Ключевые понятия. Внеклассная работа как форма организации обучения биологии, виды внеклассной работы, общая методика внеклассной работы.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение внеклассной работы. 2. Называть и характеризовать основные виды внеклассной работы по биологии. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику внеклассной работы.
Внеклассная работа по биологии открывает широкие возможности для развития личности школьников и культуры их отношения к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опытного участка. Внеклассная работа - это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осуществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объектами различных видов их деятельности для стимулирования познавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.
В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления внеклассной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При наличии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых практик, экспедиций возможно организовать учебно-исследовательскую и преобразовательную деятельность на основе познания явлений организменного, популяционно-видового и биоценотиче-ского уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) пришкольного сада удобно организовать работы по выяснению условий произрастания культурных растений и факторов, оказывающих влияние на их состояние.
Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополняют друг друга. Некоторые из них в школах иногда возникают спон- танно. Однако в любом случае интерес к познанию живых компонентов природы рождается обычно на уроке. Особенно заинтересованные учащиеся, кроме работ по заданиям учителя, обязательных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более сложные задачи. Важно, чтобы результаты их решения докладывались на уроках по соответствующим темам. Как правило, оригинальные материалы, полученные самими учащимися и представленные одноклассникам, вызывают у последних интерес и побуждают к соответствующим действиям. Поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать связь между уроком и внеклассной работой.
Внеклассная работа будет эффективной, если ее рассматривать как модель реальной действительности, обеспечивающую возможность познания и усвоения учащимися дополнительных знаний, умений и ценностей, нравственно-этических и эстетических норм поведения в природе. Такая модель создает условия для реализации субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Именно в этих отношениях учащийся выступает в большей степени как их творец, чем созерцатель.
Приоритетными видами деятельности, которые важно реализовать в совокупности во время внеклассной работы по биологии, являются следующие: 1) познавательная - изучение биологических объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды; 2) цен-ностно-ориентационная - определение ценностей объектов живой природы и реализация установок на их преобразование и сохранение; 3) эстетическая - реакция на привлекательность и красоту живых систем и способность выражать их художественными средствами; 4) этическая - определение нравственных отношений к живым существам; 5) преобразовательная - выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов природы и улучшению пространства их функционирования; 6) коммуникативная - реализация общения как условия познания живой природы, выработки ценностей и соответствующих способов преобразования окружающей среды. Подчеркнем, что пояснительные суждения отражают общее содержание видов деятельности как объектов, на которые ориентировано внимание учащихся.
Для разработки методики внеклассной работы важно иметь представление об их видах. В педагогике и методике преподавания биологии единой позиции по этому вопросу не обнаруживается. Известные методисты Н.М.Верзилин и В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева с соавторами их выражают по количеству участников - индивидуальные, групповые и массовые; по реализации занятий во временных рамках - эпизодические и постоянно действующие; по содержанию - ботанические, зоологические, ана-томо-физиологические и общебиологические. Педагог Н.Е.Щур-кова представляет виды внеклассной работы по видам деятельности - познавательные, преобразовательные, ценностно-ориента-ционные и художественные; по пространству деятельности - в природе, городе, парке, музее; по содержанию взаимодействия - эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нравственные и др.; по масштабности осмысливаемого явления «Моя школа», «Мой район», «Мой город», «Моя республика», «Моя страна», «Мой континент».
Каждая из этих классификаций представляется по одному основанию. Для школьной биологии возможна классификация по нескольким основаниям, обозначенным в определении понятия о внеклассной работе. Первым основанием будет вид деятельности с ее объектом, а вторым - способ организации взаимодействия с объектом деятельности. Тогда картина разнообразия видов внеклассных занятий предстанет более широкой (табл. 8.11).
Вопросы для актуализации материала. 1. Как формулировалось определение внеклассной работы при изучении педагогики? 2. С какими классификациями внеклассной работы вы знакомились при изучении курса?
Из представленной разности внеклассных занятий учитель может выбрать для себя наиболее удобный вариант, в который должны включаться один-два постоянно действующих вида внеклассного занятия, а другие виды могут быть эпизодическими. В качестве первых традиционно выбираются кружки, наблюдения, опытническая работа, работа в уголке живой природы и кабинете биологии. Однако в последнее время все большее распространение получают полевые практикумы, исследовательское и практико-ориентированное проектирование, мониторинг состояния окружающей среды, редких и исчезающих видов растений и животных, сообществ и экологических систем.
Кружок юных биологов объединяет учащихся, особо интересующихся живой природой и познанием ботанических, зоологических, анатомо-физиологических и общебиологических явлений. Обычно кружок объединяет на добровольной основе 10-15 учащихся. Они под руководством учителя занимаются один раз в две-три недели на протяжении 1,5 - 2 часов. В школьной практике традиционно функционируют следующие кружки: в 6 классе - юных ботаников, растениеводов, цветоводов, кактусоводов, садоводов; в 7 классе - юных зоологов, ихтиологов, орнитологов, гидробиологов; в 8 классе - юных физиологов, медиков; в 9-11 классах - юных цитологов, микробиологов, биохимиков, генетиков, экологов. Такое распределение кружков по классам обусловливается логикой школьных программ по биологии, уровнем знаний учащихся и их возрастными особенностями.
Работа кружка строится на основе разработанной руководителем программы и тематического плана. В него входят теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведение итоговых занятий - выставок, конференций, презентаций. Особое внимание следует уделять организации наблюдений и опытов. Они должны быть научными, выполнимыми, целесообразными и доступными в условиях общеобразовательной школы. Если темы исследования удовлетворяют названным требованиям, то они будут иметь не только развивающую и практическую, но и научную ценность.
Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологических объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация знаний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты - наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений местного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) формирование практических умений улучшения состояния социоприродной среды - расчистка, озеленение, изготовление и развешивание щитов.
Полевые практикумы могут быть двух видов - многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным - одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые практикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организуются для конкретизации общих представлений о природе, ее живом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социоприродной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с целью распознавания видов грибов, растений и животных, выяснения особенностей их существования в условиях сообществ, изучения вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их изменений под влиянием антропогенных факторов, выполнения практических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретизации эволюционных, экологических и генетических представлений.
Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума - составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивидуальных и групповых заданий, установление формы отчета и подведения итогов практикума.
Наблюдение как целенаправленное восприятие биологического объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты
из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологическим объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно признанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фенологические наблюдения за растениями и животными, экологические наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физиологические наблюдения за растениями, развивающимися в условиях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в составлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познавательный интерес учащихся.
Проектирование как разработанная научная тема или план сохранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпочтение необходимо отдавать темам местного и регионального значения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды растений региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой состав синантропных птиц своего города», «Сокращение биологического разнообразия на территории своего региона», «Меры охраны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следующем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проекта; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка.
Высоких результатов учитель биологии может достичь в случае, если проектное обучение используется с 6 класса. Важно в определенной последовательности, зависимости от раздела биологии и возраста учащихся определить совокупность тем проектов с 6 по 11 класс. Одним из вариантов планирования может быть следующий: «Как растения нашей местности улучшают (ухудшают) здоровье?», «Что надо делать для сохранения растений в нашей местности?» (6 кл.); «Привлекаем птиц в наш сад», «Что надо делать для сохранения редких и исчезающих видов насекомых (земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих) в нашей местности» (7 кл.); «Гигиеническое состояние школьного помещения», «Санитарное состояние своего села (микрорайона, рай-
274 она)», «Возможности народной природотерапии» (8 кл.); «Выясняем фенотипические проявления у особей местных сортов злаковых, произрастающих в разных условиях»; «Изучаем признаки приспособленности организмов растений к своей местности» (9 кл.); «Перспектива сохранения видового разнообразия своей местности»; «Что необходимо делать для устойчивого развития своего района» (10 кл.).
Мониторинг биологических явлений предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный прогноз состояния живых систем. На уроках его использовать невозможно, ибо он предполагает выполнение действий на протяжении долгого времени. На уроке обычно применяются результаты мониторинга. При его организации важным является выбор объекта. Таковыми могут быть пруд, участок леса, луга. Из-за трудностей использования конкретных методик мониторинга лучше организовать изучение отдельных их компонентов - изменения некоторых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; составление на основе полученных сведений будущего состояния биологической системы; выяснение опасностей для живых организмов; определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целенаправленных мер.
Представленные виды внеурочных занятий относятся в основном к групповым. Они, как правило, «поддерживаются» индивидуальными видами - чтением литературы и ее анализом, поиском информации в Интернете, подготовкой выступлений, презентаций, аннотаций, рецензий и др.
По инициативе учителя биологии, кружковцев, наблюдателей, проектировщиков, участников полевых практикумов при помощи администрации и актива школы организуется массовая внеклассная работа. К ней относят такие виды: кампании («День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия» и др.), биологические вечера и олимпиады; встречи с учеными, писателями-натуралистами и работниками биологической промышленности, медиками; КВН, конференции, защиты исследовательских и других проектов; выставки творческих работ учащихся - гербариев, коллекций, дневников наблюдений, отчетов об опытах и др.
Вопросы для актуализации материала. 1. На основе знаний из курса педагогики скажите, что служит основой выбора учителем какого-либо вида внеклассного занятия. 2. Расширения каких видов внеклассной работы требуют особенности обучения школьной биологии в средней школе?
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
В системе школьного обучения, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся.
Сегодня уже трудно согласиться с классиками методики (Н. М. Верзилин, Д. И. Трайтак и другие), что внеклассная работа способствует усвоению знаний учащимися и усиливает их развивающую функцию. На современном этапе изменилась парадигма биологического образования, новые цели и задачи стоят перед биологическим образованием, основная цель которых, воспитание биологически и экологически грамотных людей.
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Успех внеклассной работы по биологии в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе внеклассной работы - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации внеклассной работы должны заключаться в следующем:
Рассматривая особенности к организации внеклассной работы, предложенных Вульфовым и Поташником, можно сделать следующие выводы:
Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин является кропотливым делом и требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков. Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.
Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью. Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании.
Организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников "малыми группами". Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке.
Содержание и организацию внеклассных занятий необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, которых содействовал бы расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю.
Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Особенно необходимо обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой работе в этих классах большое место занимают разнообразные игры и развлечения, элементы романтики. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что учащиеся не терпят однообразия и скуки. Они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их. Чтобы школьники охотно шли на занятия кружка, на утренник, на конференцию, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново. Не секрет, что на внеклассных занятиях, которые проходят более непринужденно, чем урок, иногда полнее раскрываются сокровенные тайники души ребенка. А разнообразие форм внеклассной работы, к которой можно привлечь школьников, является важнейшим средством формирования не только познавательного интереса учащихся, но и служит активизации их гражданской позиции в других областях.
В методической литературе и практике работы школы, понятие "внеклассная работа" часто отождествляют с понятиями "внеурочная работа" и "внешкольная работа", хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями "внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу - к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии - к системе дополнительного биологического образования школьников" (9: с.254).
Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.
Важную роль во внеклассной работе играют научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных.
Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы "Семя" (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера.
Внешкольную работу учащихся в отличие от внеклассной и внеурочной проводят с внешкольными учреждениями (станциями юных натуралистов, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.
Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
В системе школьного обучения, согласно концепции, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но практика свидетельствует, что по биологической дисциплине сокращают содержание (время). Поэтому, преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания, сегодня возрастает. Их роль заключается в расширении знаний, формировании умения, воспитания ответственного отношения к природе. Как показывает изучение литературы по данному предмету, в настоящее время проблемы биологического и экологического образования и воспитания исследуются по различным направлениям:
Вопросы экологического воспитания во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся нашли свое развитие в трудах А. Н. Захлебного, С. М. Заикина, В. Д. Иванова, Д. Л. Теплова и др. Ими исследованы пути формирования ответственного отношения к природе во внеклассной работе, раскрыты формы и методы организации внеклассных занятий.
В исследованиях педагогов О. С. Богдановой, Д. Д. Зуева, В. И. Петровой разработаны методологические и общетеоретические основы методики организации внеклассной деятельности учащихся разных возрастов, что позволило проникнуть в сущность процесса осуществления внеклассной работы, определить эффективные пути организации.
Совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов способствуют работы А. Н. Захлебного, И. Д Зверева, И. Н. Пономаревой, Д. И. Трайтака;
Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и ученика раскрыты в работах таких ученых как С. Н. Глазичева, Н. С. Дежниковой, П. И. Третьякова и др.;
Проблемы теории и практики приобщения учащихся к исследовательской экологической работе, подготовка учителей к экологическому образованию школьников рассмотрены в работах С. Н. Глазичева, И. Д. Зверева, Е. С. Сластениной др.;
Известными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, В. А. Крутецким и другими, с учетом возрастных особенностей учащихся, исследованы условия и механизмы организации внеклассной работы, связанные с чувствами, волей и интересами школьников.
Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными - методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности по экологизации биологии, на основе, как было отмечено, в первую очередь, экологического воспитания.
Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира, об экологических проблемах и т. д. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы, либо обыкновенного комара, или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.
Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.
Тем самым, можно заключить, что внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.
В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.
Внеклассная работа по биологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.
Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.
Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.
Подводя итог значения внеклассной работы, можно сделать вывод, что хорошо поставленная внеклассная работа способствует развитию:
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.
Список литературы
Внеклассная работа по биологии
Считай несчастливым тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Я. А. Коменский
Важная задача школы - воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.
Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.
В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?
Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.
Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Очень часто, например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений, а учителя, интересующиеся биологией птиц, почти всю внеклассную работу подчиняют орнитологической тематике. Реализуется внеклассная работа в ее различных формах.
Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал). К внеурочной работе относят, например: наблюдения за прорастанием семян, поручаемые учащимся при изучении темы «Семя» (6 класс); выполнения задания, связанного с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относят и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.
В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.
Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.
Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.
На уроках биологии я предлагаю учащимся понаблюдать во внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках всегда выясняю, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.
Кружковая работа может объединять, например ботаников, зоологов, физиологов, генетиков. Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.
На выставке могут быть представлены дневники наблюдений учащихся, фотоснимки сделанные в природе, коллекции и гербарии, выращенные растения и пр. Выставку можно назвать, например, «Летние работы учащихся», «Дары осени», и т. п. Отобранные на выставку экспонаты необходимо снабдить этикетками с указанием названия работы и ее исполнителя.
«Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии». Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитывая их. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение. Также внеклассные формы занятий способствуют развитию инициативы и коллективизма.
Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.
Внеклассные занятия, проводимые в системе всего процесса преподавания, развивают многосторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, практические навыки, их мировоззрение и мышление. Формы таких занятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у учащихся возникает интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных занятий и снова получает развитие и закрепление на уроке.
Интересы учащихся часто бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога - расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.
Введение
Перед школой стоит чрезвычайно важная задача – воспитание подрастающего поколения, которому предстоит вести работу в самых разнообразных отраслях производства, науки, культуры, которые очень быстро развиваются в связи с научно-техническим прогрессом. Особую актуальность приобретает обучение предметам биологического цикла в наши дни, когда биологическая наука вступила в период бурного развития и ясно наметилось ее сближение с другими естественными науками - физикой, химией, а также с математикой, когда перед человечеством встал вплотную вопрос о жизненной необходимости охраны природных богатств нашей родины.
Широкое ознакомление учащихся с основными проблемами, стоящими перед различными отраслями биологии, вооружение школьников элементарными практическими умениями и навыками работы с живыми объектами, привлечение подрастающего поколения к практической общественно полезной работе в природе и сельском хозяйстве невозможно осуществить только на уроках биологии. В процессе преподавания у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, стремление к охране природы, приумножению ее богатств. Лишь сочетание урочной, внеурочной и внеклассной работы в единой системе открывает пути к решению всех трех указанных задач.
Внеурочная работа тесно связана с уроками. На уроках учащиеся получают задание провести во внеурочное время тот или иной опыт или определенное наблюдение в природе, на учебно-опытном участке и т.д. Результаты своих опытов или наблюдений учащиеся демонстрируют или устно докладывают на уроках. Таким образом, данный вид работы органически включается в содержание многих уроков.
Основной особенностью внеурочной работы является ее обязательность для всех учащихся. Отдельные ученики или группы получают определенные задания, которые после их выполнения и доведения до сведения других учащихся оцениваются во время уроков отметками в классном журнале.
В общеобразовательной школе для учащихся VIII - ХI классов организуются факультативные курсы. Выбор того или иного факультативного курса осуществляется на добровольных началах. Факультативные занятия проводятся по специальным программам и учебникам по специальному расписанию.
Со школьниками также вне урока проводится внешкольная работа станциями юных натуралистов и опытников сельского хозяйства и т. д. Для внешкольных учреждений издаются специальные программы занятий.
Внеклассная работа не является обязательной для всех учащихся. Она охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все учащиеся школы. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее приделы и определяется в основном интересами учащихся. В процессе внеклассной натуралистической работы учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них формируются правильные научные взгляды на природу.
Целью данной работы является определение места внеклассной работы по биологии в учебном процессе.
В качестве основных задач можно выделить следующие:
изучить связь внеклассной работы по биологии с учебно-воспитательным процессом и ее роль в становлении личности;
определить ее роль в процессе образования;
сформировать основные этапы развития интереса к предмету биологии;
1 Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее – удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н.М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии».
В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение.
Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-либо животному, задача учителя – расширить кругозор учеников, воспитать образованного человека, любящего природу, науку, сформировать исследовательские умения.
Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, так как в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются возможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы (в разной местности и в разные сезоны) у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения (появление семядольных листьев у клена, развитие растения в течение одного вегетационного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.
Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.
Может возникнуть вопрос – не перегружают ли внеклассные занятия учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями. Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации наоборот способствует лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Это подтверждается психологическими особенностями развития школьников. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д.Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью».
Важно заметить, если школа не организует увлекательной и разнообразной деятельности учащихся в их свободные часы, они все равно будут заниматься какими-нибудь «делами», нередко в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Поэтому нужно привлекать школьников к такой деятельности, которая была бы им полезна, развивала бы их положительные качества и творческие способности, одновременно являлась и отдыхом. Внеклассные занятия по биологии предоставляют такую возможность. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибок в организации внеклассных занятий наподобие классных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.
Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, зарядка аквариумов, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, уход за растениями и животными уголка живой природы, посадка деревьев и кустарников у школы и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др. Несомненно, такая работа требует от учащихся умения доводить начатое дело до конца, формирует ответственность за порученное им дело. Безусловно, трудовые занятия должны сочетаться с постановкой опытов, наблюдениями в природе, развитием натуралистических интересов и углублением знаний по биологии.
Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех внеклассных занятий в школе.
Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уборка территории, поддержание порядка на учебно-опытном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками. Все эти виды внеклассных занятий тесно связаны между собой и с основной формой – уроком. Они дополняют друг друга, обогащают урок, расширяют и углубляют программу обязательного образовательного минимума по биологии. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсиями, внеурочными и домашними работами.
3.1. Организация внеурочной деятельности по формированию предметных, метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Внеурочная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества .
3.1.1.Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности
Ведущей целью образования становится приобретение обучающимися ключевых компетенций и универсальных учебных действий. Ключевые компетенции и универсальные учебные действия включают навыки планирования и целеполагания, формулирования гипотезы, её решение, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности и предполагает наличие у учителя необходимого уровня профессиональной компетентности, гарантируемого в рамках ФГОС ВПО.
Проектная деятельность являются одним из необходимых средств обучения и воспитания, которая позволяют создать условия для развития ключевых компетенций и формирования универсальных учебных действий учащихся.
Целью внеурочной деятельности: является не только расширение и углубление знаний, полученных на уроке, но и в современных техногенных условиях, приближение обучения и воспитания к жизни. Создание условий для развития здоровой, творчески растущей личности.
Задачи : обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Творческие способности я развиваю через исследовательскую и проектную деятельность – одну из самых эффективных. Проект или исследование – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся мыслительно-деятельностные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные навыки.
3.1.2. Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике
Для реализации стандарта нового поколения сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, что возможно при условии разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:
Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности в своей практике я использую пошаговый подход такие, как:
Шаг №1. Изучение основных нормативных и распорядительных документов по организации внеурочной деятельности и соотнести:
Шаг № 2. Выявляю, при помощи анкетирования запросы детей и родителей на необходимость внеурочной деятельности.
Шаг № 3.Анализ:
Шаг № 4. Изучаю дополнительные образовательные услуги, предлагаемые учреждениями дополнительного образования, и продумать возможные варианты совместной работы с ними:
Например, какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.
3.1.3. Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию
В условиях формирования современного образовательного пространства одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения .
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование .
Развиваю у обучающихся познавательную мотивацию, активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Формирую культуру здорового и безопасного образа жизни в условиях современного мира. В целом, это обеспечит развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся.
Именно внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, и профильного обучения, способствующей осознанному выбору обучающимися дальнейшего направления профессионального обучения. Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.
В мой учебный план включены внеурочные предметы как: «Я юный эколог» - 5-6 кл, «Я исследователь» в 8-9 классах. Данная программа обучения является круглогодичной, базируется на основе общешкольного проекта «Экология, туризм, «Байанай»». В проекте ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. В своей работе я использую все три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую, массовую.
Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по вопросам экологии, при работе над рефератами, выступлениями, статьями, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов. Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам элективных курсов, факультативов, кружков.
Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия: ученические конференции, семинары, конкурсы экологических работ, рисунков, плакатов, олимпиады, участие в различных экологических акциях, операциях, экологические исследовательские экскурсии.
Хочу заметить, что последние формы организации работы позволяют сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.
Ежегодно проводятся экологические акции и операции в школе, в процессе которых, дети видят значимость своей работы: «Помоги лесу», «Накорми птиц», «Очистим планету от мусора».
При использовании индивидуальной и групповой работы для формирования экологической культуры, невозможно без использования технологии проектно - исследовательской деятельности. В своей практике использую несколько видов проектов:
В младших классах мы начинаем с экскурсий, записываем наблюдения, всё интересное приносим в кабинет. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. К серьезной научно-исследовательской экологической работе школьники приобщаются постепенно. В 7-8 -х классах учащиеся выступают по результатам наблюдений на экскурсиях и жизненного опыта.
Юные исследователи – ежегодные участники районных и республиканских конференций, экологических акции ориентирую своих учеников на экологические проблемы нашей местности.
При проведении экологических исследований происходит общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических проблем своего региона. В процессе исследовательской деятельности школьник учится сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.
В связи объявленным президентом РФ «Годом Экологии 2017 г » Составила программу по экологическому воспитанию на год, которую успешно реализую в школе в сотрудничестве с моими коллегами на всех ступенях школьного образования.
Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачи:
В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности на ступени основного общего образования рассматриваем:
- личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
Метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
Предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.
В ходе реализации программы «Год Экологии 2017 » используются следующие методы :
Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися :
Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Для проведения занятий имеется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии,) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология».
Программа экологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Проект «Экологическая тропа «Байанай»» разработана учащимися 8 и 11 класса ХСОШ во время работы в летнем лагере «Барылас». Назначение экологической тропы, состоит в том, чтобы создавать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде, приобщение граждан к миру живой природы.
Ребята хотят, чтобы каждый житель села, пройдя по экологической тропе, проникся мыслью сберечь природу родного края от любого неразумного обращения с ней.
Экологическая тропа служит учебно – просветительским кабинетом на местности, она рассчитана на ряд категорий посетителей: детей дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, отдыхающих.
В роли экскурсоводов на тропе - учащиеся 8 классов. На всем пути следования по маршруту экологической тропы:
Ребята написали мини-проекты каждому объекту.
Знания, навыки, личные качества, приобретенные ребятами в экологической работе, несомненно, будут полезными как во время учебы, так и в дальнейшей жизни.
В будущем для меня важным результатом деятельности школьной экологической программы является и то, что многие его воспитанники связали свою будущую профессию с природоохранной деятельностью.
Список литературы: