Про заболевания ЖКТ

Диагноз перинатальная энцефалопатия ставится новорождённым детям довольно часто. Иногда это делается после первого врачебного осмотра в детской поликлинике, а иногда ещё до выписки из роддома. На русский язык этот медицинский термин переводится как болезнь мозга у новорождённых. Часто для обозначения этой болезни используется сокращённое название ПЭП. В чём её особенности? Об этом будет рассказано в статье .

Что такое перинатальная энцефалопатия

Если быть точным, то болезнь мозга нельзя рассматривать как конкретное заболевание. Скорее энцефалопатия – это обобщённое название нескольких недугов. Поэтому лечат непросто ПЭП, а энцефалопатию с указанием фактора, который является её причиной.

Вот конкретные примеры , показывающие, что энцефалопатия бывает:

  • Билирубиновая – при поражении мозга, связанном с высоким уровнем билирубина. Это один из основных компонентов жёлчи, образующийся при расщеплении белка;
  • Гипоксическая – связанная с недостатком кислорода;
  • Ишемическая – сопутствующая нарушению мозгового кровообращения;
  • Травматическая .

Обычно симптомами, которые могут указывать на признаки перинатальной энцефалопатии, являются:

Врачебные назначения при осмотре

На приёме врач, осматривая ребёнка, замечает у него повышение или понижение мышечного тонуса, скачки кровяного давления. А также при проведении УЗИ на снимках иногда обнаруживаются участки мозга, имеющие затемнения или изменения.

За этим следуют такие назначения, как:

Препараты, восстанавливающие нормальное мозговое кровообращение:

  • кавинтон;
  • ноотропил;
  • пирацетам.

Успокаивающие лекарства:

  • валериана;
  • глицин;
  • люминал;
  • микстура с цитралью;
  • фенобарбитал.

Но всегда ли такие показания и назначения свидетельствует о заболевании ПЭП? Дело в том, что мнения врачей здесь расходятся.

Трудности диагностики

С одной стороны, приводятся данные, что детская энцефалопатия присутствует у 30–70% новорождённых. С другой – говорится, что ПЭП является следствием патологической беременности и родов и диагностируется не более, чем у 5%.

Медицинские исследования говорят, что зачастую наблюдается гипердиагностика или гиподиагностика ПЭП. То есть некоторые врачи «спешат» поставить этот диагноз, не разобравшись досконально в данных обследованиях. А часть медиков, наоборот, пропускает «тревожные звоночки» и не замечает, что у ребёнка перинатальная энцефалопатия.

Одна из самых распространённых причин гипердиагностики, это нарушение принципов неврологического осмотра, в частности:

  • Его стандартов. Например, диагностируется повышенная возбудимость, когда ребёнка осматривают в холодном кабинете, и он дрожит. Или, наоборот, в помещении жарко, ребёнок вялый, его реакции заторможены, а ему сразу ставят диагноз: угнетение центральной нервной системы (ЦНС).
  • Неправильная оценка симптомов. Срыгивание и тревожный ночной сон расцениваются как патология в то время, как для возраста один месяц - это норма.

Другие причины гипердиагностики

Существует и ряд других причин, которые ведут к тому, что диагноз ПЭП ставится «всем подряд».

Среди них такие, как:

Гипидиагностика также является тревожным фактором в медицинской статистике. Это происходит, когда врач недостаточно внимательно относится к симптомам, считая, что ребёнок "перерастёт", и всё наладится само собой.

Когда следует консультироваться с неврологом

При присутствии указанных выше симптомов и результатов УЗИ стоит обратиться к неврологу, если во время беременности и родов наблюдались:

Таким образом, насторожиться стоит, когда существуют факторы, могущие привести к гипоксии плода во время родов – то есть дефициту кислорода как причине нарушения деятельности ЦНС. Фактором риска также является заражение вирусной инфекцией беременной женщины в период начала формирования нервной организации плода.

Обратите внимание! Прямой зависимостью между длительностью кислородного голодания у плода и заболеванием ПЭП не существует. Бывают ситуации, когда гипоксия продолжается короткий отрезок времени, а мозг страдает достаточно серьёзно, и наоборот .

Если диагноз подтвердился

Что делать родителям, если диагноз НЭП всё-таки поставлен?

Начало лечения

Когда врачом-неврологом замечено только нарушение тонуса мышечной системы в ту или иную сторону и возбуждённость нервной системы, он прописывает:

  • лечебный массаж;
  • успокаивающие препараты умеренного воздействия;
  • лекарства, способствующие улучшению мозгового кровообращения.

Если же у ребёнка наблюдается повышение внутричерепного давления, ему прописывается курс обезвоживающей терапии. Это назначение связано с повышением давления в черепной коробке, часто свидетельствующем о том, что в спинном мозге вырабатывается излишнее количество жидкости. Для выведения излишков и нужны мочегонные средства . Чтобы компенсировать потери калия при усилении выделения жидкости с мочой, принимаются калийсодержащие препараты.

Обратите внимание! Не стоит надеяться, что с возрастом давление внутри черепа малыша снизится само по себе, без применения лекарств. Контроль за ним нужно осуществлять и в последующие несколько лет. Это избавит ребёнка от головных болей и скачков давления в дошкольные и школьные годы .

Щадящие методы

Большую роль при лечении любых форм ПЭП имеют щадящие методы, не имеющие лекарственной составляющей.

К ним, в частности, относятся:

  • рефлексомассаж;
  • лечебный массаж, включающий ряд специальных приёмов;
  • элементы лечебной гимнастики;
  • водолечение с включением массажа и гимнастических упражнений в воде с различной температурой и составом.

Нужно отметить, что применение этих методов требует от родителей терпения и настойчивости. Но их результативность признаётся всеми медиками. Она объясняется тем, что подвергшийся повреждениям мозг во время плавания, массажа и гимнастики получает правильные импульсы, помогающие более быстрому его восстановлению.

Обратите внимание! Нельзя пренебрегать физиотерапевтическими методами при лечении перинатальной энцефалопатии. Они не менее действенны, чем медикаментозные, но при этом более безопасны, так как не имеют побочных эффектов .

Массаж и плавание

Рефлексомассажем называется воздействие на определённые активные точки. На первом этапе его делает массажист, имеющий опыт обращения с маленьким ребёнком. Затем он обучает родителей необходимым приёмам с целью проведения ими процедуры массажа самостоятельно в домашних условиях. При этом мамам и папам нужно учитывать, что малыши подвержены быстрой утомляемости, поэтому сеансы должны быть кратковременными и доставлять ребёнку удовольствие.

Плавание

Плавание полезно следующим:

Как страдает животик при ПЭП

  • Расстройства работы желудочно-кишечного тракта нередко являются спутниками энцефалопатии у новорождённых. Это запоры и жидкий стул, вздутие животика и колики. Как правило, всё начинается с банального дисбактериоза и часто заканчивается диатезом или экземой. Возникает вопрос: а какая здесь связь?
  • Связь достаточно проста и заключается в следующем. При кислородном голодании мозговых структур во время родов центр формирования иммунной системы страдает в большинстве случаев. Он располагается в продолговатом мозге. Вследствие гипоксии в кишечнике младенца поселяется микрофлора, характерная для роддомов, в том числе и вредная: кишечная палочка, стафилококк. Она вытесняет полезные бифидобактерии, результат – бактериоз.
  • Недостатки развития нервной системы усугубляют картину, так как, подвергаясь спазмам, кишечник сокращается неправильно, пища переваривается плохо, стул расстраивается. Когда к этому прибавляется вредная микрофлора, на выходе получается беспокойство ребёнка и кожная аллергия.

Как разорвать порочный круг

Обратите внимание! Когда у малыша наблюдаются неустойчивые показатели развития нервной системы, ему нужны усиленное внимание, больше нежности, ласки и материнского тепла, чем здоровым детям .

Какими могут быть результаты

Каким образом родители могут сделать вывод о том, что лечение привело к успеху? – Об этом можно судить по таким признакам, как:

  1. Ребёнок стал вести себя намного спокойнее.
  2. Он не плачет в течение длительного времени.
  3. Его сон пришёл в норму.
  4. Малыш в положенное время стал держать головку.
  5. Вовремя смог сидеть, встал, сделал первые шаги.
  6. Пищеварение наладилось.
  7. Вес прибавляется хорошо.
  8. Кожа стала здоровой.

Обратите внимание! Если указанные признаки заметили не только врачи, но и родные малыша, значит, повреждения нервной системы преодолены .

Ниже – один из примеров, приводимых в медицинской литературе, который свидетельствует о самоотверженности материнской любви.

Сила материнской любви

Придерживайтесь правил

Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» - расположенный около, при чем-либо, «natus» - рождение, «pathos» - болезнь и «enkefalos» - головной мозг.

Перинатальным периодом называется время с 28 недели беременности и до седьмого дня после рождения (до 28 дня у недоношенных детей), а энцефалопатия – термин, который обозначает различные патологии мозга.

Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными.

В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.

В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

На внутриутробное развитие мозга и нервной системы в целом влияют различные неблагоприятные факторы, в частности здоровье матери и состояние окружающей среды.

Осложнения могут возникнуть и во время родов.

  1. Гипоксия. Когда ребенку в утробе или в процессе родов не хватает кислорода, страдают все системы организма, но прежде всего головной мозг. Причиной гипоксии могут быть хронические заболевания матери, инфекции, несовместимость по группе крови или резус-фактору, возраст, вредные привычки, многоводие, пороки развития, неблагополучно протекающая беременность, неудачные роды и многие другие.
  2. Родовая травма, вызывающая гипоксические или механические травмы (переломы, деформации, кровоизлияния). Вызвать травму могут: слабая родовая деятельность, быстрые роды, неудачное положение плода или ошибка акушера.
  3. Токсические поражения. Эта группа причин связана с вредными привычками и приемом во время беременности токсических веществ (алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства), а также с влиянием окружающей среды (радиация, промышленные отходы в воздухе и воде, соли тяжелых металлов).
  4. Инфекции матери – острые и хронические. Наибольшую опасность представляет заражение женщины во время вынашивания ребенка, так как в этом случае риск инфицирования плода очень высок. К примеру, токсоплазмоз, герпес, краснуха, сифилис редко вызывают у плода симптомы инфекционного заболевания, но являются причиной серьезных нарушений в развитии головного мозга и других органов.
  5. Нарушения развития и обмена веществ. Это могут быть врожденные заболевания как матери, так и ребенка, недоношенность плода, пороки развития. Часто причиной ПЭП является тяжелый на первых месяцах беременности или гестоз на последних.

Приведенные факторы могут вызвать различные виды заболевания. Чаще всего встречаются следующие:

  • геморрагическая форма, вызываемая кровоизлияниями в мозг;
  • ишемическая, причиной которой являются проблемы с кровоснабжением и обеспечением тканей мозга кислородом;
  • дисметаболическая – это патология обмена веществ в тканях.


Симптомы и прогнозы

Сразу после рождения самочувствие ребенка оценивается по десятибалльной , которая берет в расчет сердцебиение, показатели дыхания, мышечный тонус, цвет кожи, рефлексы. Оценки 8/9 и 7/8 получают здоровые новорожденные без признаков перинатальной энцефалопатии.

Согласно исследованиям, тяжесть и прогноз заболевания можно соотнести с полученными баллами:

  • 6–7 баллов – легкая степень нарушений, в 96–100% случаев восстановление без необходимости медикаментозного лечения и без дальнейших последствий;
  • 4–5 баллов – средняя степень, в 20–30% случаях приводит к патологиям работы нервной системы;
  • 0–3 балла – тяжелая степень, чаще всего приводит к серьезным нарушениям функционирования головного мозга.

Медики выделяют три стадии энцефалопатии – острая (в течение первого месяца жизни), восстановительная (до полугода), поздняя восстановительная (до 2 лет) и период остаточных явлений.

Неонатологи и акушеры говорят об энцефалопатии при наличии у ребенка в возрасте до месяца следующих синдромов:

  1. Сидром угнетения нервной системы. Характеризуется вялостью, снижением мышечного тонуса, рефлексов, сознания. Встречается у детей со средней степенью тяжести заболевания.
  2. Коматозный синдром. Ребенок вялый, иногда до такой степени, что отсутствует двигательная активность. Заторможены сердечная деятельность, дыхание. Основные рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный) отсутствуют. Этот синдром возникает вследствие кровоизлияния, асфиксии при родах или отека мозга и приводит к необходимости помещения ребенка в реанимацию с подключением аппарата искусственного дыхания.
  3. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Беспокойство, вздрагивания, беспричинный частый плач, похожий на истерический, плохой сон, рук и ног. У недоношенных детей чаще происходят судороги, например, при высокой температуре, вплоть до развития . Этот синдром наблюдается при легких формах ПЭП.
  4. Судорожный синдром. Немотивированные приступообразные движения головы и конечностей, напряжение рук и ног, вздрагивания, подергивания.
  5. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Характеризуется ростом количества спинномозговой жидкости и увеличением внутричерепного давления. При этом окружность головы растет быстрее нормы (больше 1 см еженедельно), размеры большого родничка также не соответствуют возрасту. Сон ребенка становится беспокойным, отмечается монотонный длительный плач, срыгивания, запрокидывание головы и выбухание родничка, а также характерное дрожание глазных яблок.

Во время восстановительного периода перинатальная энцефалопатия сопровождается симптомами:

  1. Судорожный синдром.
  2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  3. Синдром вегето-висцеральных изменений. У ребенка вследствие патологического функционирования вегетативной нервной системы наблюдаются задержка прибавки веса, срыгивания, нарушения ритма дыхания и терморегуляции, изменение работы желудка и кишечника, «мраморность» кожи.
  4. Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  5. Синдром двигательных нарушений. В норме у ребенка до месяца конечности полусогнутые, но легко разгибаются, а затем сразу возвращаются в исходное положение. Если мышцы вялые или напряженные настолько, что невозможно разогнуть ноги и руки, то причиной является пониженный или повышенный тонус. Кроме того, движения конечностей должны быть симметричными. Все это препятствует нормальной двигательной активности и целенаправленным движениям.
  6. Синдром задержки психомоторного развития. Ребенок позже нормы начинает поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ходить, улыбаться и так далее.

Порядка 20–30% детей, которым поставили диагноз ПЭП, выздоравливают полностью, в остальных случаях развиваются осложнения, зависящие от тяжести заболевания, полноты и своевременности лечения.

Перинатальная энцефалопатия может привести к следующим последствиям:

  • синдром и дефицита внимания;
  • задержка речи и психического становления, мозговая дисфункция;
  • эпилепсия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • олигофрения;
  • прогрессирующая гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония.

Диагностика

Перинатальная энцефалопатия диагностируется педиатром и детским неврологом исходя из данных осмотра, анализов и обследований ребенка, а также информации о беременности, родах и здоровье матери.

Самыми эффективными и современными методами диагностики являются следующие:

  1. Нейросонография (НСГ) – ультразвуковое обследование мозга через родничок для выявления внутричерепных повреждений и состояния тканей мозга.
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – регистрирует электрические потенциалы мозга и представляет особую ценность при диагностике ПЭП с судорожным синдромом. Также с помощью этого метода можно установить асимметричность полушарий мозга и степень задержки их развития.
  3. Допплерография для оценки кровотока в тканях мозга и шеи, сужения или закупорки сосудов.
  4. Видеомониторинг. Видеозапись используется для установления спонтанных движений.
  5. Электронейромиография (ЭНМГ) – электрическая стимуляция нерва для установления нарушения взаимодействия нервов и мышц.
  6. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), основанная на введение в организм радиоактивного индикатора, который накапливается в тканях с наиболее интенсивным обменом веществ. Он применяется для оценки метаболизма и кровотока в различных отделах и тканях мозга.
  7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) – исследование внутренних органов с помощью магнитных полей.
  8. Компьютерная томография (КТ) – серия рентгенологических снимков для создания цельной картины всех тканей мозга. Это исследование дает возможность уточнить гипоксические нарушения, недостаточно четко выявленных при НСГ.

Для диагностики наиболее информативны и чаще всего используются НСГ и ЭЭГ. В обязательном порядке ребенок должен быть отправлен к окулисту для обследования глазного дна, состояния зрительных нервов и установления врожденных нарушений.

Стоит заметить, что, по разным данным, в России перинатальная энцефалопатия диагностируется у 30–70% новорожденных, тогда как согласно зарубежным исследованиям только около 5% детей действительно страдают этим заболеванием. Налицо гипердиагностика.

Причинами этого могут быть несоблюдение стандартов осмотра (например, диагностика повышенной возбудимости у ребенка, осматриваемого в холодном помещении незнакомыми людьми), отнесение к патологии преходящих явлений (например, вскидывание конечностей) или обычных сигналов о потребностях (плач).

Лечение

Центральная нервная система новорожденных пластична, способна к развитию и восстановлению, поэтому лечение энцефалопатии необходимо начинать как можно раньше. Оно зависит от тяжести заболевания и конкретных симптомов.

Если нарушения работы мозга выражены слабо или умеренно, ребенок остается на домашнем лечении. В этом случае используются:

  • индивидуальный режим, спокойная обстановка в доме, сбалансированное питание, отсутствие стрессов;
  • помощь коррекционных педагогов, психологов, логопедов при алалии и дизартрии
  • массаж и лечебная физкультура для нормализации тонуса, развития моторных функций и координации движений
  • физиотерапия;
  • фитотерапия (различные седативные сборы и травы для нормализации водно-солевого обмена).

При выраженных двигательных, нервных нарушениях, задержке развития ребенка и прочих синдромах ПЭП применяются лекарства. Врач назначает препараты, а также прочие методы лечения, исходя из проявлений заболевания:

  1. При двигательных нарушениях чаще всего назначают дибазол и галантамин. При повышенном тонусе мышц - Баклофен и Мидокалм для его снижения. Эти препараты вводятся в организм, в том числе, и с помощью электрофореза. Также применяются массаж, специальные упражнения, физиотерапия.
  2. Если ПЭП сопровождается судорожным синдромом, врачом назначаются антиконвульсивные препараты. При судорогах физиотерапия и массаж противопоказаны.
  3. Задержка психомоторного развития – повод для назначения препаратов для стимуляции деятельности мозга, усиление кровообращения в нем. Это Актовегин, Пантогам, Ноотропил и прочие.
  4. При гипертензионно-гидроцефальном синдроме применяют фитотерапию, а в тяжелых случаях – Диакарб для ускорения оттока ликвора. Иногда удаляют часть спинномозговой жидкости через прокол родничка.

Для лечения ПЭП любой степени тяжести назначаются витамины группы В, так как они необходимы для нормального развития и функционирования нервной системы. Во многих случаях могут быть рекомендованы плавание, ванны с солью или травяными сборами, остеопатия.

Перинатальная энцефалопатия – один из самых частых диагнозов детских неврологов. Это обусловлено тем, что ПЭП – собирательный термин, обозначающий нарушения работы мозга ребенка в перинатальном периоде, имеющие различные причины, включающие здоровье матери, протекание беременности, отсутствие врожденных заболеваний, осложнения при родах, экологию и прочие обстоятельства.

Симптомы могут быть различными, касающимися нарушений работы нервов, мышц, внутренних органов, обмена веществ, поэтому для точной диагностики врач должен не только осмотреть ребенка, но и собрать весь анамнез, касающийся здоровья матери и отца, осложнений при беременности, родовой деятельности, а также назначить дополнительные обследования.

Заболевание может начаться как в период нахождения плода внутри утробы матери, так и во время родов, или в раннем неонатальном периоде. ПЭП – мозговая дисфункция, которая вызвана травматическим, гипоксическим, токсико-метаболическим, инфекционным воздействием на ЦНС плода, а также новорожденного. Термин «перинатальная энцефалопатия» – собирательный, его использование в детской педиатрии и неврологии объясняется похожестью клинической картины, которая развивается при разного рода повреждениях у ребёнка головного мозга.

Что означает диагноз ПЭП у грудничка шкала АПГАР

Формулировка «перинатальная энцефалопатия» – это не диагноз, для более точного определения необходимо проведение синдромологического анализа.

Результаты перинатальной энцефалопатии у детей варьируют от вегетососудистой дистонии и самой минимальной мозговой дисфункции, до очень серьёзных заболеваний, таких как гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП.

Чтобы определить степень тяжести такого заболевания как ПЭП, берут во внимание оценку состояния новорожденного, согласно шкале АПГАР.


Шкала АПГАР:

  • 6 -7 баллов – это лёгкая степень. Её проявление – признак повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Лёгкая форма ПЭП у недоношенных детей определяет их в группу повышенного риска по имоверности развития судорожного синдрома.
  • 4 – 6 баллов – среднетяжёлая степень. Течение ПЭП этой степени проявляется гипертензионно-гидроцефальным синдромом и синдромом угнетения ЦНС.
  • 1 – 4 балла – тяжёлая степень. Эта степень ПЭП – уже тяжёлая форма заболевания новорожденных. Характеризуется она коматозным или предкоматозным состоянием.

Перинатальная энцефалопатия в структуре заболеваний детской нервной системы составляет более 60%.

Врождённая энцефалопатия головного мозга

Врождённая энцефалопатия головного мозга, а также приобретённая– это такое заболевание, которое сопровождается изменениями ткани мозга, результатом чего является нарушение его функции.

Врождённая энцефалопатия – это повреждение головного мозга, полученное во время внутриутробного периода, как следствие влияния отрицательных факторов, или при родах (родовая травма, гипоксия).

Существует множество причин развития врождённой энцефалопатии. В результате каждой из них, плод недополучает нужное количество кислорода. Отсюда и дистрофический процесс, приводящий к энцефалопатии.

Причины и состояния, влекущие за собой врожденную энцефалопатию:

  • Злоупотребление беременной алкогольными напитками;
  • Курение и наркотики во время беременности;
  • Увлечение курительными смесями;
  • Приём беременной женщиной препаратов, оказывающих негативное влияние на плод;
  • Обвитие плода пуповиной;
  • Травмы при родах;
  • Длительное нахождение ребёнка в околоплодных водах (при родах);
  • Очень большой вес новорожденного;
  • Перенесённые матерью инфекции во время беременности;
  • Патологии родов.

Главное вовремя заметить симптомы заболевания и своевременно обратиться к специалистам. Если лечение назначено вовремя и грамотно, то значит признаки энцефалопатии, да и само заболевание, к трёхлетнему возрасту маленького пациента, исчезнет полностью. Следствием родовой травмы, асфиксии, внутриутробной инфекции может быть не только пренатальная энцефалопатия, но и неонатальная желтуха.

ПЭП у детей лечение и его главные составляющие

В период острого обострения перинатальной энцефалопатии, дети, которые имеют среднетяжёлые и тяжёлые поражения ЦНС, нуждаются в стационарном лечении.

Лечение большинства детей, имеющие лёгкие поражения ЦНС, ограничивается массажем, педагогической коррекцией, физиотерапией, лечебной физкультурой и подбором индивидуального режима.

Перинатальная энцефалопатия хорошо поддаётся лечению, при условии своевременной диагностики и грамотном комплексном подходе.


Главные составляющие лечения перинатальной энцефалопатии:

  1. Регулярное наблюдение у педиатра, ортопеда, кардиолога, детского невролога.
  2. Правильный режим. Составлять режим нужно с учётом потребностей ребёнка в активности и в отдыхе, а также беря во внимание его личные биоритмы.
  3. Массаж. Эта процедура поможет справиться с нервно-психическими нарушениями и улучшить тонус мышц.
  4. Физиотерапия. Это сеансы электростимуляции и ингаляций.
  5. Медикаментозное лечение. Назначается лечащим врачом и зависит оно от преобладающего нарушения ЦНС.

Высокую эффективность, в сложных случаях, демонстрирует нейрохирургическое вмешательство, а также санаторно-курортное лечение. Длительность лечения ПЭП от года до нескольких лет.

Диагноз ПЭП: способы диагностики

На основании знаний о течении беременности и родов, и опираясь на клинические данные, может быть поставлен диагноз ПЭП.

Уточнить степень поражения мозга помогают дополнительные методы исследования. Они же используются для наблюдения за течением болезни, и для оценки проводимого лечения.

Существует много методов диагностики, для определения перинатальной энцефалопатии.

Методы осмотра головного мозга:

  1. Нейросонография – выявляет внутричерепные поражения головного мозга и их характер. Это один из безопасных методов исследования.
  2. Допплерография – с её помощью проводят оценку величины кровотока во время проведения диагностики сосудов головного мозга.
  3. Электроэнцефалограмма – функциональное исследование активности головного мозга, его основой является регистрация электропотенциалов головного мозга. По результатам ЭЭГ определяют степень задержки развития мозга, степень эпилептической активности и наличие её очагов в разных отделах мозга, а также наличие межполушарных асимметрий.
  4. Видеомониторинг – с помощью видеозаписей оценивают у ребёнка спонтанную двигательную активность. У детей младшего возраста, с помощью сочетания видео и ЭЭГ, можно точно определить характер приступов.
  5. Электронейромиография – прекрасный метод диагностики приобретённых и врождённых нервно-мышечных заболеваний.
  6. Томография позитронно-эмиссионная – с её помощью определяется интенсивность обмена веществ, а также интенсивность кровотока мозга на разных уровнях в разных структурах ЦНС.
  7. Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – методы диагностики, с помощью которых возможно оценить детально, структурные изменения мозга. Детям, в раннем возрасте, использование этих методов обследования затруднено, по причине обязательного применения наркоза.

Самыми широко используемыми при ПЭП являются нейросонография и электроэнцефалография.

Сначала попробуем разобраться с медицинскими терминами. Аббревиатура ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. Это не конкретная болезнь, а собирательный диагноз, подразумевающий нарушения функции или структуры головного мозга различного происхождения. Все эти отклонения могут возникнутьиз-за воздействия повреждающих факторов в перинатальный период.

Еще до рождения

Перинатальный период начинаетсяс 28-й неделибеременности, включает в себя сами роды и первую неделю жизни малыша, когда происходит адаптация к новым условиям внешней среды. Это - переходный этап организма ребенка к автономному существованию, где главенствующую роль выполняет центральная нервная система. А ведь она сама еще только формируется и созревает, потому и оказывается столь чувствительной ко всем повреждающим факторам.

На состояние нервной системы могут негативно повлиять кислородное голодание (гипоксия), травматические и токсические факторы, инфекции и нарушения обмена веществ. Под их влиянием сужаются сосуды, питающие мозг ребенка, нарушаются мозговое кровообращение и циркуляция спинно-мозговой жидкости.

Для предотвращения диагноза ПЭП у ребенка будущим мамочкам нужно внимательно относиться к своему здоровью. Так, в группе риска - еще не рожденные дети матерей, страдающих такими болезнями, как токсоплазмоз, хламидиоз, листереллез, сывороточный гепатит, цитомегалия. Эти инфекции могут повредить формирующуюся детскую нервную систему, вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость и внутриутробную гипотрофию ребенка.

Большую роль играет и то, как протекает беременность. Негативное влияние на здоровье малыша оказывают тяжелые токсикозы, групповая или резус-несовместимость крови плода и матери, многоводие, патологическое предлежание плаценты.

Факторы риска

ПЭП у ребенка может сформироваться и в процессе родов. Этому способствуют длительный безводный период (свыше 6 часов), отсутствие или слабые схватки и неизбежная в таких случаях стимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей, затяжные или стремительные роды, кесарево сечение, акушерские пособия, обвитие плода пуповиной.

Что такое ПЭП?

Видите сами, что причин развития ПЭП множество.

Именно поэтому так важен плановый осмотр невролога всех малышей в возрасте 1 месяца. Не пренебрегайте им!

Доктор оценит:

    наличие или отсутствие пороков развития;
  • функциональное состояние нервной системы;

  • объем активных и пассивных движений;

  • мышечный тонус;

  • высоту сухожильных рефлексов;

  • проведет ряд тестов, позволяющих оценить характер и степень поражения центральной нервной системы.

Очень важно найти опытного специалиста, который бы сумел ответить на все ваши вопросы. Ведь знания и грамотность родителей - залог успеха в лечении ПЭП у крохи.

Мы справимся!

Что делать, если врач обнаружил признаки перинатального повреждения мозга у вашего малыша?

Прежде всего не пугайтесь и не воспринимайте диагноз как нечто страшное. Головной мозг грудничка стремительно растет и развивается. Человеческий мозг обладает удивительными способностями к восстановлению.

При вовремя принятых мерах неврологические нарушения обычно исчезают к году у доношенных, а к полутора годам у недоношенных детей.

Что такое ПЭП?

Чем раньше выявить болезнь, тем выше вероятность все исправить! Очень важно вовремя заметить проблему, потому повнимательнее присмотритесь к своему малышу.

1. Родителей должны насторожить беспокойное поведение или, наоборот, излишняя вялость ребенка, сниженный мышечный тонус, скованность, неадекватные реакции на звук, свет, спонтанные вздрагивания (как будто кроха услышал рядом с собой громкий звук), активные выгибания спины, запрокидывание головы. Активно ли малыш сосет грудь? Часто ли срыгивает во время или после еды? Также важно отметить объем срыгиваний.

Взгляните на ребенка - не кажется ли вам, что он как бы выпучивает глазки? Сигнал опасности - периодическое появление белой полоски склеры между верхним веком и радужкой: кроха как будточему-тоочень удивляется, но при этом глазки смотрят вниз.

2. Плач здорового ребенка всегда имееткакую-топричину: кроха голоден, у него болит животик или беспокоят мокрые пеленки. «Неврологический» ребенок сильно вздрагивает, безудержно плачет, закатывается, синеет при малейшем шуме, при этом у него могут дрожать ручки и подбородок и кроху трудно успокоить.

3. Одной из причин, заставляющих младенцев быть беспокойными, является повышенное внутричерепное давление. Роднички на голове у такого малыша выбухают, поздно закрываются. А сквозь кожу на голове просвечивает сеточка подкожных вен.

4. При вегетативных изменениях возможен «мраморный» рисунок кожи, при этом кроха быстро мерзнет, а его ладошки и подошвы на ощупь холодные и потные. В этом случае родителям с первых дней нужно во время пеленания проводить воздушные ванны, активно заниматься закаливанием, проводить курсы лечебного массажа, записать ребенка на плавание в бассейн. Очень эффективно - кормить малыша голеньким у груди.

5. В норме (в среднемк 2-3 месяцам)у здорового ребенка должны угаснуть врожденные рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы, что стимулирует последовательное развитие малыша. Сначала кроха начинает поворачиваться, ползать, садиться, вставать на ноги и затем только ходить. Обращайте внимание на возникновение подобных навыков.

6. Чтобы у малыша не сформировался неправильный мышечный тонус, лучше менять положение ребенка в кроватке так, чтобы свет падал с разных сторон. Нельзя подолгу оставлять ребенка лежать на животе, чтобы не провоцировать разгибательный рефлекс.

7. Особого внимания требуют те малыши, у которых в более старшем возрасте не только не проходят неврологические нарушения, но идет их нарастание. Это чаще всего проявляется задержкой психического, моторного или речевого развития ребенка.

Родители таких детишек должны помнить, что усиление патологических симптомов чаще всего происходит в моменты повышенной нагрузки: когда малыш в первый раз идет в садик, весной и осенью при смене времени года, в периоды интенсивного роста, на фоне инфекций.

Постарайтесь свести к минимуму риск простудных заболеваний, поскольку такие дети могут реагировать развитием фебрильных судорог на повышение температуры тела.

8. Мамы и папы малыша, страдающего ПЭП, должны уделять максимальное внимание его психоэмоциональному состоянию. Приложите все усилия для создания дома спокойной доброжелательной обстановки.

Избегайте излишней строгости, требовательности к ребенку, старайтесь его меньше наказывать и в то же время не опекать. И самое главное - не пропустите тот момент, когда можно легко исправить ситуацию, а для этого необходимо вовремя проходить обследование у невролога, ведь часто признаки перинатальной энцефалопатии в первые месяцы заметны только специалисту. Здоровья вам и вашим детям!

Лечимся поэтапно и последовательно

Диагноз «перинатальное поражение головного мозга» может быть поставлен только на основании клинических данных, и часто необходимы различные методы исследования для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения. К ним относятся: эхоэнцефалография, нейросонография, допплерография, электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография.

  • Успешное лечение детей с ПЭП проводится поэтапно и непрерывно. В некоторых случаях в острый период еще в роддоме проводят лечение для устранения обменных нарушений, дыхательных расстройств, сердечно-сосудистой недостаточности, судорог, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

  • Далее в восстановительном периоде акцент делается именно на физические методы воздействия: занятия в бассейне (ведь ребенок до трехмесячного возраста помнит о том, как плавал в материнской утробе), массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры. Это нормализует мышечный тонус, улучшает обменные процессы, восстанавливает врожденные двигательные рефлексы и устраняет патологические двигательные стереотипы.

  • Довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции, в то же время медикаментозное лечение применяется лишь в ряде сложных случаев (судороги, гидроцефалия).

  • По мере роста малыша в комплекс лечения включают занятия с логопедом и психологом.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.

Причины возникновения перинатальной патологии

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

  • Различные хронические заболевания матери.
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушения питания.
  • Слишком молодой возраст беременной.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина - недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 - на состояние средней тяжести, от 7 до 10 - на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период :

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Судорожный синдром.

Восстановительный период :

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы :

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
  • Невротические реакции.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.
  • Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так - говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 - 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц - до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы - 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади - наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций , как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.


Диагностика перинатального поражения головного мозга

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) - безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг - способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) - незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) - современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Лечение ПЭП

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб , уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол , иногда галантамин ), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению - мидокалм или баклофен . Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: