Про заболевания ЖКТ



Владельцы патента RU 2295279:

Изобретение относится к области медицины, а именно педиатрии, валеологии, курортологии, реабилитологии и организации здравоохранения. Осуществляют измерение динамики критериев: массы тела, динамометрии, спирометрии и экскурсии грудной клетки, а также учитывают заболеваемость за время пребывания ребенка в летнем детском оздоровительном центре. Критерии оценивают в начале и в конце лагерной смены. Динамику изменений оцениваемых критериев осуществляют, присваивая «+1 балл» при изменении критериев в положительную сторону, «0 баллов» - при отсутствии изменений, «-1 балл» - при изменении в отрицательную сторону. Под изменением в положительную сторону критерия спирометрии подразумевают увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на 10% и более, а в отрицательную сторону - уменьшение ЖЕЛ на 10% и более. Под изменением в положительную сторону критерия экскурсия грудной клетки подразумевают увеличение экскурсии грудной клетки на 10% и более, а в отрицательную сторону - уменьшение экскурсии грудной клетки на 10% и более. Определяют суммарное число баллов динамики всех пяти критериев и при его величине от +2 до +5 оценивают как положительный оздоровительный эффект, при его значении от 0 до +1 - слабовыраженный оздоровительный эффект и при его величине от -1 до -5 - отсутствие оздоровительного эффекта. Способ позволяет определить эффект от оздоровления не только для каждого ребенка, но и сделать заключение об эффективности оздоровительной работы учреждения за смену и за всю оздоровительную компанию. 1 табл.

Изобретение относится к области медицины, а именно педиатрии, валеологии, курортологии, реабилитологии, организации здравоохранения и предназначено для оценки эффективности оздоровительных мероприятий в летних детских оздоровительных центрах.

Известны методики оценки эффективности оздоровления детей, где заключение об эффективности оздоровления делается на основании динамики массы тела без учета физического развития и острой заболеваемости за время пребывания ребенка в лагере (Грандовская О.Н., Соколюк А.А., Яковлева Р.А. и др. Методы исследования, рекомендуемые для оценки эффективности оздоровления школьников в пионерских лагерях общего и санаторного типов: Методические рекомендации МЗ РСФСР. М., 1985).

Недостатком способа является отсутствие информативных критериев и субъективность оценки.

Кроме того, существуют Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН N 42-125 "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей" п.13 (утв. заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР от 5 декабря 1990 г. N 5204-90), согласно которым оценка эффективности оздоровления детей в летних детских оздоровительных центрах осуществляется путем измерения динамики массы тела, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности, внутрилагерной заболеваемости, при этом в данной методике не дается точная оценка и стандартный набор параметров, что ограничивает возможности использования методики.

Недостатками приведенных выше способов являются сложность и трудоемкость выполнения тестов и расчетов, что не позволяет использовать предложенные методики оценки эффективности оздоровления в практике массовых обследований. В способах отсутствует стандартный набор проб и стандарты оценок параметров для индивидуальной и групповой оценки эффективности оздоровления детей, все это приводит к тому, что каждое оздоровительное учреждение использует свою методику оценки эффективности оздоровления или не оценивает эффективность оздоровительных мероприятий вообще.

Изобретение направлено на решение задачи: упрощение и повышение объективизации способа.

Решение указанной задачи достигается путем использования пяти критериев эффективности: динамики массы тела с учетом физического развития, динамометрии, экскурсии грудной клетки, спирометрии и заболеваемости во время пребывания в летнем детском оздоровительном центре. Каждый критерий оценивается в динамике. Оценка результатов осуществляется в баллах.

Технический результат: возможность определить эффект от оздоровления не только для каждого ребенка, но и сделать заключение об эффективности оздоровительной работы учреждения за смену и за всю оздоровительную компанию.

Способ осуществляется следующим образом: в начале и в конце смены, во время медицинского осмотра детей, исследуют массу тела, динамометрию, экскурсию грудной клетки, спирометрию и заболеваемость за время пребывания в летнем детском оздоровительном центре, результаты заносят в таблицу 1 и в конце смены оценивают их динамику: изменение в положительную сторону оценивают в (+1 балл), нет изменений - (0 баллов), изменения в отрицательную сторону - (-1 балл).

Оценка динамики массы тела:

Положительная (+1 балл): для детей с нормальным физическим развитием - отсутствие динамики или изменение массы тела в пределах ±1 кг; для детей с избытком массы тела - уменьшение массы; для детей с дефицитом массы тела - прибавка массы. Т.е. динамика физического развития считается положительной, если она направлена в сторону его гармонизации;

Без динамики (0 баллов): для детей с отклонениями в физическом развитии - отсутствие динамики показателя;

Отрицательная (-1 балл): для детей с нормальным физическим развитием изменение массы тела на более чем 1 кг; для детей с избытком массы тела - увеличение массы, для детей с дефицитом массы тела - снижение массы. Оценка динамики динамометрии:

Положительная (+1 балл) - увеличение показателей динамометрии;

Без динамики (0 баллов) - отсутствие изменений со стороны показателей;

Отрицательная(-1 балл) - уменьшение величины показателей динамометрии.

Оценка динамики экскурсии грудной клетки:

Положительная (+1 балл) - увеличение экскурсии грудной клетки на 10% и более;

Отрицательная (-1 балл) - уменьшение экскурсии грудной клетки на 10% и более.

Оценка динамики спирометрии (измерение жизненной емкости легких):

Положительная (+1 балл) - увеличение жизненной емкости легких на 10% и более;

Без динамики (0 баллов) - отсутствие изменений со стороны показателя;

Отрицательная (-1 балл) - уменьшение жизненной емкости легких на 10% и более.

В конце лагерной смены оценивают заболеваемость: если ребенок в течение отдыха не болел - оценка положительная (+1 балл); если ребенок перенес острое заболевание или обострение хронической патологии - оценка отрицательная (-1 балл).

Полученные данные заносятся в таблицу 1, где для каждого критерия выставляют балльную оценку в зависимости от характера его изменения к концу смены.

По сумме баллов всех критериев проводят оценку эффективности оздоровления ребенка:

Положительный оздоровительный эффект - суммарное число баллов от «+2» до «+5»;

Слабовыраженный оздоровительный эффект - сумма баллов от «0» до «+1»;

Отсутствие оздоровительного эффекта - суммарное число баллов от «-1» до «-5».

Использование предложенной таблицы позволяет определить эффект от оздоровления не только для каждого ребенка, но и сделать заключение об эффективности оздоровительной работы учреждения за смену и за всю оздоровительную кампанию.

Эффективность оздоровительной кампании является достаточной, если количество детей с положительным оздоровительным эффектом составляет не менее 75%, а количество детей с отсутствием оздоровительного эффекта не превышает 10%.

Примеры конкретного выполнения:

Пример 1. Сидоров Костя, 13 лет. Диагноз: Дискинезия желчевыводящих путей. Перегиб шейки желчного пузыря. II группа здоровья. Физическое развитие нормальное при среднем росте, гармоничное, мезосоматотип. За время пребывания в лагере динамика массы тела положительная (+0,8 кг), динамометрии - положительная (+2/+2), экскурсии грудной клетки - положительная (+2 см), жизненной емкости легких - положительная (+300 мл), ребенок в лагере не болел (+1 балл). За каждый критерий ребенок получает +1 балл.

Общая сумма=(+1)+(+1)+(+1)+(+1)+(+1)=+5 баллов

Заключение по эффективности оздоровления: положительный оздоровительный эффект.

Пример 2. Петров Ваня, 12 лет. Диагноз: Вегетососудистая дистония. Хронический тонзиллит, компенсированный. III группа здоровья. Физическое развитие нормальное при среднем росте, гармоничное, мезосоматотип. Динамика массы тела отрицательная (-1,2 кг), динамометрии - отрицательная (-2/-2), экскурсии грудной клетки - положительная (+1 см), жизненной емкости легких - положительная (+300 мл), ребенок в лагере перенес ОРВИ. За каждый положительный критерий ребенок получает (+1 балл), за отрицательный - (-1 балл).

Общая сумма=(-1)+(-1)+(+1)+(+1)+(-1)=-1 балл

Заключение по эффективности оздоровления: отсутствие оздоровительного эффекта.

Пример 3. Оценка эффективности оздоровления за смену в детском летнем оздоровительном центре:

Количество детей с положительным оздоровительным эффектом (сумма баллов от +2 до +5) - 65%;

Количество детей со слабовыраженным оздоровительным эффектом (сумма баллов от 0 до +1) - 30%;

Количество детей с отсутствием оздоровительного эффекта (сумма баллов от -1 до -5) - 5%.

Заключение: недостаточная эффективность оздоровления, т.к. количество детей с положительным оздоровительным эффектом менее 75%.

Предлагаемый способ оценки эффективности оздоровления детей является доступным для любого оздоровительного учреждения, объективным, пригодным для быстрого массового обследования детей и менее трудоемким, чем существующие.

Данный способ позволяет проводить оценку эффективности оздоровления как для каждого ребенка, так и для учреждения в целом. Внедрение стандартной методики оценки эффективности оздоровления обеспечит единый подход к анализу работы центров летнего отдыха детей, поможет выявить причины, снижающие эффективность оздоровления и ликвидировать недостатки оздоровительной работы, что приведет к повышению уровня эффективности оздоровления, а следовательно, к укреплению здоровья детей.

Способ оценки эффективности оздоровления детей в летних детских оздоровительных центрах путем измерения динамики критериев: массы тела, динамометрии, которые оценивают в начале и в конце лагерной смены, отличающийся тем, что дополнительно оценивают динамику критериев спирометрии и экскурсии грудной клетки, а также осуществляют учет заболеваемости за время пребывания ребенка в летнем детском оздоровительном центре, причем динамику изменений оцениваемых критериев осуществляют присваивая «+1 балл» при изменении критериев в положительную сторону, «0 баллов» - при отсутствии изменений, «-1 балл» - при изменении в отрицательную сторону, при этом под изменением в положительную сторону критерия спирометрии подразумевают увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на 10% и более, а в отрицательную сторону - уменьшение ЖЕЛ на 10% и более, под изменением в положительную сторону критерия экскурсия грудной клетки подразумевают увеличение экскурсии грудной клетки на 10% и более, а в отрицательную сторону - уменьшение экскурсии грудной клетки на 10% и более, затем определяют суммарное число баллов динамики всех пяти критериев и при его величине от +2 до +5 оценивают как положительный оздоровительный эффект, при его значении от 0 до +1 - слабовыраженный оздоровительный эффект и при его величине от -1 до -5 - отсутствие оздоровительного эффекта.

Эффективность летней оздоровительной работы

Цель оздоровительной работы ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Для того, чтобы добиться этой цели основными направлениями оздоровительной работы в ДОУ являются:

Выполнение и соблюдение санитарно – гигиенического режима;

Правильный режим дня;

Рациональное, сбалансированное питание, контроль за его качеством;

Оптимальная двигательная активность, физическая культура;

Закаливание;

Иммунопрофилактика;

Профилактическая работа по предупреждению простудных заболеваний;

Здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка является физическая культура. Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно – оздоровительной деятельности:

Утренняя гимнастика в помещении и в летний период времени на открытом воздухе;

Разнообразные подвижные игры в течении всего дня;

Физические занятия в зале и на воздухе;

Физкультминутки;

Физкультурные праздники «День здоровья».

Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей.

На летний период был изменен режим дня для разных возрастных групп. Он был составлен так, чтобы дети большую часть пребывания в ДОУ находились на свежем воздухе, получали воздушные и солнечные ванны.

Следующее важное звено оздоровительной работы – закаливание.

В первую очередь обращаем большое внимание на элементы закаливания в повседневной жизни:

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

Рациональная одежда детей в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей;

Расширенное умывание прохладной водой, тонизирующий гидромассаж рефлекторных зон при умывании лица;

Полоскание полости рта прохладной кипяченой водой;

Сон без маечек;

Пробежка после сна.

Как специальные методы закаливания используем следующее:

Босохождение с использованием массажных ковриков, дорожка здоровья (пуговицы, ребристая доска);

Солевые йодовые дорожки;

Обливание ног.

Босохождение по неровной поверхности стимулирует развитие мышц свода стопы, что обеспечивает профилактику и коррекцию плоскостопия у детей.

На каждой группе у воспитателя заведен «Журнал здоровья», где отражены об антропометрических измерениях, проведения закаливающих процедур с учетом медотводов.

При организации всех режимных моментов соблюдаются принципы обеспечения индивидуального подхода к детям и создания благоприятных условий для общего оздоровления организма:

Соответствующая мебель;

Воздушно – тепловой режим и освещенность;

Рациональная организация учебно – воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно – гигиенического состояния помещений.

Много профилактических мероприятий проводится в ДОУ по предупреждению инфекционных заболеваний:

Выполнение карантинных мероприятий при регистрации случая инфекционного заболевания;

Поддержание частоты, дезинфекция в период вспышки ОРВИ;

Проведение профилактических медицинских осмотров детей педиатром детской поликлиники;

Утренний прием детей в группы, своевременная изоляция детей с признаками заболевания;

Санитарно – просветительная работа среди персонала и родителей;

Вакцинация против гриппа «Гриппол плюс»;

Закладывание оксолиновой мази в нос;

- «С»-витаминизация III блюда;

Употребление фитонцидов (чеснок);

Витаминизация (прием поливитаминов).

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы ДОУ используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, проводимый врачом поликлиники и медсестрой ДОУ. Данные мониторинга определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности и являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка. Дети с хроническими заболеваниями, и часто болеющие дети ставятся на диспансерные учет с последующими оздоровительными мероприятиями, согласно индивидуальному плану.

Следующим, не менее важным компонентом оздоровления, является организация полноценного рационального питания с учетом физиологических потребностей растущего детского организма. Это достигается путем составления рационального меню, доброкачественностью продуктов. Эстетическим оформлением блюд, индивидуальным подходим к питанию каждого ребенка (есть дети, которые страдают аллергопатологией).

В летний период времени рацион детей максимально обогащается свежими фруктами и овощами. Фрукты и соки даются в качестве дополнительного завтрака.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что оздоровительные мероприятия носят комплексный подход, способствуют стабилизации и сохранению уровня позитивного здоровья дошкольника.

защиты прав потребителей и благополучия человека" width="401" height="92"/>

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

II. Термины и определения:

Показатели оценки эффективности оздоровления (далее показатели) – показатели, характеризующие рост, массу тела, мышечную силу и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за летнюю оздоровительную смену является обязательной для определения степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие).

Индекс массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) – это показатель характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение массы тела в кг к росту в м2.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе .

III. Определение показателей оценки эффективности летнего оздоровления:

Выбор показателей обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика показателей зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. Показатели чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки показателей оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять перечень дополнительными показателями (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

IV. Оценка эффективности оздоровления:

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении организуется и проводится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения проводятся на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого показателя приведены в табл. 1. Критерии оценки дополнительных показателей аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на её окончание. Графа примечание заполняются, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 1

Показатели

Эффективность оздоровления

высокая

слабая

отсутствие

динамика

динамика

динамика

прибавка более 1 кг

прибавка от 0 до 1 кг

снижение

прибавка в росте

без изменений

показатели мышечной силы

прибавка 5% и более

прибавка до 5%

отсутствие прибавки

прибавка 10% и более

прибавка до 10%

отсутствие прибавки

Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг – 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг – 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7- лет – норма: 13,5-17,5; 8 лет – 13,5-18; 9 лет – 14-19; 10 лет – 14-20; 11 лет – 14,5-21; 12 лет 15-22; 13 лет 15 – 22,5; 14 лет - 16 – 23,5; 15 лет – 16,5 – 24; 16 лет – 17 – 25.

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с отсутствием оздоровительного эффекта.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат показатели – табл. 4

Таблица 2

«Оценка оздоровительного эффекта»

Продолжение таблицы 2

Таблица 3

Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

Таблица 4

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков (итоговая таблица)

Приложение 1
к МР № 2.4.4.01-09
(обязательное)

Методика определения «основных показателей» оценки эффективности оздоровления

Взвешивание проводят на медицинских весах , правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер , представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер, следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - закрыв нос пальцами ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Необходимо 2-х – 3-х кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

(c) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г.

Приложение № 12

к Порядку организации

Санитарно-гигиенического и

^

П Е Р Е Ч Е Н Ь

районов Ленинградской области с природными очагами туляремии


№№

Район

Сельский Совет

Соввхоз

1.

Волховский

Староладожский

Прусыногорский


Волховский

Пос. Пупышево


2.

Волосовский

Сабский

Хотненский


Волна

Волна


3.

Выборгский

Красносельский

Житковский

Селезневский

Цвелодубский

Поляны


Смена

Шестаковский

Цвелодубово

Поляны


4.

Гатчинский

Антелеевский

Красная Славянка

5.

Лужский

Рельский

Торошковский


Сокол

Новое время


6.

Ломоносовский

Горский

им. Жданова

7.

Кировский

Лезьенский

Синявинский

Поселковый Совет


Мгинский

8.

Приозерский

Мичуринский

Отраднинский


Красноозерный

Первомайский


9.

Тосненский

Большелисинский

Лисинский

Сельцовский

Трубниковский


Ушаки

Агротехника

Восход

^ Перечень территорий эндемичных по клещевому энцефалиту.

Все районы Ленинградской области и семь районов Санкт-Петербурга: Колпинский, Красносельский, Курортный, Приморский, Петродворцовый, Пушкинский, Московский.

Приложение № 13

К Порядку организации

Санитарно-гигиенического и

Противоэпидемического обеспечения

Детей, выезжающих на летний отдых в оздоровительные учреждения в 2011г.

Сбор, хранение и удаление медицинских отходов в загородных детских учреждениях производится в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»:

1. Классификация отходов регламентируется п.3 СанПиН 2.1.7.728-99.

2. Для загородных детских учреждений наиболее актуальными являются отходы класса А, класса Б, класса Г.

3. Общие правила организации системы сбора, временного хранения и транспортировки отходов регламентируется п.4 СанПиН 2.1.7.728-99.

4. Общий порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря осуществляется в соответствии с п.п.6.1; 6.2; 6.3 СанПиН 2.1.7.728-99.

5. Для дезинфекции следует использовать дезинфицирующие средства, имеющие свидетельство о государственной регистрации, в концентрациях и времени экспозиции, указанных в соответствующих инструкциях по их использованию.

6. Руководителем загородного детского учреждения утверждается инструкция, устанавливающая правила обращения с отходами, которая должна быть представлена в соответствующие Территориальные отделы при визировании загородного детского учреждения.

7. Для организации обращения с отходами и повседневного контроля приказом руководителя детского загородного учреждения назначается ответственный специалист (медицинский работник, заместитель по административно-хозяйственной работе), который обязан пройти инструктаж по правилам безопасного обращения с медицинскими отходами.

^ Таблица №1 к приложению №13

к Порядку организации

Санитарно-гигиенического и

Противоэпидемического обеспечения

Детей, выезжающих на летний отдых в оздоровительные учреждения в 2011г.

^ Инструкция по сбору, хранению и удалению медицинских отходов в загородных оздоровительных учреждениях.


Вид отходов по опасности

Перечень помещений, имеющих данный вид отходов

Перечень отходов

Сбор, транспортировка и временное хранение

Ответственное лицо за сбор отходов

Удаление специальной организацией

«А»

Нетоксичные бытовые отходы


Кабинеты, администра-

Тивно-бытовые помещения


Бумажный мусор, бытовые отходы, ампулы от лекарственных препаратов

Собираются в мусорные ведра, корзины с маркировкой кл.А (белого цвета) и ежедневно доставляются на площадку по сбору отходов. Тара опорожняется, моется, дезинфицируется.

Зам. по АХР

На договорных условиях


Строительный мусор, диагностическое оборудование (списанное), мебель, инвентарь

Собираются на временной площадке, по окончании строительства сразу вывозятся

Зам. по АХР

Организацией, осуществляющей данный вид деятельности

На договорных условиях


«Б»

Опасные


Медицинские кабинеты, процедурные кабинеты

Шприцы, иглы, в/в системы, ватные шарики, салфетки, одноразовое белье, перчатки

После использования -дезинфекция в 3% р-ре пероксимеда, 6% р-ре перекиси водорода и др.дез.средствах, далее сбор в мешки для мусора отходов кл.«Б» (желтые). После заполнения мешков осуществляется их герметизация. Сбор игл выполняется отдельно в одноразовую твердую упаковку.

Медицин-ский работник

Организацией, осуществляющей данный вид деятельности

На договорных условиях


«Г»

По составу близкие к промышленным


Медицинские, процедурные кабинеты;

Помещения с использова-

Нием бактерицид-

Облучателей, ртутьсодержащих ламп


Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных препаратов, дезсредства с истекшим сроком годности; люминесцент-

Ные, бактерицидные лампы, ртутьсодержа-

Щие приборы


Собираются в закрытые герметичные емкости, хранятся в фабричной упаковке, в помещениях для хранения отходов.

Зам. по АХР

Организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности

Приложение № 14

К Порядку организации

Санитарно-гигиенического и

Противоэпидемического обеспечения

Детей, выезжающих на летний отдых в оздоровительные учреждения в 2011г.

^ Оценка эффективности оздоровления

«Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних

Оздоровительных учреждениях»)

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1 - 2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении должен быть организован и проведен медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с обязательным проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения следует проводить на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого "обязательного показателя" приведены в табл. 1. Критерии оценки "дополнительных показателей" аналогичны.

Таблица 1

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ "ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ" ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ


Показатели

Эффективность оздоровления

высокая

слабая

отсутствие

динамика

баллы

динамика

баллы

динамика

баллы

Масса

прибавка
более 1 кг

2

прибавка от
0 до 1 кг

1

снижение

0

Рост

прибавка в
росте

2

без
изменений

1

-

-

Показатели
мышечной
силы

прибавка 5%
и более

2

прибавка до
5%

1

отсутствие
прибавки

0

ЖЕЛ

прибавка 10%
и более

2

прибавка до
10%

1

отсутствие
прибавки

0

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг - 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг - 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7 лет - норма: 13,5 - 17,5; 8 лет - 13,5 - 18; 9 лет - 14 - 19; 10 лет - 14 - 20; 11 лет - 14,5 - 21; 12 лет - 15 - 22; 13 лет 15 - 22,5; 14 лет - 16 - 23,5; 15 лет - 16,5 - 24; 16 лет - 17 - 25.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал "Оценка оздоровительного эффекта" (табл. 2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на ее окончание. Графа примечание заполняется, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 2

^ "ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА"


Ф.И.О.

Г.р.

Отряд

Начало смены

Группа
занятий
ФР

рост

масса

сила

ЖЕЛ

Иванов Ваня

1997

3

160

50

Лев. - 20
Прав. - 18

1800

основная

...

Окончание смены

Оценка эффективности в баллах

Оценка

рост

масса

сила

ЖЕЛ

рост

масса

сила

ЖЕЛ

примеч.

итого

162

52

Лев. - 23
Прав. - 20

1850

2

2

2

1

-

7

высокая

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с "отсутствием оздоровительного эффекта".

Таблица 3

^ КРИТЕРИИ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится в обязательном порядке по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат "Обязательные" показатели - табл. 4.

Таблица 4

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА)


ПОКАЗАТЕЛИ

Число детей и подростков, имеющих:

выраженный
оздоровительный
эффект

слабый
оздоровительный
эффект

отсутствие
оздоровительного
эффекта
(ухудшение)

Масса

Рост

Показатели
мышечной силы

ЖЕЛ

Итоговая оценка

Удельный вес
(%) по итоговой
оценке

Приложение 1

к МР N 2.4.4.01-09

(обязательное)

МЕТОДИКА

^ ОПРЕДЕЛЕНИЯ "ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ" ОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Взвешивание проводят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

^ Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

^ Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром . При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

^ Спирометрия - метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ): закрыв нос пальцами, ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5 - 7 секунд) выдыхает в спирометр. Обязательно 2 - 3-кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

Приложение № 15

К Порядку организации

Санитарно-гигиенического и

Противоэпидемического

Обеспечения детей,

Выезжающих на летний отдых в

Оздоровительные учреждения в 2011г.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.
^

2.Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.

3. Федеральный Закон «О качестве и безопасности продуктов» от 02.01.2000г. № 29-ФЗ.

4. Федеральный Закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008г № 88 - ФЗ.

5.Федеральный Закон «Технический регламент на масложировую продукцию» от 24.06.2008г. № 90.

6. Федеральный Закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» от 27.10.2008г. №1 78-ФЗ.

7.Федеральный Закон от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

8.Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ.

9.Федеральный закон от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

10. Постановление Правительства РФ от 25.12.2001г. №892 «О реализации Федерального закона от 18.06.2001г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

11.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-­01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

12.СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

14.СанПиН 2.3.1940-05 «Организация детского питания».

15.СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

16.СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».

17. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

18.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

19.СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов».

20.СП № 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».

21.СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».

22.СП3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и допуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения».
^

23. СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии».


24. СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита».

27.СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению дезинфекционной деятельности».

28.СП 3.1.1295-03 « Профилактика туберкулеза».

29.СП 3.2.1317-03 «Профилактика энтеробиоза».

30.СП 3.1.2.1203-03 «Профилактика стрептококковой (группы А) инфекции».

31.СП 3.1.2.1320-03 «Профилактика коклюшной инфекции».

32. СП 3.1.1.2137-06 «Профилактика брюшного тифа и паратифов»

33.СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», с дополнением № 1 СП 1.1.2193-07.

34.СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита».

35.Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов» изменения и дополнения к ним СП 3.3.2.2329-08.

36.Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней».

37.Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации».

38.СП 3.1.1.2349-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период».

39.Сборник санитарных и ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных».

40. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

42. Постановления Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

43.«Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010г. № 299.

44. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011г. № 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».

45. Распоряжение Комитета по Здравоохранению и ЦГСЭН в СПб от 26.11.1998г. №246/7-р «О совершенствовании работ по раннему выявлению и специфической профилактике туберкулеза в Санкт-Петербурге».

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

II. Термины и определения:

Показатели оценки эффективности оздоровления (далее показатели) – показатели, характеризующие рост, массу тела, мышечную силу и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за летнюю оздоровительную смену является обязательной для определения степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие).

Индекс массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) – это показатель характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение массы тела в кг к росту в м2.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

III. Определение показателей оценки эффективности летнего оздоровления:

Выбор показателей обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика показателей зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. Показатели чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки показателей оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять перечень дополнительными показателями (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

IV. Оценка эффективности оздоровления:

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении организуется и проведится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения проводятся на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого показателя приведены в табл. 1. Критерии оценки дополнительных показателей аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на её окончание. Графа примечание заполняются, в случае если ИМТ больше или равно верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

Таблица 1

Критерии оценки «обязательных» показателей эффективности оздоровления

Показатели Эффективность оздоровления
высокая слабая отсутствие
динамика баллы динамика баллы динамика баллы
Масса* прибавка более 1 кг 2 прибавка от 0 до 1 кг 1 снижение 0
рост прибавка в росте 2 без изменений 1 - -
показатели мышечной силы прибавка 5% и более 2 прибавка до 5% 1 отсутствие прибавки 0
ЖЕЛ прибавка 10% и более 2 прибавка до 10% 1 отсутствие прибавки 0

Примечание: если ИМТ больше или равен верхней границе нормы, то снижение массы тела оценивается в 2 балла, прибавка от 0 до 1 кг – 1 балл, прибавка массы тела более чем на 1 кг – 0 баллов. Нормативные значения ИМТ: 7- лет – норма: 13,5-17,5; 8 лет – 13,5-18; 9 лет – 14-19; 10 лет – 14-20; 11 лет – 14,5-21; 12 лет 15-22; 13 лет 15 – 22,5; 14 лет - 16 – 23,5; 15 лет – 16,5 – 24; 16 лет – 17 – 25.

Итоговый балл складывается из баллов по каждому показателю и оценивается в соответствии с табл. 3. Если ребенок покинул учреждение до окончания смены, он автоматически попадает в группу с отсутствием оздоровительного эффекта.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков проводится по итоговой суммарной оценке, для ее детализации оценке также подлежат показатели – табл. 4

Таблица 2

«Оценка оздоровительного эффекта»

Продолжение таблицы 2

Таблица 3

Критерии суммарной оценки эффективности оздоровления

Таблица 4

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков (итоговая таблица)

Приложение 1
к МР № 2.4.4.01-09
(обязательное)

Методика определения «основных показателей» оценки эффективности оздоровления

Взвешивание проводят на медицинских весах , правильно установленных и отрегулированных. Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Для измерения длины тела используют ростомер , представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. Ростомер, следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. Ребенка ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты по швам, пятки вместе, носки врозь, голову надлежит держать так, чтобы козелок уха и наружный угол глазной щели были на одной горизонтальной линии. Планшет опускают на голову.

Силу мышц кисти измеряют ручным динамометром. При этом рука должна быть отведена в сторону, динамометр сжимается с максимальным усилием, без рывка. Проводят два измерения, фиксируется лучший результат. Измеряется сила мышц правой и левой кисти.

Спирометрия метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - закрыв нос пальцами ребенок-подросток делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5-7 секунд) выдыхает в спирометр. Необходимо 2-х – 3-х кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирается максимальный. Полученная величина ЖЕЛ называется фактической.

Санитарный надзор


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: