерний клуб (Загорский В. В.)

Преподаватели кафедры химии многократно получали гранты "Соросовский учитель", они участвуют в организации и проведении химических олимпиад школьников, летних школ для старшеклассников и семинаров для школьных учителей.

Преподаватели кафедры химии издали следующие учебные пособия :


  • Органическая химия. Часть I. Теория строения органических веществ.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, 1997. - 48 с.
  • Менделеева Е. А., Морозова Н. И.
    Органическая химия. Часть II. Углеводороды.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 64 с.
    ISBN 5-211-02588-1
  • Коренев Ю. М., Овчаренко В. П.
    Общая и неорганическая химия. Часть I.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, 1998. - 63 с.
  • Ю.М.Коренев, Н.И.Морозова, А.И.Жиров
    Практикум по неорганической химии.
    М.: Школа им. А.Н Колмогорова, Изд. МГУ, 1999. - 64 с.
  • Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Менделеева Е.А., Морозова Н.И.
    Химия. Часть I.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, 2000. - 72 с.
  • Коренев Ю. М., Овчаренко В. П., Егоров Е. Н.
    Общая и неорганическая химия. Часть II. Основные классы неорганических соединений.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000. – 36 с.
  • Пиркулиев Н. Ш.
    Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения.
    М.: Школа имени А. Н. Колмогорова, «Самообразование», 2000. – 160 с.
  • Загорский В. В.
    Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, «Самообразование», 2000. – 64 с.
  • Менделеева Е.А., Морозова Н.И.
    Органическая химия. Часть III. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2001. – 56 с.
  • Коренев Ю.М., Овчаренко В.П.
    Общая и неорганическая химия. Часть III. Основы химической термодинамики и кинетики.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2002. – 48 с.
  • Морозова Н.И., Загорский В.В.
    Полезные советы.
    М: МАКС Пресс, 2003. – 31 с.
  • Коренев Ю.М.
  • Общая и неорганическая химия. Часть IV. Физико-химические свойства растворов.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2004. – 49 с.
  • Морозова Н.И., Загорский В.В.
    Как победить на экзамене.
    М., 2006. – 34 с.
  • Коренев Ю.М., Овчаренко В.П., Морозова Н.И.
  • Общая и неорганическая химия. Часть I. Основные понятия, строение атома, химическая связь.
    М.: Школа им. А.Н.Колмогорова, МАКС Пресс, 2008. – 81 с.
  • Морозова Н.И.
    Идентификация веществ.
    М.: МАКС Пресс, 2008. – 35 с.

Методический опыт работы преподавателей кафедры химии описан в следующих публикациях :

  • Вариант изложения в физико-математической школе темы "Строение атома и Периодический закон".
    Загорский В.В.
    Российский химический журнал (ЖРХО им. Д.И.Менделеева), 1994, т. 38, №4, с.37 - 42
  • Нестандартные задачи по химии
    В.В.Загорский, А.М.Галин, Е.А.Менделеева, Н.И.Морозова
    Российский химический журнал (ЖРХО им.Д.И.Менделеева), 1994, т.38, №4, с.89 - 90
  • Преподавание химии в классах физико-математического и экономического профиля СУНЦ МГУ
    Галин.А.М., Загорский В.В., Менделеева Е.А.
    Международный семинар по преподаванию химии в школе "Пущинская осень - 96" (сб. материалов), Москва, 1996. - 29 с.
  • Загорский В.В.
    От "педагога" к Учителю. Как стать "звездой".
    М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1998 - 96с.
  • Химия в выпускных классах средней школы: обратная связь посредством анонимного тестирования.
    А.М.Галин, В.В.Загорский, Е.А.Менделеева
    Материалы XLV Герценовских чтений (Всероссийской научно-практической конференции) (13 - 16 мая 1998), С.-Петербург,
    с.48 - 49.
  • Правда о выпускных (Как знают химию выпускники школ)
    В.Загорский, Е.Менделеева, А.Галин, Н.Морозова
    Учительская газета, №7, 23 февраля 1999г., с.8
  • Подготовка к научной деятельности одаренных старшеклассников: необходимость альтернативы научному мировоззрению
    В.В.Загорский
    В сб. тезисов докладов Международного конгресса "Наука и образование на пороге III-го тысячелетия", Минск, 3 - 6.10.2000, книга 1, стр.56-57
  • Задача образования XXI века - формирование экологического мировоззрения
    Е.А.Менделеева
    В сб. тезисов докладов Международного конгресса "Наука и образование на пороге III-го тысячелетия", Минск, 3 - 6.10.2000, книга 2, стр.91-92

В.В. Загорский

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    От редакции (3).
    Андрей Николаевич Колмогоров (Биографическая справка) (4).
    1. Ряд Фурье - Лебега, расходящийся почти всюду (8).
    2. О порядке величины коэффициентов ряда Фурье - Лебега (12).
    3. Замечания к исследованию сходимости рядов Фурье (15).
    4. О сходимости рядов Фурье (16).
    5. Аксиоматическое определение интеграла (19).
    6. О границах обобщения интеграла (21).
    7. О возможности общего определения производной, интеграла и суммирования расходящихся рядов (39).
    8. О гармонически сопряженных функциях и рядах Фурье (40).
    9. О принципе tertium non datur (45).
    10. О сходимости рядов Фурье (69).
    11. Ряд Фурье - Лебега, расходящийся всюду (73).
    12. О сходимости ортогональных рядов (75).
    13. Об операциях над множествами (85).
    14. О процессе интегрирования Данжуа (93).
    15. О тополого-теоретико-групповом обосновании геометрии (94).
    16. Исследование понятия интеграла (96).
    17. Об определении среднего (136).
    18. О компактности множеств функций при сходимости в среднем (139).
    19. К толкованию интуиционистской логики (142).
    20. К обоснованию проективной геометрии (149).
    21. К теории меры (150).
    22. О точках разрыва функций двух пепеменных (167).
    23. О нормируемости общего линейного топологического пространств! (168).
    24. Продолжение исследования о точках разрыва функции двух переменных (171).
    25. О сходимости рядов по ортогональным полиномам (174).
    26. Преобразование Лапласа в линейных пространствах (178).
    27. О порядке остаточного члена рядов Фурье дифференцируемых функций (179).
    28. О наилучшем приближении функций заданного функционального класса (186).
    29. О законах двойственности в комбинаторной топологии (190).
    30. Кольцо гомологии комплексов и локально бикомпактных пространств (197).
    31. Конечные покрытия топологических пространств (203).
    32. Группы Бетти локально бикомпактных пространств 2A7
    33. Свойства групп Бетти локально бикомпактных пространств (209).
    34. Группы Бетти метрических пространств (211).
    35. Относительные циклы. Теорема двойственности Александера (214).
    36. Об открытых отображениях (215).
    37. Кососимметричные величины и топологические инварианты (218).
    38. Исследование уравнения диффузии, соединенной с возрастанием количества вещества, и его применение к одной биологической проблеме (221).
    39. Упрощенное доказательство эргодической теоремы Биркгофа - Хинчина (246).
    40. О неравенствах между верхними гранями последовательных производных произвольной функции на бесконечном интервале (252).
    41. О кольцах непрерывных функций на топологических пространствах (264).
    42. Кривые в гильбертовом пространстве, инвариантные по отношению к однопараметрической группе движений (269).
    43. Спираль Винера и некоторые другие интересные кривые в гильбертовом пространстве (274).
    44. Точки локальной топологичности счетнократных открытых отображений компактов (278).
    45. Локальная структура турбулентности в несжимаемой вязкой жидкости при очень больших числах Рейнольдса (281).
    46. К вырождению изотропной турбулентности в несжимаемой вязкой жидкости (287).
    47. Рассеяние энергии при локально изотропной турбулентности (290).
    48. Уравнения турбулентного движения несжимаемой жидкости (294).
    49. Замечание по поводу многочленов П.Л. Чебышева, наименее уклоняющихся от заданной функции (296).
    50. О дроблении капель в турбулентном потоке (302).
    51. О динамических системах с интегральным инвариантом на торе (307).
    52. О сохранении условно периодических движений при малом изменении функции Гамильтона (311).
    53. Общая теория динамических систем и классическая механика (316).
    54. Некоторые принципиальные вопросы приближенного и точного представления функций одного и нескольких переменных 333.
    55. О представлении непрерывных функций нескольких переменных суперпозициями непрерывных функций меньшего числа переменных (335).
    56. О представлении непрерывных функций нескольких переменных в виде суперпозиций непрерывных функций одного переменного и сложения (340).
    57. О линейной размерности топологических векторных пространств (344).
    58. Уточнение представлений о локальной структуре турбулентности в несжимаемой вязкой жидкости при больших числах Рейнольдса (348).
    59. П.С. Александров и теория bs-операций (352).
    60. Качественное изучение математических моделей динамики популяций (357).

Курс химии в школах начинается в 8-м классе с изучения общих основ науки: описываются возможные виды связи между атомами, типы кристаллических решеток и наиболее распространенные механизмы реакций. Это становится фундаментом для изучения важного, но более специфического раздела - неорганики.

Что это такое

Это наука, которая рассматривает принципы строения, основные свойства и реакционную способность всех элементов таблицы Менделеева. Важную роль в неорганике играет Периодический закон, который упорядочивает систематическую классификацию веществ по изменению их массы, номера и типа.

Курс охватывает и соединения, образуемые при взаимодействии элементов таблицы (исключение составляет только область углеводородов, рассматриваемая в главах органики). Задачи по неорганической химии позволяют отработать полученные теоретические знания на практике.

Наука в историческом аспекте

Название "неорганика" появилось в соответствии с представлением, что она охватывает часть химического знания, которая не связана с деятельностью биологических организмов.

Со временем было доказано, что большая часть органического мира может производить и «неживые» соединения, а углеводороды любого типа синтезируются в условиях лаборатории. Так, из аммония цианата, являющегося солью в химии элементов, немецкий ученый Велер смог синтезировать мочевину.

Во избежание путаницы с номенклатурой и классификацией типов исследований обеих наук программа школьного и университетского курсов следом за общей химией предполагает изучение неорганики в качестве фундаментальной дисциплины. В научном мире сохраняется аналогичная последовательность.

Классы неорганических веществ

Химия предусматривает такую подачу материала, при которой вводные главы неорганики рассматривают Периодический закон элементов. особого типа, которая основана на предположении, что атомные заряды ядер оказывают влияние на свойства веществ, причем данные параметры изменяются циклически. Изначально таблица строилась как отражение увеличения атомных масс элементов, но вскоре данная последовательность была отвергнута ввиду ее несостоятельности в том аспекте, в котором требуют рассмотрения данного вопроса неорганические вещества.

Химия, помимо таблицы Менделеева, предполагает наличие около сотни фигур, кластеров и диаграмм, отражающих периодичность свойств.

В настоящее время популярен сводный вариант рассмотрения такого понятия, как классы неорганической химии. В столбцах таблицы указываются элементы в зависимости от физико-химических свойств, в строках - аналогичные друг другу периоды.

Простые вещества в неорганике

Знак в таблице Менделеева и простое вещество в свободном состоянии - чаще всего разные вещи. В первом случае отражается только конкретный вид атомов, во втором - тип соединения частиц и их взаимовлияние в стабильных формах.

Химическая связь в простых веществах обуславливает их деление на семейства. Так, можно выделить две обширные разновидности групп атомов - металлы и неметаллы. Первое семейство насчитывает 96 элементов из 118 изученных.

Металлы

Металлический тип предполагает наличие одноименной связи между частицами. Взаимодействие основано на обобществлении электронов решетки, которая характеризуется ненаправленностью и ненасыщаемостью. Именно поэтому металлы хорошо проводят тепло, заряды, обладают металлическим блеском, ковкостью и пластичностью.

Условно металлы находятся слева в таблице Менделеева при проведении прямой линии от бора к астату. Элементы, близкие по расположению к этой черте, чаще всего носят пограничный характер и проявляют двойственность свойств (например, германий).

Металлы в большинстве образуют основные соединения. Степени окисления таких веществ обычно не превышают двух. В группе металличность повышается, а в периоде уменьшается. Например, радиоактивный франций проявляет более основные свойства, чем натрий, а в семействе галогенов у йода даже появляется металлический блеск.

Иначе дело обстоит в периоде - завершают подуровни перед которыми находятся вещества с противоположными свойствами. В горизонтальном пространстве таблицы Менделеева проявляемая реакционная способность элементов меняется от основной через амфотерную к кислотной. Металлы - хорошие восстановители (принимают электроны при образовании связей).

Неметаллы

Данный вид атомов включают в основные классы неорганической химии. Неметаллы занимают правую часть таблицы Менделеева, проявляя типично кислотные свойства. Наиболее часто данные элементы встречаются в виде соединений друг с другом (например, бораты, сульфаты, вода). В свободном молекулярном состоянии известно существование серы, кислорода и азота. Существует также несколько двухатомных газов-неметаллов - помимо двух вышеупомянутых, к ним можно отнести водород, фтор, бром, хлор и йод.

Являются наиболее распространенными веществами на земле - особенно часто встречаются кремний, водород кислород и углерод. Иод, селен и мышьяк распространены очень мало (сюда же можно отнести радиоактивные и неустойчивые конфигурации, которые расположены в последних периодах таблицы).

В соединениях неметаллы ведут себя преимущественно как кислоты. Являются мощными окислителями за счет возможности присоединения дополнительного числа электронов для завершения уровня.

в неорганике

Помимо веществ, которые представлены одной группой атомов, различают соединения, включающие несколько различных конфигураций. Такие вещества могут быть бинарными (состоящими из двух разных частиц), трех-, четырехэлементными и так далее.

Двухэлементные вещества

Особенное значение бинарности связи в молекулах придает химия. Классы неорганических соединений также рассматриваются с точки зрения образованной между атомами связи. Она может быть ионной, металлической, ковалентной (полярной или неполярной) или смешанной. Обычно такие вещества четко проявляют основные (при наличии металла), амфортерные (двойственные - особенно характерно для алюминия) или кислотные (если есть элемент со степенью окисления от +4 и выше) качества.

Трехэлементные ассоциаты

Темы неорганической химии предусматривают рассмотрение и данного вида объединения атомов. Соединения, состоящие из более чем двух групп атомов (чаще всего неорганики имеют дело с трехэлементными видами), обычно образуются при участии компонентов, значительно отличающихся друг от друга по физико-химическим параметрам.

Возможные виды связи - ковалентный, ионный и смешанный. Обычно трехэлементные вещества по поведению похожи на бинарные за счет того, что одна из сил межатомного взаимодействия значительно прочнее другой: слабая формируется во вторую очередь и имеет возможность диссоциировать в растворе быстрее.

Классы неорганической химии

Подавляющее большинство изучаемых в курсе неорганики веществ можно рассмотреть по простой классификации в зависимости от их состава и свойств. Так, различают оксиды и соли. Рассмотрение их взаимосвязи лучше начать со знакомства с понятием окисленных форм, в которых могут оказаться почти любые неорганические вещества. Химия таких ассоциатов рассматривается в главах об оксидах.

Оксиды

Окись представляет собой соединение любого химического элемента с кислородом в степени окисленности, равной -2 (в пероксидах -1 соответственно). Образование связи происходит за счет отдачи и присоединения электронов с восстановлением О 2 (когда наиболее электроотрицательным элементом является кислород).

Могут проявлять и кислотные, и амфотерные, и основные свойства в зависимости от второй группы атомов. Если в оксиде он не превышает степени окисления +2, если неметалл - от +4 и выше. В образцах с двойственной природой параметров достигается значение +3.

Кислоты в неорганике

Кислотные соединения имеют реакцию среды меньше 7 за счет содержания катионов водорода, которые могут перейти в раствор и впоследствии замениться ионом металла. По классификации являются сложными веществами. Большинство кислот можно получить путем разбавления соответствующих оксидов водой, например, при образовании серной кислоты после гидратации SO 3 .

Основная неорганическая химия

Свойства данного вида соединений обусловлены наличием гидроксильного радикала ОН, который дает реакцию среды выше 7. Растворимые основания называются щелочами, они являются наиболее сильными в этом классе веществ за счет полной диссоциации (распада на ионы в жидкости). Группа ОН при образовании солей может заменяться кислотными остатками.

Неорганическая химия - это двойственная наука, которая может описать вещества с разных точек зрения. В протолитической теории основания рассматриваются в качестве акцепторов катиона водорода. Такой подход расширяет понятие об этом классе веществ, называя щелочью любое вещество, способное принять протон.

Соли

Данный вид соединений находится межу основаниями и кислотами, так как является продуктом их взаимодействия. Так, в качестве катиона выступает обычно ион металла (иногда аммония, фосфония или гидроксония), а в качестве анионного вещества - кислотный остаток. При образовании соли водород замещается другим веществом.

В зависимости от соотношения количества реагентов и их силы по отношению друг к другу рационально рассматривать несколько видов продуктов взаимодействия:

  • основные соли получаются, если гидроксильные группы замещены не полностью (такие вещества имеют щелочную реакцию среды);
  • кислые соли образуются в противоположном случае - при недостатке реагирующего основания водород частично остается в соединении;
  • самыми известными и простыми для понимания являются средние (или нормальные) образцы - они являются продуктом полной нейтрализации реагентов с образованием воды и вещества только с катионом металла или его аналогом и кислотным остатком.

Неорганическая химия - это наука, предполагающая деление каждого из классов на фрагменты, которые рассматриваются в разное время: одни - раньше, другие - позже. При более углубленном изучении различают еще 4 вида солей:

  • Двойные содержат единственный анион при наличии двух катионов. Обычно такие вещества получаются в результате сливания двух солей с одинаковым кислотным остатком, но разными металлами.
  • Смешанный тип противоположен предыдущему: его основой является один катион с двумя разными анионами.
  • Кристаллогидраты - соли, в формуле которых есть вода в кристаллизованном состоянии.
  • Комплексы - вещества, в которых катион, анион или оба из них представлены в виде кластеров с образующим элементом. Такие соли можно получить преимущественно у элементов подгруппы В.

В качестве других веществ, включенных в практикум по неорганической химии, которые можно классифицировать как соли или как отдельные главы знания, можно назвать гидриды, нитриды, карбиды и интерметаллиды (соединения нескольких металлов, сплавом не являющиеся).

Итоги

Неорганическая химия - это наука, которая представляет интерес для каждого специалиста данной сферы вне зависимости от его интересов. Она включает в себя первые главы, изучаемые в школе по данному предмету. Курс неорганической химии предусматривает систематизацию больших объемов информации в соответствии с понятной и простой классификацией.

Многие считают, что МГУ недоступен для "обычных" абитуриентов - надо, мол, готовиться у специальных репетиторов или хотя бы учиться в специальной школе при МГУ, например в Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) МГУ - интернате имени А. Н. Колмогорова.

Но преподавателям общей и неорганической химии, ведущим занятия на нескольких факультетах МГУ, известно, что хорошо подготовленные студенты приходят в Московский университет и из "неуниверситетских" школ. Например, каждый год студентами "трудных" факультетов (химического, биологического) становятся школьники, которых учил химии Соросовский учитель С. Т. Жуков (московская школа № 548, Центр образования "Царицыно"").

Эти учебные пособия можно назвать уникальными. Строгая система определений сочетается в них с научной строгостью изложения. Пособия очень хороши для учащихся 11-х классов, повторяющих химию накануне выпускных и вступительных экзаменов (к тестовому Единому государственному экзамену это не относится, для него учебники слишком "умные"). Книги могут быть полезными также для студентов младших курсов, обучающихся нехимическим специальностям.

В пособиях уделено много внимания факультативным темам школьного курса химии (например, "равновесия в растворах", "комплексные соединения"), которые обычно отсутствуют в традиционных школьных учебниках. Однако задачи на данные темы регулярно используются во вступительных экзаменах по химии в МГУ (факультеты: химический, биологический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной медицины, почвоведения, факультет наук о материалах).

Кроме того, пособия хорошо готовят к университетскому курсу общей и неорганической химии, который изучают первокурсники перечисленных факультетов, а также студенты-геологи и географы.

Среди особенностей учебных пособий С. Т. Жукова следует отметить строгое различение реального и формального заряда ионов при записи формул, которое для абитуриентов является, пожалуй, даже чрезмерным. Тем не менее, при электронной публикации данное различие сохраняется. Обычно школьники (и многие студенты) не подозревают, что, например, в кристалле хлорида натрия реальный заряд ионов натрия и хлора равен не 1е, а только 0,78е. Поэтому автор пособия предлагает обозначать эффективные заряды ионов знаками в кружочках: Na , Al3 .

Публикация пособий С.Т.Жукова начинается с разделов, традиционно являющихся одними из самых трудных для абитуриентов и студентов. Это темы "Равновесие" и "Равновесие в растворах". Пособия дополнены примерами задач вступительных экзаменов на соответствующие темы.

В.В.Загорский,
ст.н. сотр. кафедры общей химии Химического факультета МГУ,
доцент СУНЦ МГУ, Соросовский учитель



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: