Про заболевания ЖКТ

ПСИХОГИГИЕНА

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.
П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу «Разум, нашедший себя», вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.
Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.
Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.
Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.
Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения «гигиенической зрелости» коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.
Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПСИХОГИГИЕНА" в других словарях:

    Психогигиена … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОГИГИЕНА - ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П...............749 II. История психогигиенического движения. . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная................. 753 П. умственного труда............... 755 … Большая медицинская энциклопедия

    Психогигиена наука о сохранении и достижении психического здоровья. Содержание 1 История 2 Задачи психогигиены 3 Литература … Википедия

    психогигиена - 1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный… … Большая психологическая энциклопедия

    Отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психогигиена тесно… … Словарь черезвычайных ситуаций

    - (от психо... и гигиена) раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний … Большой Энциклопедический словарь

    Раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой … Психологический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 гигиена (6) медицина (189) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. psyche душа и hygieinos целебный) англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружающих условий на псих, здоровье человека и разрабатывающая меры по его сохранению, укреплений и… … Энциклопедия социологии

    Психогигиена - (от психо... и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Семьи и половой жизни (псих + греч hygieinos приносящий здоровье целебный), раздел гигиены и психиатрии, разрабатывающий правила и принципы взаимоотношений мужчины и женщины в добрачных и брачно семейных отношениях. Неоценима ее роль в… … Сексологическая энциклопедия

Книги

  • Психогигиена , К. Гехт , Книга К. Гехта - серьезный научно-популярный труд, отвечающий современным задачам и общему направлению профилактической медицинской науки в области охраны здоровья человека и профилактики… Категория: Социология, политология Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

Эффективное решение вопроса сохранения и укрепления здоровья и влияние его на формирование личности школьника возможно посредством применения соответствующих педагогических технологий. Обучение следует рассматривать как процесс обмена информацией между ребенком и средой. Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применения различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции ученика. Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, овладении учебной программой. В связи с этим педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей.
Именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен учитывать индивидуально-типологические особенности личности. Это, в свою очередь, требует от педагогов и психологов школ знаний относительно причин и проявлений, согласно которым можно выявить детей, склонных к образованию невротических симтомо-комплексов. Знание психогигиенических мероприятий, направленных на коррекцию личности этих детей и их социальных отношений в условиях школы, является залогом сохранения психического здоровья. Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника.
Наличие знаний по обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания, внедрение их в повседневную жизнь организованных детских коллективов является основой для гармоничного развития личности. Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должен знать основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации учебной деятельности, режима дня и отдыха. Несоблюдение психогигиенических рекомендаций по учебной нагрузки, режим дня, двигательная активность является причиной возникновения невротических нарушений. Именно поэтому в учебные планы педагогических вузов включено дисциплину "Психогигиена". Ознакомить студентов с основными направлениями этой науки, расширить знания учителей, психологов и воспитателей по проблеме охраны психического здоровья - такую задачу ставили целью авторы учебного пособия.
Своевременное выявление отклонений в психическом здоровье школьника, знание их причин, а также психофизиологических особенностей детей позволяют предупредить развитие клинических выраженных форм заболевания и обеспечить коррекцию выявленных отклонений. Для педагога важно знать признаки незначительных (функциональных) нарушений влияющих на процесс формирования личности и подлежат коррекции психолого-педагогическими средствами. Авторы пособия освещают основные клинические формы нервно-психических нарушений у детей, а также доклинические нервно-психические отклонения. Это увеличивает объем медико-биологических знаний педагога и способствует выявлению отклонений у детей и подростков на ранних этапах развития болезни.
Педагог-воспитатель должен знать значимость фактора воспитания для формирования нервно-психических нарушений. Поэтому авторами пособия акцентируется особое внимание педагогов на возможных группах факторов невротизации при воспитании детей и предлагается комплекс мер психопрофилактической и коррекционно-реабилитационного направлений.
Одной из важных задач работы педагога с подрастающим поколением является подготовка к семейной жизни. Это требует освещения вопросов поэтапной работы среди молодежи по половому воспитанию и распространение знаний по психогигиены семейной жизни. Учитывая это, авторами предложены психогигиенические рекомендации при проведении полового воспитания в разных возрастных группах.
Несмотря на внедрение в современной школе оздоровительного направления в учебно-воспитательном процессе, в пособии рассмотрены различные аспекты антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды среди учащейся молодежи; рекомендованы комплексы психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предотвращению вредных привычек.
Психогигиена - наука, интенсивно развивается и совершенствуется. Проблема охраны психического здоровья, которой занимается эта наука, является касательной, как в медицине, так и к педагогике и психологии. В условиях непрерывного образования успешное решение задач обучения и воспитания требует не только педагогических знаний, но и знаний психофизиологических основ организма человека. Применение этих знаний на практике позволит предупредить нервно-психические нарушения у детей и подростков, также будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Предмет и задачи психогигиены
Третье тысячелетие существования человечества ознаменовалось бурным научно-техническим прогрессом, огромным потоком информации, повлекшее высокие нагрузки на высшую нервную деятельность человека. Это актуализировало проблему повышения устойчивости психики к вредным воздействиям внешней среды путем распространения медицинских знаний и расширение границ психогигиенических деятельности педагогов, психологов, врачей и т.д.
"Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждений возникновения психических заболеваний. Психогигиена преследует цель повышения устойчивости психического здоровья и резистентности к различным вредным факторам "(Большая медицинская энциклопедия - М., 1962.-Т. 21.-С. 317).
Психогигиена - современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.
Психогигиена - научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Как фундаментальная наука она рассматривает теоретические вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулирует принципы оздоровления психики.
Психогигиена как прикладная научная дисциплина разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики. На практике - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для наиболее оптимального сохранения психического здоровья, как отдельного человека, так и групп людей, соблюдение рекомендаций по укреплению здоровья, повышение психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учеными-физюлогамы И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. М. Бехтерева, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным.

Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья. Состояние психического здоровья детей - объект внимательного наблюдения ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ констатировал, что нарушения психического здоровья среди детей с довольно распространенным явлением. Это требует особого внимания общества к проблемам психогигиены и формирует ряд новых задач, которые учитывают многофакторность влияния на психическое здоровье человека.
Психогигиенические мероприятия реализуются не только психологами и врачами, но и педагогами, воспитателями, социальными работниками.

Основные задачи психогигиены:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.
2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.
3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.
4. Мониторинг психического здоровья населения.
5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Соответствия с задачами предметом психогигиены являются :
- Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.
Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д. Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов.
Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания. Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.
Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного. Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д. Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.
За последние годы растет количество так называемых болезней "цивилизации", к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д. Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало, что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье.

В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу - болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, - болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.
Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:
1. Правильная организация и соблюдение режима дня.
2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,
расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки
течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).
3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.
4. Готовность ребенка к школе.
5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.
6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.
7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей положительного эмоционального состояния.
8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.

Анна Сикорская

Психогигиена – это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых.

Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Определение понятий

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья.

В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков. Различают следующие разделы науки:

  • Возрастная;
  • Бытовая;
  • Семейной жизни;
  • Обучения и труда.

В свою очередь, возрастная гигиена прежде всего включает рекомендации, направленные для детей и пожилых людей, потому что психика этих возрастных групп значительно отличается от обычных взрослых.

Психогигиена и хорошее здоровье детей и подростков прежде всего базируются на возрастных особенностях и должны обеспечивать правильное формирование психики. Нужно понимать, что дети чутко реагируют на самые незначительные физические и эмоциональные воздействия, поэтому большая роль отводится чуткому воспитанию ребенка.

Основы психогигиены детей:

  • Воспитание эмоций;
  • Развитие и тренировка процессов торможения;
  • Преодоление трудностей.

В старческом возрасте также возникают свои специфические манеры. Это объясняется тем, что обмен веществ значительно медленней, общая работоспособность снижена, память уже не такая, как раньше.

Поэтому у пожилых людей значительно слабее психика. Любую эмоциональную травму они переносят болезненно, в особенности если это касается ломки стереотипов. Поддержать психическое здоровье поможет установленный режим дня, неутомительный труд и регулярные прогулки.

Методы психогигиены включают в себя:

  • Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия » и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
  • Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
  • Информирование населения;
  • Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
  • Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

Психогигиена быта

Большая часть жизни человека проходит в общении с другими людьми. Хорошему настроению способствуют приятные слова, поддержка и участие близких, а вот пренебрежительность, грубость могут травмировать психику, особенно у чувствительных людей. Можно сказать, что в дружеском коллективе психоклимат благоприятный.

Однако есть такой тип людей, которые все слишком серьезно воспринимают и не могут тормозить отрицательные эмоции. Они должны перевоспитать себя, ведь трудности в жизни встречаются повсеместно. Для этого рекомендуется научиться правильно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями.

Психогигиена семьи

На семью положена большая ответственность, ведь именно в этом коллективе формируется личность, закладываются основы поведения. Отношения в семье существенно влияют на человека и поэтому они значимы как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом.

Хорошие семейные отношения основаны на взаимоуважении, любви и дружбе, общих взглядах. Огромную роль играет взаимопонимание, умение идти на уступки. Дружественная обстановка способствует формированию крепкой семьи и создает хорошие условия для воспитания детей.

Стоит отметить, что психогигиена заключается у детей и подростков не только во влиянии семьи, но и в организованном коллективе, то есть в саду и школе. Сейчас большая роль отводится психогигиене учебных занятий. На время учебы приходится два возрастных кризиса (7 лет и 15 лет). В это время дети очень эмоциональны и сильно подвержены влиянию.

Психогигиена учебных занятий направлена на способствование гармоничному и своевременному развитию детей, и предотвращение психотравмирующих ситуаций в школе. Учеба должна приносить радость, положительные эмоции и противостоять напряжению, которое приводит к утомлению.

Стоит отметить, что психогигиена стресса неразрывно связана с другими разделами, в особенности с психогигиеной ребенка.

Адаптироваться к новым условиям существования детям очень непросто, а многим и достаточно болезненно. Они могут отвлекаться во время занятий, заниматься посторонними делами, плохо вести себя на переменах, бегать и кричать или, наоборот, стать пассивными. Некоторые могут смущаться при разговоре с учителем и расплакаться из-за замечания.

Нередко возникают признаки неврозов, дети теряют аппетит, стают капризными, плохо спят ночью. Полностью адаптироваться в школе удается лишь к середине первого года обучения. Однако большую роль в формировании личности и маленького ребенка, и подростка играет само учебное заведение и поведение учителя.

На основе данных психогигиены психопрофилактика разрабатывает систему мер, которые ведут к снижению психической заболеваемости, внедряет их в жизнь.

Профилактика разделяется на виды, каждый из которых отвечает за те или иные факторы:

  • Первичная направлена на предупреждение возникновения болезни. В нее включены законодательные меры, которые отвечают за охрану здоровья населения;
  • Вторичная. Заключается в выявлении начальных стадий заболеваний и их активном лечении. Можно сказать, что этот вид профилактики направлен на создание благоприятных условий течения болезни, что приводит к быстрому излечению;
  • Третичная. Меры направлены на предупреждение рецидивов заболеваний. На практике для этого проводятся мероприятия, которые направлены на устранение неблагоприятных условий учебы и работы.

Психогигиена и психопрофилактика, а точнее – их методы работы, внедряются совместными усилиями врачей и педагогов в среду подрастающего поколения. Для этого также используются санатории, детские лагеря и площадки.

Относится к «Адаптология»

О том, что обеспечивает эффективную способность приспосабливаться к новому. Правила, обеспечивающие минимизацию личных усилий и максимальную эффективность буквально во всем. Осваиваем психогигиену в своей жизни.


Второе все более актуально потому, что число мошен ников и видов мошен ничества все более увеличивается вместе с растущей их изощренностью, а предметом воздействия, как всегда, оказывается человеческая психи ка.

Не вызывает сомнения необходимость навыков психогигиены, обеспечивающих стабильность не только собственной психи ки, но и в целом общества.

Психогигиена - термин относительно новый, введён в 1900 году немецким психи атром Робертом Зоммером, что отражает достаточно позднее внимание социума к вопросам поддержания поведенческой адекватн ости.

В самом общем и строгом смысл е психогигиена обеспечивает оптимальность поведенческой адаптивн ости к новым условиям, представляя собой комплекс методов и мероприятий, основанный на понимании сути и принципов поведенческой адаптивн ости. Таким образом, психогигиена основывается на методолог ии оптимизации индивидуальной способности приспосабливаться к новому, избегая побочных негативных эффектов.

Важной задачей психогигиены является предотвращение психопатологий, обеспечение максимальной эффективности личной поведенческой адаптивн ости в достижении соответствия желаемого и получаемого, и, в конечном счете, - достижение социальной востребованности в обществе.

Необходимость осознанного понимания определенных правил отношения к окружающей действительности, - психогигиены, следует из того, что при формировании любой поведенческой реакции в новых условиях неизбежно совершается множество ошибок, приводящих к не соответствию желаемого и получаемого, т.е. неадекватн ости реакции реальности.

Статья дополнена большим количеством ссылок на вспомогательные обоснования сказанного. В них обстоятельно и корректно показывается специфика и механизмы затронутых явлений на основе концепции механизмов организации психи ки . Поэтому, в случае сомнений, а в норме они всегда должны возникать, после общего прочтения стоит вернуться к таким обоснованиям, чтобы углубить понимание данного вопроса.

В определенном смысл е эта статья обобщает многие материалы сайта Форнит, касающиеся адекватн ости поведения окружающим реалиям, поэтому слово "адекватн ость" здесь - ключевое. В виду обширности затрагиваемых вопросов, изложение - предельно лаконичное, сказано только самое важное и необходимое, а более углубленно ознакомиться возможно по приводимым ссылкам, желательно - в следующем проходе.

Особенности психи ки, провоцирующие психопатологии

Когда что-то не вполне понятно, ситуация не вполне знакомая, - возникают множество иллюзий понимания :

Любое более поверхностное, тем более недостаточное осмысл ивание текущей оценки приводит к иллюзии понимания потому, что не существует совершенно идентичных ситуаций. Даже если для какого-то вида специфики ситуаций наработаны хорошо выверенные навыки реагирования (восприятия, понимания и действия), то в очередной возникшей ситуации обязательно присутствуют какие-то новые элементы. Они могут вообще оказаться вне поля внимания и быть незамеченными (см. Невидимое ), новизна может не превысить другое новое в восприятии и тогда фокус сознания будет переведен на что-то более актуальное, а вне осознания все действия происходят автоматически по наработанным навыкам, которые не учитывают новизну текущей ситуации, пока это не проявляется неожиданным результатом. И только очень редко осознаваемое внимание обращается на новые особенности ситуации, а время позволяет это осмысл ить и сформировать новое отношение и поведение.

Но в общении почти никогда не бывает времени что-то осмысл ить, и разговор ветвится согласно ранее наработанным стереотипам общения. Это гарантирует наличие иллюзий понимания. Это может привести к легкому или тяжелому конфликту взаимопонимания, но, часто вообще никак не замечается.

... иллюзия понимания всегда сопровождает стереотипные действия в несколько отличных от привычных условиях, приводя к поведенческим неадекватн остям в силу принципа индивидуальной адаптивн ости в организации психи ки.

К тому же, в силу особенностей восприятия значим ого в восприятии (в развитии от периода доверчивого обучения с его рецидивами), в социальном окружении при развитии социализации возникают зависимые состояния различной этиологи и, от наркотической и религиозной зависимости до привносимых тупиковых представлений. Проблема настолько привычна, что ее мало осознают, но настолько велика, что порождает множество конфликтов и трагедий - от индивидуальных до государственных.

Чем более урбанизировано общество, тем больше существует сопутствующих ему поведенческих неадекватн остей, и тем более они разнообразны.

Самые основные типы из них будут описаны так, что станет ясна специфика угрозы и то, какими мерами она предотвращается.

Чтобы ввести в проблематику, которая для большинства людей не является очевидной, предлагаю выдержки из статьи эмпирическ ой психологии: Почему мы упорствуем в своих заблуждениях .

Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли они нашему мировоззре нию. Но парадокс заключается в том, что когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление называется эффектом обратного действия. Журналист Дэвид Макрейн разбирает феномен на примере научных исследований и объясняет, почему мы избирательно воспринимаем истину и упорствуем в своих заблуждениях.

...В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях , вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность.

Со временем, благодаря эффекту обратного результата вы начинаете менее критично смотреть на факты, которые позволяют вам по-прежнему считать свои убеждения истинными и правомерными.

Психологи называют такие истории нарративными сценариями - это истории именно о том, что нам хочется услышать, подтверждающие наши убеждения и дающие нам право придерживаться уже составленных нами же мнений.

Изучение эффекта обратного результата показывает, что выиграть спор в интернете невозможно . Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор. Когда он начинает противоречить вам, то же самое происходит и в вашем сознании. Эффект обратного результата заставляет вас обоих еще крепче замкнуться в уверенности своей правоты.

Когда вы читаете отрицательный комментарий, когда кто-то разносит в пух и прах то, что вы любите, а ваши убеждения подвергаются сомнению, вы придирчиво и внимательно изучаете информацию в поисках слабых мест. Когнитивный диссонанс блокирует механизмы вашего мышлени я до тех пор, пока вы не справитесь с ситуацией. В процессе вы формируете больше нейтральных связей, конструируете новую память и производите определенное усилие - и когда вы заканчиваете обдумывать предмет, ваши изначальные убеждения становятся сильны как никогда.

И хотя информационные технологии не стоят на месте, поведенческие схемы, которые человек пускает в ход, если речь заходит о вере, неоспоримых фактах, политике и идеологии, кажется, остаются прежними. В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно, пусть даже факт подкрепляется научными данными и основан на столетиях исследований.

Сказанное звучит абсурдно, ведь это - настоящий неадекват, но, приходится признать, что это - повсеместное явление, достоверно подтверждаемое на больших выборках испытуемых.

Все сказанное более обосновано и обстоятельно с позиции механизмов психи ки рассмотрено в статье Идея-фикс , но тут речь идет о психи ческих процессах еще до формирования сверхзначим ой идеи.

Описанные эффекты являются прямым следствием массового несоблюдения важнейших принципов психогигиены, не понимания их и даже в отсутствии представлений о них.

Наиболее сильный и массовый фактор влияния на личные представления - информационные системы в обществе, сегодня, прежде всего, телевидение, кино, интернет и новостные издания, особенно в интернете. Все это пришло на смену религиозно-этическим представлениям, насаждающимся с раннего детства воспитанием. То, что раньше сопровождало человека всю его жизнь, мало подвергалось сомнению за исключением влияния экстремальных ситуаций, сегодня способно эффективно воздействовать в любом возрасте потому, что методы такого воздействия очень хорошо и надежно отработаны.

Технологии поляризации общества

Главным методом в технологиях деструктивной поляризации общества является внедрение в психи ку сведений, выглядящих авторитетными и убедительными, но разделяющих людей по заранее имеющимся в данном обществе предпочтениям, например, по языку как это было проделано на Украине. Это - множество различных видов провокационных вбросов, из-за которых украинские вчерашние друзья-родные-знакомые вдруг стали врагами российским. Неважно про что вброс, главное, чтобы он разделил мнения на непримиримые и разделил людей вместе со мнениями. В них нет никакого конструктива и дельности в виду совершенно другой цели (так их можно распознавать), но есть заряд негатива в эпатажной форме, и люди начинают яростно спорить, раскалывая в этом фокусе внимания социум.

Эти вбросы очень легко идентифи цировать, признаки очевидны, но люди увлеченно ведутся на все эти провокационные поделки, обычно сделанные на хорошем техническом уровне (работа профи) и обладающие признаками авторитетности.

С точки зрения профилактики разрушительного воздействия, провокационные материалы следует распознавать по очевидными признаками, причем суть поднятой темы не имеет значения.

1. Материал носит характер обличительной сенсации, и уже содержит судейский вывод или прозрачно намекает на него .

Чтобы в самом деле что-то обличить, нужно представить корректно и безусловно достоверные материалы, а не выхваченные каким-то образом эпизоды. Только независимые эксперты способны корректно анализировать их, и тогда возникает общее экспертное мнение, но даже оно является предположительным и требует верификации в реальности (неумолимые принципы научной методолог ии). Но вброс провокационных материалов никогда не обладает такими качествами, они обладают только признаками кажущейся, самопровозглашенной авторитетности. Главная задача вброса - не убеждать в чем-то, а создать спорную атмосферу, влекущую непримиримые столкновения мнений.

Любые сведения, имеющие заряд провокационной сенсации, должны просто игнорироваться как вандальная надпись на стене. Внимание должно уделяться только взвешенным экспертным заключениям если они взаимно подтверждаются. Это означает, что любые сведения из любых СМИ, носящие провокационную сенсационность, должны игнорироваться для предотвращения разрушительного воздействия на психи ку или просто восприниматься как забавная поделка, как уже сформировалось мнение про всякие гороскопы.

2. Не конструктивный, а явно деструктивный, разобщающий характер сообщения .

Сведения, которые хоть в чем-то оказываются разобщающими, порочащими существующую систему взаимодействий и взаимопонимания, не предоставляющие альтернативу для конструктивного избегания найденного нежелательного явления, вряд ли могут способствовать разрешению представленной проблемы, зато прекрасно подходят для создания разногласий и непримиримых споров. Но само по себе выявление нежелательного и его констатация, не является разрушительной для социума, если только не оказывается в связке с первым пунктом, определяющим контекст его воздействия. Констатация негативного должна быть очень хорошо обоснована и достоверна, и тем самым она оказывается конструктивной, а это никак не возможно сделать в коротком сообщении, так что любые кричащие высказывания о недостатках должны игнорироваться как попытка деструктивного воздействия.

Эти два признака в совокупности однозначно идентифи цируют провокационный вброс, отношению к которому должно быть - игнорирование с отвращением и неприемлемостью.

Провокационные вбросы обладают и множеством других второстепенных признаков, использующихся для цели разрушительного воздействия на психи ку и через это - на общество. Так, используются узнаваемые слоганы для связки с ранее воспринятыми подобными воздействиями или явно создается новый слоган (мем).

Более сложно распознать искусственность изделия (и это не так важно, если уже распознана деструктивность), - искажающий впечатление монтаж, ложные сведения, подтасовки. Но даже если кто-то проделывает эту работу, в силу "эффекта обратного действия" это только подливает масло в огонь спора, и раскол мнений продолжается, углубляя раскол общества. Оппоненты представляются недалекими, наивными людьми, обладающими массой очевидных недостатков и зомбированных пропагандой.

Но любой человек обладает какими-то недостатками и проявляет их в споре. Безошибочных суждений, сделанных налету, сгоряча просто не бывает. Любой из сторон слишком заманчиво увидеть оппонента в неприглядном свете, и мало кто не поддается этому так, что все доводы окажутся опорочены. В таком споре нет победителей, а есть только проигравшие возможность взаимопонимания.

Провокационные вбросы имеют самый разный уровень сложности подачи: от кричалок на массовке - до формы, похожей на обстоятельную аналитическую статью. Но все они отличаются наличием двух отмеченных главных признаков.

В некоторых случаях бывает очень трудно провести границу, ведь отклонение от методолог ии формализ ации, некорректности в утверждениях ясны только тем, кто хорошо понимает суть научной методолог ии (см. ). Но такие сложные вбросы и не рассчитаны на массовость. Самые же опасные провокационные вбросы легко и однозначно распознаются.

Провокационные вбросы - всегда результат чьего-то творчества. Они содержат намеренную ложь в той или иной форме (слово ложь здесь используется не в качестве эпатажного эпитета, а как элемент личной адаптивн ости, см. Ложь ), формируют систему сверхважных идей (идея-фикс), которые делают предвзятыми любые представления и реакции, их как-то затрагивающие.

В социальном воплощении это приводит к расколу общества вплоть до военного противостояния, революциям, краху экономики, краху культур ы (см. Культура и стабильность , Психофизиология протеста ).

Говорят, что в споре (не)рождается истина. Дело, конечно, не в значении слова спор, но истина рождается только в корректном обсуждении, так что спор должен быть корректным (см. Спор ), иначе он будет нескончаемым, деструктивным и приводить к различным психопатологиям, наиболее характерные из которых - параноидальная шизофрения и депрессивные состояния .

В качестве характерного примера действенности технологий поляризации общества рассмотрим как происходила Поляризация Украины .

Эффект поляризации общества в наиболее явной форме был проявлен на евромайдане, хотя готовился исподволь задолго. До этого Украина в период 90-х и части нулевых являла собой пример весьма гармоничного общества на фоне имеющегося в нем мощного потенциал а к расколу – наличие в одном государстве фактически двух языков и двух (хоть и близких) народов проявлялось лишь в период выборов.

Вначале «скача», как не москаль, а потом и разливая коктейли Молотова для боевиков, сжигающих своих же украинцев, но в погонах. Заработал механизм поляризации общества. Механизм, заранее заботливо созданный и четко под Майдан запущенный – роль, например, созданного на западные гранты «Громадьске ТВ» и других ресурсов еще предстоит обсудить отдельно. Мы же можем констатировать факт – сегодняшние кровавые события в Донбассе были запущены в тот момент, когда ведомые политтехнологами киевляне позволили себя разделить на «мы» и «они». На «они же дети» и «кровавый «Беркут». На «свидомых украинцев» и «донецкое быдло». И так далее. Поляризация общества, скоординированно накачиваемая через СМИ и социальные сети, выполнила главную стратегическую задачу – сняла табу на насилие.

Дальнейшая эволюция поляризации общества всем известна – после победы евромайдана последовали ограничения русского языка, российского телевидения и первых «поездов дружбы» в немайданные регионы – и раскол стремительно стал принимать географические масштабы...Украинцы, вдруг обнаружившие себя в своей стране «ватниками» и «колорадами», частью затаились – ожидая, чья же возьмет. А частью – приступили к отстаиванию своих гражданских прав в своей стране. Вначале политическому – через мирные митинги и референдумы, а потом – и вооруженному.

Механизмы управляемой поляризации общества за полгода привели Украину к тому, на что иным странам требуются десятилетия – общество расколото, идет поиск внутренних врагов и истерическая ненависть к образу врага внешнего. Гражданская война втягивает в себя тысячи еще вчера мирных граждан, разрушая и без того кризисную экономику.

В России общество пытались и все еще пытаются поляризовать методами вборосов провокационных материалов и организации массовок. В определенное время это породило много "белоленточников", дистанцирующихся от общества, которое "быдло", "ватники" (и множество других внедряемых в головы запоминающихся эпатажных эпитетов).

Попытки вызвать раскол в отношении к власти оказались безуспешными (по итогам статистики Лада-центр Путина поддерживает более 85% населения), хотя некоторая часть корпоративного контингента, по своему профилю особенно связанная с интернетом, все еще оказываются носителями внедренных провокационными вбросами представлений.

Но наибольшую поляризацию в России сегодня вносит различие отношений к религии. Следующим же по массовости - является национализм.

В качестве основной формы массового воздействия, обеспечивающей основания для поляризации общества, используется так называемое "зомбирование" - методы авторитарного и риторического внушения важных идей и понятий, и, через влияния на индивидуум, внедрение определенных систем ценностей в культур у, см. Зомбирование . В этом важнейшую роль играют СМИ и массмедиа, см. Голливуд и зомбирование и Журналюги .

Сегодня наиболее востребованным и эффективным информационным каналом является интернет и телевидение, которые, конечно же, соответственно используются для внедрения определенных представлений, порождая множественные неадекватн ости (некое подобие эффекта "книжных знаний", с намеренно внедряемыми идеями), см. Интернет - как один из массовых путей в неадекватн ость .

В ходе практикуемой "информационной войны" технологии государственного уровня порождают побочные вбросовые новообразования индивидуального характера. Так, в обществе сформировалась субкультур а "интернет-тролл ей". Об их деструктивном влиянии много написано, оно постоянно ощущается на всех обсуждениях острых вопросов, что вынуждает даже закрывать возможность обсуждения, - настолько велик деструктивный эффект.

Про особенности деятельности тролл ей можно прочесть: Упыри на форумах интернета , Имею свое мнение . Причем, это касается любых видов обсуждений, если только в них присутствует кому-то выгодная и важная тема, например, деятельность тролл ей, поддерживающих фрика от науки С.Савельева : см. Быдло -защитники С.Савельева - явление именно субкультур ы конфликтного стиля обсуждений с уверенностью в своей безнаказанности за любые эпатажные выходки. Все обсуждения тролл ей являются провокационными вбросами и приводят к поляризации общества, в чем и заключается их вред, в отличие от корректных и конкретных обсуждений.

О противодействии этому явлению так же немало написано, см. Гигиена против тролл ей , Методология утверждений и этика обсуждений .

В точности, как трудно бывает избавиться от наркотической зависимости, по тем же причинам трудно избавиться от зависимости, которую определяет наличие предельно важной идеи, всегда отстаиваемой в онлайн-спорах. Но, как было показано, в таких спорах невозможно оказаться победителем и убедить этими методами другого, но всегда при этом возникает активное неприятие и разделение на непримиримых оппонентов, см. Наблюдение контекст а активного неприятия . Убедиться в чем-то человек может только сам, хотя поверить его можно заставить авторитарно, если этот человек не имеет навыков скептического осмысл ения авторитарных сведений.

Мошенничество

Видов мошен ничества очень много, но все они используют возможность повлиять на восприятие человека и модулировать его поведение. В этом смысл е существует "законное" (не преследуемое по закону) мошен ничество (см. Психо-аттракционы , О рекламе , Стоимость и цена ) и то, что оказывается вне закона (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошен никах ). Часто провести границу просто невозможно.

· Мистика и социальная активность .

· Быть или верить? .

· Ложь, нравственность, вера .

· Православие наносит удар .

· Миссионерские притчи .

· Вера и сумасшествие

· Блаженные

Клиническая часть подборки:

· Психические расстройства с религиозно-мист ическими переживаниями

· Синдром метафизической (философической) интоксикации

· Психические расстройства при религиозных ритуалах

· Клинические особенности мист ического бреда

Важнейшей методолог ией в психогигиене против религиозного влияния является Разумный скептицизм , а у исследователей - научная методолог ия .

Казалось бы, уже показано множество принципов психогигиены и разных их приложений, но все, в конечном счете, сводится к основным мировоззре нческим представлениям, которые, к сожалению, оказываются деформированы с детства существующей культур ой, традициями, навязываемыми понятиями, что отражает влияние всей массы поведенческих неадекватн остей, которые оказались совместимы с данной культур ой и привели к системе взаимно понимаемых и согласованных представлений, пока еще далеких от совершенства. Это - следствие пока еще недопонимаемой сути психи ки и ее эволюционно развившейся функциональности адаптации к новому. Поэтому, перед тем как начать разбор остальных приложений психогигиены, остановимся на главном: психогигиене формирования личного мировоззре ния, откуда вытекает все остальное.

Психогигиена формирования личного мировоззре ния

В самом основании неверных представлений современной культур ы, лежит выработанное отношение к позитивным и негативным переживаниям . Это отношение исподволь прививается множеством религиозных и эзотерических теор ий. Огромное количество литературы на тему "как стать счастливым" внушает порочные, деструктивные для психи ки представления о том, что всегда и во всем нужно думать только о хорошем, избегать плохих мыслей, ставить цели получать только позитивные переживания (т.е. получение позитивных переживаний - самоцель, как вид самостимуляции). Такие рекомендации очень наивны или рассчитаны на наивных, они следуют из как бы очевидного: все негативное - только мешает, причиняет страдания.

Это совершенно не согласуются с главным принципом формирования всех осознанных реакций: избегать нежелательного и следовать удачным действиям. Эзотерические гуру даже не задаются мыслью о том, что для того, чтобы научиться хоть чему-то, необходимо совершить множество проб и ошибок для того, чтобы знать, чего избегать впредь. Очень многие действия требуют преодоления неудобств, затрат энерги и, часто - получения боли. Женщины, чтобы вырвать ненавистные ими волосы из подмышек косметическим воском, преодолевают немалую боль, посильнее зубной у стоматолога. О роли боли и отношении к боли, а так же всем негативным переживаниям на примере боли написано в статье Боль - как психи ческое явление :

Как и любая базовая эмоция, боль может иметь как негативную, так и позитивную значим ость (см, например, Позитивное отношение к боли - залог легких родов! ), ассоциируясь с наиболее общим контекст ом: хорошо или плохо.

... Осознанное решение совершить что-то, сопровождающиеся болью, может оказаться полезным для достижения желательного в немалом числе случаев, требующих волевых усилий , например, чтобы совершить предельное физическое усилие (штангисты, у которых, бывает, рвутся сухожилия), чтобы получить желаемый результат, несмотря на боль (предельный случай был иллюстрирован в кинофильме о том, как попавший в каменную ловушку альпинист отрезал кисть руки, чтобы освободиться), многие медицинские вмешательства не избегают боли, спортивные и не только поединки и т.п.

Боль - не зло, а реальный помощник и участник поведенческого акта во всех тех случаях, когда она сопровождает получение желаемого и, соответственно, с ней связывается позитивное отношение, если только личность способна на осуществление достаточного волевого усилия. Поэтому боль можно и нужно наделять тем отношением, которое отражает ее поведенческую специфику: избегать ее причину, если она сигнализирует о неоправданных травмирующих воздействиях и делать ее позитивным союзником, если сопутствует получению желаемого, как было в примере об осознанном отношении к боли при родах. Придавать такое отношение можно научиться довольно легко, выработав навыки для наиболее востребованных в жизни ситуаций.

Творчество, в отличие от ремесленничества, вообще не бывает без постоянных негативных переживаний потому, что оно является следствием мотивации решения важной проблемы, необходимости преодоления чего-то нежелательного. Нерешенная проблема становится доминирующей, постоянно возвращающей внимание на себя, см Основные механизмы творчества . Неудовлетворенность существующим является движущей силой прогресса.

В противовес мошен ническим теор иям тех гуру, которым важнее выпускать бестселлеры на продажу, проводить платные семинары и курсы по привлечению удачи, стоит ознакомиться с личными стратегиями, соответствующими реальным механизмам поведенческой адаптивн ости:

· Самосовершенствование .

· Чрезмерные увлечения .

· Путь успеха .

· Личные жизненные стратегии .

· Целенаправленное поведение .

Чрезвычайно важно выработать навык не любить свои идеи, а тщательно соотносить их с реальностью чтобы избежать характерной психопатологии:

· Идея-фикс .

· Параноидальная шизофрения .

· Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры .

Для развития навыков требуется наработка умения прикладывать волевое усилие, а для этого нужно понимать, что такое Воля .

Для реализации себя как социального существа (наиболее оптимист ичная альтернатива - беззаботность домашнего животного) необходимы навыки творчества. Творчество - всегда имеет личные мотивы, цели и воплощение, даже если это называется коллективным творчеством. И это - не стезя только отдельных особо одаренных личностей, а то, что позволяет оставаться в связке с обществом, быть социально востребованным: Об эффективности поведенческой адаптации .

Формирование верного базового мировоззре ния, согласующего понимание самых разных аспектов реальности, позволяет развить способности к минимальным, но эффективным затратам. Это то, что составляет оптимальную методолог ию исследования - основу науки в самом широком смысл е - науки постижения нового в любой форме, в быту и труде.

О психогигиене в науке

Организация науки вовсе не означает успешность самой науки, воплощенной в виде навыков следования научной методолог ии познания и методолог ии формализ ации результатов познания. Организуют науку живые люди со своими достоинствами и недостатками. Организация науки в виде "академической науки" в нашей стране сегодня претерпевает множество реформаций в виду исторического отставания в понимании сути реализации научной методолог ии и необходимости в преодолении многих консервативных представлений и форм организации, которая все еще далека от совершенства и просто адекватн ости существующим сегодня реалиям. Это касается многих понятий, ключевых для академической науки и отражения этих представлений в культур е, которые раскрываются в следующих материалах:

· Академическая наука

· Компетентность или авторитет?

· Научная методолог ия против иллюзий восприятия

· Кредо использования выбранного формата публикаций на этом сайте .

· Ошибка .

· О правописании .

· О популяризации .

· Умники .

Психогигиена в творчестве и исследовательской деятельности заключается в практическом понимании принципов научной методолог ии, исключающем личные иллюзии восприятия, методолог ические и системные ошибки и обеспечивающем обоснованный и достоверный результат формализ ации. И эта методолог ия применима во всем в жизни, в понимании сути отношений с людьми в обществе, в семье и на работе.

Корпоративная психогигиена

На работе возникает несколько специфик взаимоотношений: отношения с начальством, с сотрудниками, в проведении совместных мероприятий.

Отношения с начальством строятся как на основе навыков управления данным начальником, так и на основе навыков реагирования на облеченного властью человека и негативные стороны в этом рассматриваются в статье: Факторы агрессии на работе :

Ясно, насколько важно с самого начала не допускать формирование патологических стереотипов, чем потом пытаться преодолевать уже намертво сформированные.

Существует множество более-менее действенных рекомендаций , каким образом "правильно" поставить на место зарвавшегося начальника, но не услышать: "Вы уволены!". Если понимать и использовать вышеописанный главный принцип, то станет возможным научится формировать наиболее подходящий ответ на лету, в зависимости от всех обстоятельств.

Кроме всего этого, бывает, имеет место самая настоящая психопатология в форме психопатии: Лжецы, мошен ники, интриганы . По этому большому и обстоятельному тексту - очень немало интересного и позновательного, того, о чем люди вообще обычно не задумываются и поэтому оказываются во власти таких психопатов.

О психогигиене в семье

К сожалению, практически все, кто организует семью, не является специалистами ни в психологии отношений, ни в педагогике, но при этом на родителей возлагается наиболее ответственная часть формирования психи ки детей и, в результате, практически не бывает так, чтобы эта психи ка оставалась достаточно полноценной и стабильной. Дети, как правило, переживают немало травмирующих периодов и эпизодов в своей жизни не только без должной поддержки родителей, но даже вследствие невежества родителей.

Дети с рождения психофизиологически сориентированы на оптимальное приспособление ко внешнему миру и изучают его, подчас, более корректно, чем ученые (годовалые младенцы оказались физиками-экспериментаторами), но при обычном невежестве родителей вопрос стоит о том, чтобы, хотя бы, не навредить этому процессу. Даже социализация во многом проходит вообще без участия родителей.

Путь к нормализации такого положения не столько в том, чтобы как-то обязать или замотивировать родителей стать в достаточной степени опытными в вопросах формирования личности, как в том, чтобы постепенно в общей культур е возникали нормы и этика, сами по себе обеспечивающие верность методов воспитания.

Но те, кто хотел бы, не дожидаясь столь отдаленного и благополучного будущего, сам постичь самое главное в понимании принципов развития, сегодня вполне имеет такую возможность:

Психи Психогигиена здоровья

Здоровье тела напрямую зависит от здоровья психи ки (а не только наоборот: "в здоровом теле - здоровый дух") потому, что гомеостатическая регуляция и, собственно, все виды поведенческой активности, направленные на ее поддержание, организуются в мозге: Гомеостаз и Система значим ости . Вегетативные реакции имеют относительно небольшую самостоятельность и регулируются общим тонусом поддержания систем адаптации, главным в которой является гормональный баланс в зависимости от текущего эмоционального состояния и необходимости адаптационного стресса того или иного вида.

Наиболее оптимальное поддержание системы адаптивн ой регуляции обеспечивается привычными ритмами сна и бодрствования (привычность обеспечивает выполнение уже наработанных стереотипов неосознаваемых реакций, которые в известных условиях приводят к уверенно успешному результату).

Это означает, что необходимы навыки и привычки засыпания примерно в одно и то же время, просыпание через 8 часов, съедание в одни и те же часы желательно привычного рациона. Виды деятельности при бодрствовании так же желательно иметь привычными.

Поддержание оптимальной физической формы 1-3 подходами по 10-15 минут комплекса нагрузок из тех, что встречаются и необходимы повседневно с пиковыми нагрузками, несколько превышающими повседневные.

Это необходимые и достаточные условия обеспечения адаптивн ой регуляции, без чего она искажается от текущих проблем с самочувствием и затруднений в работе до назревания серьезных психосоматических последствий.

В медицине прогресс технологий воздействия опережает прогресс понимания сути патологий. Это при том, что узкая специальность медика ограничивает его представления и возможности системных обобщений. Возникает множество авторских теор ий и методов , основывающихся на какой-то одной вдруг замеченной и не вполне во всем подтвержденной закономерности при общем довольно низком образовательном потенциал е: дыхательные методики, методики питания, рефлексотерапии, методики лечебного голодания, - неимоверное количество других, вплоть до уринотерапии и всяческих "очищений" организма. Это нужно иметь в виду, распознавать такие методики и относиться к ним с максимальным сомнением.

У каждого человека возникает своя специфика развития и протекания патологических явлений, с которой лучше него никто не может быть знаком, и каждый человек должен становиться специалистом по своему здоровью, разумно позволяя в него вмешиваться только известным ему, понимаемым методом и средствами. Но большинство людей вообще об этом на думают, а слепо доверяются первым попавшимся им медикам, а это - тоже живые люди со своими проблемами и ошибками. Интересно, что многие автолюбители сегодня не склонны доверять свою машину слепо даже при прохождении техобслуживания, не говоря о серьезном вмешательстве потому, что они в немалой степени стали специалистами по специфике своей машины. Но те же люди наивно и беззаботно доверяют неизмеримо более сложную и бесценную для них технику своего организма в руки намного менее понимающих организм людей, чем те, кто ремонтирует автомобили. Пример: Как не перелечить зубы выводы, все рассмотренные виды приложения психогигиены и способы ее осуществления, можно расположить по мере важности и основательности - в виде иерархии этих способов (эта иерархия естественно следует за иерархией развития систем адаптивн ости личности).

1. Самым основным является выработка навыка конструктивного и корректного отношения к собственным состояниям "хорошо-плохо" для максимально эффективного их понимания и использования.

2. На этой основе нарабатываются навыки скептического отношения ко всему важному и непосредственно касающемуся из всего воспринимаемого в виде сведений, в том числе собственных мыслительных предположений. Чем более важно, значим о что-то в возможных последствиях, тем более скептично, тщательно и корректно это должно быть исследовано и понято. Доверие позволительно только в экстремальных случаях, когда нет времени на осмысл ение, но при этом нужно понимать возможные последствия ошибки (см. Личные жизненные стратегии , в частности, Про опасности ). Вера же полностью закрывает возможность получения собственного опыта и возможности освоения в том, что эта вера затрагивает.

Оптимальная пропорция доверия и собственной инициативы зависит от текущего возраста и новизны проблемы: в раннем периоде доверчивого обучения преобладает безусловное доверие родителям, которое не должно достигать уровня безусловной веры (нельзя подавлять инициативу), а с опытом освоения области деятельности все более должно быть сомнений, в том числе и к собственным суждениям, что обеспечивает подстройку соответствия реальности. В начале освоения нового направления даже у взрослого уместен период доверчивого обучения, но в силу имеющегося опыта в других областях, которые в чем-то схожи, этот период осмысл ивается более системно и корректно, проходит быстрее и эффективнее в избегании ошибок.

3. Следующий уровень - наработка навыков в тех направлениях деятельности, которые предполагается как наиболее желательные для обеспечения социальной востребованности. Это - всегда навыки творчества в данных выбранных областях.

Этот уровень - самый сложный в организации, и если он строится на основе первых двух, то минимизируются неудачи и разочарования, закрывающее данное направление для дальнейшего освоения за счет того, что успех предопределяется не столько случайными стечениями обстоятельств , сколько системным пониманием сути направления.

Дополнительно:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: