Про заболевания ЖКТ

Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.

Понятие «группы здоровья»

При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.

Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни - только те, которые приобрели хроническую форму.

Кого относят к 3 группе здоровья

Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.

Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.

Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»

Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 - не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.

Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.

Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.

Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья

Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:

  • гастрит;
  • астма;
  • увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
  • недостаток гемоглобина в крови (анемия);
  • заболевания почек;
  • хроническая форма бронхита;
  • нарушения речи (заикание);
  • первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
  • аллергия и так далее.

Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.

Может ли измениться группа здоровья у ребенка

К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.

Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.

Занятия спортом

Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:

  • для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
  • нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
  • опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.

Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.

3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе

Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.

Всего физкультура в школе делится на 3 вида:

  • основной, для полностью здоровых детей;
  • подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
  • специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.

В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.

Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.

Как вести себя родителям

Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.

Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.

  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

    В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

    Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    Характер функционирования основных функциональных систем организма;

    Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

    Уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

    1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

    2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

    3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

    4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

    5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

    Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

    Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

    После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

    На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

    К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

    К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

    К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

    К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

    К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

    Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

    В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

    Таблица 13

    Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

    Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

    Таблица 14

    Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

    Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

    Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

    Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

    Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

    Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

    Время чтения: 11 минут

    Физическая составляющая здоровья определяет психическое и социальное благополучие ребенка, его гармоничное развитие, успех во взрослой жизни. Дефекты развития, наличие хронических заболеваний, врожденные аномалии требуют корректировки физических нагрузок и постоянного медицинского контроля. Комплексные медицинские осмотры позволяют оценить состояние физиологических систем организма, динамику патологии, чтобы определить группу здоровья у детей для организации общеукрепляющих занятий и реабилитационных мероприятий.

    Что такое группа детского здоровья

    В педиатрической практике понятие «группа здоровья у детей» – условное обозначение, которое используют врачи для оценки общего состояния организма. Вывод делается на основе комплексного осмотра узкими специалистами и участкового врача-педиатра. Заключение выдается на текущий момент, поэтому группа здоровья может меняться. Это зависит от динамики состояния.

    Оценить и определить группу здоровья у детей разных возрастных категорий необходимо, чтобы в дальнейшем оказать своевременную медицинскую помощь или организовать наблюдение узких специалистов. Ее определение очень важно для детей, которые посещают образовательные учреждения. При диагностировании хронических заболеваний, наличия аномалий развития, назначается спецгруппа, в которой снижены требования и уменьшена физическая нагрузка.

    Как определить группу здоровья ребенка

    Определяют группы здоровья детей и подростков только квалифицированные врачи. Узкие специалисты, которые входят в состав медицинской комиссии, делают выводы после осмотра и дополнительных исследований. Все данные предоставляются педиатру, который на основе выводов комиссии, лабораторных анализов, критериев комплексной оценки здоровья, собственных наблюдений дает заключение. Группа здоровья у детей определяется с учетом данных о течении беременности и раннего развития.

    Направление на ежегодный медицинский осмотр

    В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

    Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

    На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

    Комплексная оценка состояния здоровья детей

    Диспансеризация предполагает осмотр узкими специалистами. Участковый врач-педиатр на основании их выводов и собственных наблюдений делает комплексную оценку физиологического состояния пациента. В состав медицинской комиссии входят:

    • хирург (выявление возможных нарушений осанки);
    • окулист (определение остроты зрения и его коррекция);
    • лор (выявление особенностей строения носоглотки, склонность к заболеваниям горла, носа, уха);
    • кардиолог (контроль работы сердечно-сосудистой системы);
    • невропатолог (выявление особенностей нервной системы);
    • стоматолог (проверка состояния зубов).

    Что делать, если у ребенка выявлены функциональные нарушения или хроническое заболевание

    Целью ежегодного профилактического осмотра является определение возможных функциональных нарушений и хронических заболеваний. При их выявлении комплексная оценка состояния здоровья не делается. Проводятся дополнительные исследования, уточняется диагноз. Только после этого педиатр дает комплексную оценку. Таков алгоритм действий врачебной комиссии при первичном выявлении патологий.

    Классификация критериев

    Существуют разработанные критерии здоровья детей, их классификация разнообразна. В педиатрической практике популярны 5 основных принципов, по которым определяют группу здоровья у детей:

    1. Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
    2. Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
    3. Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
    4. Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
    5. Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

    Группы здоровья детей и их характеристика

    Комплексную оценку состояния здоровья проводят с 3 до 17 лет по специально разработанным критериям. Группа здоровья у детей обозначается римскими цифрами. Принадлежность к ней определяется не столько установленным диагнозом, сколько физическими возможностями, поэтому пациенты с одинаковыми заболеваниями могут находиться в разных группах.

    Родители выражают обеспокоенность, когда группа здоровья у детей не соответствует нормальным показателям. Заключение врача об ее присвоении не является диагнозом. Медицинская градация такого типа дает комплексную оценку физического развития и возможность корректировать его в дальнейшем с учетом различных факторов, которые на него активно влияют.

    I группа здоровья

    Отсутствие анатомических дефектов и функциональных патологий. Пациенты практически здоровы и болеют редко. Выявленные функциональные отклонения в организме не влияют на общее физиологическое состояние и не требуют специальной медицинской коррекции. На момент осмотра они практически здоровы, имеют единичные отклонения в нервно-психическом развитии.

    II группа

    Фиксируются небольшие отклонения, снижена иммунная защита. Хронические заболевания отсутствуют, диагностируются функциональные нарушения. Выражена общая задержка физического развития: избыток или дефицит массы тела, ослабленное зрение, анемия, плоскостопие и другие дисфункции. Группа здоровья 2 у ребенка означает, что он часто болеет ОРЗ (более 4 раз в год). Велик риск развития патологических состояний, их переход в хроническое заболевание. Подгруппа 2а объединяет пациентов с факторами риска для развития заболеваний:

    Подгруппу 2б характеризует наличие морфологических отклонений и функциональных нарушений. Новорожденным малышам характерны заболевания, которые они перенесли в первые минуты, часы жизни. После выписки из родильного дома патологии сохраняются, указывается группа риска. Педиатр составляет план наблюдений, проводит систематические обследования и профилактические мероприятия, при необходимости назначает лечение. Эти малыши часто болеют. За ними необходимо постоянное наблюдение в домашних условиях.

    III группа

    Хронические заболевания, которые характеризуются продолжительными периодами ремиссии. Редко случаются обострения состояния, которые проходят без осложнений основного заболевания. Маленькие пациенты имеют нормальное физическое развитие, но антропометрические показатели (рост, масса тела) ниже нормы. Группа здоровья 3 у ребенка является показателем отставания в психическом развитии.

    IV группа

    Присутствуют несколько хронических заболеваний. Одна или несколько болезней находятся в стадии субкомпенсации, присутствуют тяжелые пороки, патологические состояния. Сюда относят пациентов, у которых наблюдается ремиссия при постоянном поддерживающем лечении. Сюда относят пациентов с физическими недостатками вследствие перенесенных травм и операций.

    V группа

    Тяжелое хроническое заболевание, физические дефекты, нарушение функциональности жизненно важных внутренних органов. Сюда отнесены самые тяжелые пациенты, у которых часто случаются ухудшения состояния и приступы, после чего следуют осложнения. Основное заболевание требует постоянных лечебных мероприятий. Сюда зачисляют детей с инвалидностью.

    Группы здоровья новорожденных

    В педиатрии для новорожденных существует специальная оценка здоровья. Определяется принадлежность к определенной группе при выписке из родильного дома. Это основание для составления плана работы с малышом. Комплекс мероприятий осуществляет участковый педиатр. Критерии, по которым определяется группа здоровья новорожденного, приведены в таблице:

    Критерии
    1 Малыши и его мать здоровы. Обязательно учитывается течение первой половины беременности
    Мать новорожденного имеет узкий таз. У малыша фиксируется физиологическая незрелость (недоношенность или переношенность 1 степени), проявляется отечный синдром начальной степени
    Роженица имеет хронические заболевания, у нее не хватает молока, перенесла кесарево сечение или многоплодную беременность. У ребенка зафиксировано расстройство дыхания (легкая асфиксия)
    3 У новорожденного средняя или тяжелая асфиксия, переношенность 3 степени, родовая травма, он был инфицирован внутриутробно
    4, 5 Тяжелые врожденные пороки, присутствуют аномалии, нарушены физиологические процессы, восстановить которые организм новорожденного самостоятельно не может (выраженная декомпенсация)

    Что такое шкала Апгар

    Быстрая универсальная оценка состояния здоровья новорожденного определяется по шкале Апгар. Эта система была создана в 1952 году, разработана американским анестезиологом Вирджинией Апгар. С помощью шкалы врач оперативно оценивает жизненно важные признаки младенца. Она включает в себя 5 критериев, которые определяются на 1 и 5 минуте жизни. Каждый критерий оценивается баллами, они суммируются, по этой цифре оценивают состояние новорожденного.

    Существует специальная таблица, в которой расписана шкала оценки (от 0 до 2 баллов) по каждому из критериев:

    • дыхание;
    • частота сердечных сокращений;
    • тонус мышц;
    • рефлексы;
    • цвет кожных покровов.

    Отлично, если каждый критерий оценивается врачом в 2 балла, но 10 баллов на первой минуте жизни новорожденный получить не может (стопы и кисти имеют синюшный цвет). Оценку 9 получает абсолютно здоровый малыш, который может самостоятельно дышать, его пульс составляет более 100 ударов в минуту, ручки и ножки согнуты в суставах. Он громко кричит, чихает, на манипуляции откликается движениями, его кожа имеет здоровый розовый цвет. Нормой считается 7 баллов и более – физиологическое состояние новорожденного хорошее, особый уход ему не требуется.

    Реанимационные мероприятия проводятся для малышей, которые по шкале Апгар получили 4-6 баллов. Его состояние отслеживается через каждые 5 минут, на 10, 15, 20 минуте. Положительная динамика в ходе наблюдения указывает на правильность проводимых медицинских мероприятий. Оценка ниже 4 требует немедленных врачебных действий по спасению жизни новорожденного.

    Коэффициент 3-4 по шакале Апгар подразумевает средние отклонения от нормальных показателей. При постоянном контроле медицинского персонала состояние новорожденного классифицируется как удовлетворительное. Показатели 0-2 оцениваются как критические, требуются срочные реанимационные действия, в дальнейшем дополнительные обследования и наблюдения у специалистов.

    Рекомендации специалистов для разных групп здоровья

    Развитие ребенка происходит в социуме, его физическая и социальная деятельность требует коррекции в зависимости от принадлежности к определенной группе здоровья. С этой целью медиками разработаны методические рекомендации:

    1. Учебная и физическая деятельность первой группы здоровья проводится по существующим общеобразовательным программам. При непосредственной организации деятельности учитываются возрастные особенности. С их учетом без ограничений можно выполнять нормативы, участвовать в разнообразных мероприятиях, посещать дополнительные образовательные и спортивные учреждения.
    2. Противопоказания для активных занятий второй группы не радикальны. Проводится закаливание, организуется правильное питание для коррекции веса, обязательны посильные занятия физической культурой. Рекомендовано участие в секциях общей физической подготовки. Полезны прогулки, игры на свежем воздухе. Разрешения врача требуется только для участия в мероприятиях с повышенной нагрузкой.
    3. Третья группа требует коррекции физических нагрузок, организация любой деятельности происходит по специально разработанным программам. Врач дает рекомендации и устанавливает ограничения. Особого внимания требует восстановление после нагрузки с помощью специального комплекса дыхательных упражнений. В ходе физической деятельности, которая происходит в низком и медленном темпе, обязательному контролю подлежит частота сердечных сокращений. Разрешение на участие в спортивных мероприятиях дает врач.
    4. Обучение в четвертой группе происходит по специальным программам в соответствующих учреждениях. Двигательная активность ограничивается, большое количество времени в режиме дня отводится на отдых. Обычные спортивные занятия противопоказаны, он посещает группу лечебной физкультуры.
    5. К составлению программ организации деятельности в пятой группе осуществляется индивидуальный подход, они утверждаются лечащим врачом. Двигательная активность значительно ограничивается. Большое количество времени отводится на отдых. Занятия лечебной физкультурой проводит квалифицированный специалист индивидуально.

    Видео

    Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.

    Понятие «группы здоровья»

    При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.

    Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни – только те, которые приобрели хроническую форму.

    Кого относят к 3 группе здоровья

    Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.

    Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или дефиците массы тела. Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.

    Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»

    Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 – не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.

    Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.

    Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.

    Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья

    Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:

    • гастрит;
    • астма;
    • увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
    • недостаток гемоглобина в крови (анемия);
    • заболевания почек;
    • хроническая форма бронхита;
    • нарушения речи (заикание);
    • первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
    • аллергия и так далее.

    Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.

    Может ли измениться группа здоровья у ребенка

    К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.

    Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.

    Занятия спортом

    Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:

    • для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
    • нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
    • опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.

    Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.

    3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе

    Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.

    Всего физкультура в школе делится на 3 вида:

    • основной, для полностью здоровых детей;
    • подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
    • специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.

    В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.

    Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.

    Как вести себя родителям

    Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.

    Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.

    Группа здоровья. Медицинские группы здоровья

    Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.

    Что это такое?

    Что же подразумевается под термином группы здоровья?

    Группа здоровья – условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

    Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых – терапевт.

    Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.

    Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.

    У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых – 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?

    Критерии здоровья

    Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.

    Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:


    Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.

    Первая группа

    Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).

    Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

    У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.

    Вторая группа

    2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.

    Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

    Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.

    2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).

    Третья группа

    Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).

    Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

    У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

    Четвертая группа здоровья

    Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

    Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.

    При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.

    Группа инвалидности

    Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.

    У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.

    Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).

    В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.

    Поведение с представителями различных категорий

    1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.

    Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.

    Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.

    2 группа здоровья у ребенка: что это означает? Алгоритм определения групп здоровья у детей

    Судя по состоянию здоровья ребенка, который только что появился на свет, его относят к определенной группе здоровья. Именно этот показатель будет решающим при определении физической нагрузки детей в детском саду и школе.

    Для того чтобы следить за здоровьем и развитием детей, проводят:

    Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

    Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

    Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

    Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

    1 критерий – наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

    2 критерий – развитие в физическом плане.

    3 критерий – нервно-психическое развитие.

    4 критерий – сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

    5 критерий – состояние органов и систем.

    6 критерий – есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

    Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

    Характеристики 2 группы здоровья

    Нужно понимать, что группа здоровья – это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

    2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в родильном доме, но и сопровождает его всю жизнь.

    Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

    2-А – это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

    Генетические факторы – это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

    Биологические факторы – это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

    К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

    2-Б – это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

    При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

    Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

    Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

    Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

    Многоплодная беременность.

    Незрелость плода, плод переношен, недоношенность.

    Поражение ЦНС.

    Гипотрофия 1 степени.

    Инфицирование в утробе матери.

    Небольшой вес при рождении.

    Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

    Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

    Присутствие аномалий в конституции.

    Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

    Частые заболевания, в том числе респираторные.

    Нарушения функций ЖКТ – отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

    2 группа здоровья у ребенка – это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

    Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

    Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

    Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

    Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

    Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

    В 3 года (перед поступлением в детский сад);

    В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

    В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

    В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

    В 14-15 лет.

    Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

    Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

    Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

    Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься физической культурой, но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

    Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

    Задачи физического воспитания школьников, имеющих 2 группу здоровья:

    Укрепление и улучшение здоровья;

    Улучшение физического развития;

    Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

    Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

    Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

    Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

    Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

    Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

    Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

    Заключение

    Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка – это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

    Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

    Нередко родители могут обнаружить запись в карточке ребенка, которая относит его к той или иной группе здоровья. Чаще всего ребенка относят ко второй группе здоровья (около 60%), но по каким критериям ребенка причисляют ко 2 группе здоровья, знают не все. Сегодня мы попытается в этом разобраться.

    Как определить группу здоровья ребенка?

    Группу здоровья определяют исходя из оценки уровня физического и нервно-психического развития, которые включают степень готовности организма противостоять неблагоприятным факторам, наличие или отсутствие хронических заболеваний.

    При отнесении детей к определенной группе здоровья не обязательно, чтобы дети имели отклонения по всем критериям здоровья. Группа здоровья определяется по наличию самого ярко выраженного или тяжелого отклонения, или группы критериев.

    Группа здоровья определяется врачом после заключения медицинского осмотра и сбора необходимых анализов.

    Что значит 2 группа здоровья?

    Ко 2 группе здоровья относятся здоровые дети, которые подвержены «риску» развития хронических заболеваний. В раннем детстве детей 2 группы разделяют на подгруппы.

    1. Группа здоровья 2-А у ребенка, включает «угрожаемых детей», у которых есть неблагоприятная наследственность или неудовлетворительные условия проживания, что может напрямую влиять на их физическое и психическое здоровье.
    2. Группа здоровья 2-Б у ребенка, объединяет детей, которые имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения: например, дети с аномальными конструкциями, часто болеющие дети.

    Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста относят ко 2 группе здоровья при наличии следующих критериев:

    • многоплодная беременность;
    • недоношенность или переношеннсоть;
    • внутриутробное поражение центральной нервной системы;
    • перинатальное ифицирование;
    • низкая масса тела при рождении;
    • избыточная масса тела при рождении;
    • рахит на начальной стадии или остаточные явления;
    • дефицит массы тела (гипотрофия) 1-й степени;
    • избыток массы тела (гипертрофия) 1-й или 2-й степени;
    • аномалии конституции (экссудативно-катаральный или нервно-артрический диатезы);
    • функциональные изменения сердечнососудистой системы (шумы, склонность к повышению или понижению артериального давления, аритмия);
    • частые острые респираторные заболевания (более 4-6 раз в год);
    • пониженный гемоглобин;
    • дисфункция желудочно-кишечного тракта (нарушение аппетита, боли в животе);
    • переход отрицательной пробы Манту в положительный;
    • состояние после перенесения острого инфекционного заболевания (пневмония, болезнь Боткина и др.);
    • состояние после перенесения неотложных хирургических операций.

    Что такое основная и подготовительная группы здоровья?

    На основании медицинского заключения детей младшего школьного возраста 2 группы определяют в основную или подготовительную группу здоровья.

    К 2-й основной группе здоровья относят детей, которые имеют некоторые заболевания, не влияющие на двигательную активность, а также школьников, у которых незначительные функциональные изменения не мешают нормальному физическому развитию. К примеру, школьники с умеренно выраженной избыточной массой тела, нарушениями работы некоторых внутренних органов или с кожно-аллергическими реакциями.

    Детям, относящимся к данной группе, разрешается заниматься физическими упражнениями в полном объеме согласно учебной программе физического воспитания. Также таким школьникам рекомендованы занятия в спортивных кружках и секциях.

    Ко 2-й подготовительной группе здоровья причисляют детей, которые имеют некоторое отставание в физическом развитии ввиду отклонений состояния здоровья. В подготовительную группу относят детей, которые недавно перенесли острые заболевания, а также тех, у кого болезнь перешла в хроническую форму. Занятия в специальной группе здоровья направлены на то, чтобы повысить физическую подготовку детей до нормального уровня.

    Программа физической подготовки для таких детей должна быть ограничена, в частности детям из подготовительной группы противопоказаны большие объемы физических нагрузок.

    Что такое группа здоровья

    Инна пилипенко

    Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

    Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений) .

    Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

    Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью) .

    Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска) , требуют более пристального внимания врачей. Дан­ный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

    1)оптимальная двигательная активность;

    2)закаливание естественными факторами природы;

    3)рациональный режим дня,

    4)дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.
    Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

    Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации) .

    Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации) .

    Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональ­ных возможностей (больные в состоянии декомпенсации) . Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

    Медицина. Написано что у меня 1 группа здоровья, что это значит?

    Наталья

    Это означает - здоров. Причём, абсолютно здоров.

    Чтобы понять разницу между группами:

    В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
    - к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
    - ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития) , дети с дефицитом массы тела (масса менее M - й сигма_R) или избыточной массой тела (масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
    - к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
    - к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
    - к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

    Диспансеризация представляет собой комплексный медицинский осмотр населения, предназначенный для выявления заболеваний и факторов риска, а также общей оценки состояния здоровья граждан РФ, включающий в себя: осмотр пациентов, проведение лабораторных исследований, пропаганду здорового образа жизни и привлечение внимания граждан к состоянию здоровья своего организма. Лица до 18 лет проходят диспансеризацию ежегодно, а основная часть взрослого населения – один раз в три года, начиная в установленные возрастные периоды (21, 24, 27 и т.д.). В данной статье мы рассмотрим какие группы здоровья выделяют по итогам диспансеризации взрослых и детей, и чем они различаются.

    Группы здоровья для взрослого населения

    Диспансеризация является основным мероприятием для исследования и мониторинга уровня здоровья взрослого населения. На основании сведений, полученных в результате прохождения диспансеризации, врач или фельдшер присваивает каждому гражданину группу здоровья в соответствии с требованиями и критериями, определенными в Приказе Минздрава РФ № 36ан от 3.02.2015. Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.

    1 группа

    К 1-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска для их возникновения. Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия. По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

    2 группа

    В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

    Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых. По итогам диспансеризации лицу назначается план лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с результатами анализов, и при необходимости назначаются лекарственные средства и препараты.

    3 группа (а и б)

    К группе 3а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни. К категории 3б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но есть другие заболевания, требующие постоянной или высокотехнологичной медицинской помощи.

    Группы здоровья для детей

    Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых). Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

    1 группа

    К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

    2 группа

    Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

    3 группа

    К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

    4 группа

    Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы. Рейтинг: 0/5 (0 голосов)



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: