Про заболевания ЖКТ

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

Обязательные требования

Государство помогает гражданам, испытывающим трудности в устройстве на работу, и разрабатывает для них специальные гарантии (Закон РФ № 1032-1). И одной из разновидностей этих гарантий является установление квоты для компаний и ИП в отношении приема на работу инвалидов (№ 181-ФЗ, ст. 2). Условия ст. 21 определяют процентные показатели формирования мест специального назначения:

  • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
  • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

В связи с трудным положением в сфере занятости внедрены специальные мероприятия для улучшения положения на рынке трудоустройства инвалидов. Компаниям положена субсидия на обустройство рабочего места для инвалида (Закон № 1032-1, ст. 5). Средства, выделенные организации, возместят расходы на переоборудование рабочей зоны и приобретение специальных приспособлений.

Заключение

Работодатели не вправе нарушать требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. К тому же организация рабочего места иногда не требует значительной трансформации. Достаточно увеличения высоты (ширины, расположения) рабочего стола и установки пандуса. В случае нарушения требований законодательства на предпринимателя налагаются штрафные санкции (ст. 5.27 КоАП РФ).

Работодатель обязан оборудовать рабочее место как специальное рабочее место для инвалида только в том случае, если характер нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации данного инвалида требует специального оснащения (оборудования).Обоснование: В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Например, на территории Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест в зависимости от установленной квоты, а на территории Московской области Распоряжением Мособлтруда от 28.12.2012 N 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" — в зависимости от численности работников организации. Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования). На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции. Кроме того, термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 "Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду. Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. "а" п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации и
нвалида. Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем. Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места. Если должность является вакантной, то организовать специальное рабочее место можно только в том случае, если на него будет принят инвалид, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места. Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов?

Наше предприятие относится к тем, которые обязаны принимать на работу инвалидов по квоте. Мы выполнили эту обязанность, но специальных рабочих мест не создавали, поскольку, как мы посчитали, они не требуются для работающих у нас инвалидов. Однако прокуратура потребовала создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Действительно ли мы должны организовать такие рабочие места в любых случаях приема на работу инвалидов, даже если им такие места не требуются? Какова последовательность действий по исполнению закона в отношении создания специальных рабочих мест? Какие еще льготы полагаются принятым на работу инвалидам?

Да, вы обязаны создавать специальное рабочее место для инвалида с учетом его индивидуальных особенностей в каждом случае приема его на работу.

Статья 224 Трудового кодекса обязывает работодателя создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Мнение работодателя о том, что специально оборудованные места не требуются, вовсе не означает, что он преодолел требование закона о создании таких мест. Инвалиды — особая категория работников, у которых в определенной мере ограничены физические возможности и повышена эмоциональная напряженность. Создание специального рабочего места не всегда означает значительное переоборудование в офисе (пандусы и дверные проемы). Иногда достаточно изменить высоту рабочего стола.

Что такое специальное рабочее место

Определение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов дано в ст. 22 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Иными словами, для работника, использующего инвалидную коляску, надо будет установить пандусы и расширить дверные проемы. Для слабослышащего или слабовидящего сотрудника необходимо предусмотреть специальное оборудование, например установить дополнительные световые кнопки вызова, специальное программное обеспечение в компьютере с включением субтитров, с диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой.

Требования к оборудованию

Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 . Этим постановлением введены Санитарные правила СП 2.2.9.2510—09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 4.1 Санитарных правил специальные рабочие места для инвалидов должны проектироваться и оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Кроме того, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования.

В Санитарных правилах закреплено, что при проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ. Таким образом, надо обязательно соблюдать требования ст. 224 ТК РФ, то есть учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида. Эта программа разрабатывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Причем инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Такой отказ освобождает организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение.

Ответственность

Действие Санитарных правил распространяется на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил).

За нарушение Санитарных правил лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — штраф от 500 до 1000 руб., для юридических лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Возмещение затрат

Если в том субъекте РФ, где находится работодатель, в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с осложнением ситуации на рынке труда реализованы дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, работодателю могут быть возмещены его затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 23-3/10/1-570).

Размер возмещения ограничен максимальной суммой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В 2010 г. максимальная сумма возмещения составляла 30 000 руб. на одно постоянное рабочее место, в 2011 г. она увеличена до 50 000 руб.

Льготы

Помимо требований по оборудованию специального рабочего места (ст. 224 ТК РФ), законодательство устанавливает дополнительные льготы для инвалидов.

В частности, продолжительность рабочего времени для сотрудников — инвалидов I и II групп не должна составлять более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) должна быть установлена в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ).

К работе в ночное время (с 22 до 6 часов), сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и если это не запрещено им по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ). К тому же работник должен быть под роспись ознакомлен со своим правом отказаться от подобной работы.

Инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ) и ежегодный оплачиваемый отпуск до 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Работодатель, нарушивший указанные требования закона, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностного лица это штраф от 1000 до 5000 руб., для юридического — либо штраф от 30 000 до 50 000 руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток, для предпринимателя — либо указанное приостановление, либо штраф от 1000 до 5000 руб.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: