Про заболевания ЖКТ

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ — конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

Группы здоровья при миопии

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

  1. Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий.
  2. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.
  3. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

Какие упражнения полезны?

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

При слабой и необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры — пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

  • бокс;
  • борьба;
  • большой теннис;
  • спортивная и художественная гимнастика;
  • прыжки на лыжах с трамплина;
  • горнолыжное двоеборье.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

  • бегу;
  • спортивной ходьбе;
  • плаванию;
  • гребле;
  • фехтованию;
  • стрельбе и т.п.

Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

Как не допустить прогрессирования миопии?

Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха — утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист — врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

Видео

Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.

Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:

Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.

Хорошо, когда человек может спокойно чувствовать себя в окружающей среде, наслаждаться видом из окна и видеть своих близких.

Но не всегда это возможно. Особенно это касается людей, у которых имеются проблемы со зрением.

С наличием серьезных проблем со зрением им ничего не остается, как оформить для себя определенную группу инвалидности.

Но как это сделать? Какие вообще имеются критерии для получения статуса инвалида по зрению?

Понятие инвалидности по зрению и законодательное регулирование

Данный вид инвалидности получают граждане, у которых либо полностью пропало зрение, либо возможность видеть весьма ограничено, и без посторонней помощи невозможно заниматься как трудовой деятельностью, так и простыми делами в быту.

Причинами , по которым может быть утрачено зрение весьма много:

  • врожденный дефект зрения;
  • различные нарушения глазного яблока;
  • наличие проблем с возрастом;
  • полученные и так далее.

Такие граждане очень редко имеют возможность вести нормальный образ жизни. Банально перейти дорогу для них оборачивается в одну сплошную проблему.

Несмотря на тот факт, что у них нет других проблем со здоровьем, они не могут ничего делать без визуального осмотра происходящего вокруг себя.

На сегодняшний день вопрос инвалидности по зрению регулируется такими законами :

  1. Федеральный закон №181, который четко определяет социальную защиту для всех категорий инвалидов;
  2. Федеральный закон №46,который предусматривает права для инвалидов;
  3. Постановление Министерства здравоохранения, которое четко определяет порядок и условия получения инвалидности по зрению.

Критерии отнесения к данной группе

Согласно действующему законодательству, основными критериями для получения инвалидности по зрению принято считать:

  • у человека имеется нарушение здоровья, которое характеризуется расстройством определенных функций организма. Касательно этой инвалидности речь идет о полной либо частичной потере зрения;
  • граждане в полном либо частичном объеме не могут самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве. Более того, человек не может нормально заниматься обучением из-за отсутствия возможности прочесть обучающий материал;
  • человек, у которого имеются проблемы со зрением, остро нуждается не только в государственной поддержке, но и в реабилитации.

Но, стоит обращать особое внимание на один факт: для получения инвалидности должно быть соблюдено в обязательном порядке не меньше 2 условий. А доказать это комиссии в большинстве случаев весьма затруднительно.

Классификация

Необходимо брать во внимание тот факт, что определение принадлежности к какой-либо группе инвалидности полностью лежит на враче офтальмологе .

Согласно действующему законодательству зрение, которое составляет не больше 0,03, либо наличие полной слепоты является ключевым поводом для того, чтобы признать степень инвалидности на постоянной основе. Если говорить простыми словами, то не нужно будет каждый год проходит заново комиссию.

Но при этом есть небольшой нюанс: если человек подтверждает свою инвалидность на протяжении 10 лет ежегодно, она имеет право на 11 раз выдаться на постоянной основе.

Если говорить о классификации инвалидности по зрению , то она следующая:

  1. Первая группа инвалидности. Эта группа может быть присвоена при наличии 4 степени нарушения в работе органов зрения.
    Основным критерием этой группы принято считать:
    • полную слепоту
    • наличие остроты зрения менее 0,04 диоптрии;
    • ярко выраженное сужение границ поля зрения каждого глаза до 100 непосредственно от точки фиксации.
  2. Вторая группа инвалидности. Она может быть присвоена лишь в том случае, если имеются сбои в работе зрительного анализатора.
    Если говорить о критериях, по которым могут назначить вторую группу, они заключаются в следующем:
    • наличие остроты зрения в пределах от 0,05 до 0,1 диоптрии;
    • ярко выраженное сужение границ поля зрения каждого глаза до 10-200 непосредственно от точки фиксации.

    Стоит отметить тот факт, что при этой группе инвалидности осуществлять свою трудовую деятельность можно только в специально оборудованных местах, где можно выполнять ручную работу без визуального осмотра.

  3. Третья группа инвалидности. Она может быть назначена в том случае, если наблюдается 2 степень нарушения функций органов зрения.
    Основными критериями для назначения 3 группы могут выступать:
    • наличие остроты зрения в пределах от 0,1 до 0,3 диоптрии;
    • ярко выраженное сужение границ поля зрения каждого глаза от 20-400 непосредственно от точки фиксации.

Если говорить простыми словами, то 3 группа назначается людям, которые могут осуществлять визуальный осмотр окружающей среды.

Порядок оформления

Прежде чем приступить к оформлению инвалидности следует сперва пройти медицинское обследование у офтальмолога.

Стоит отметить, что больной имеет право самостоятельно выбирать, куда он обратиться. Можно идти в платную клинику, а можно и в муниципальную.

Согласно действующему законодательству направление на медицинскую комиссию имеет право любая клиника.

Основной целью первого обращения к офтальмологу является непосредственное получение направления на МСЭ . Но при этом, данное направление может быть предоставлено как Пенсионным Фондом, так и органом социальной защиты населения.

Медицинская клиника выдает направление в том случае, если был установлен факт полной либо частичной утраты зрения, а ПФ либо соцзащита – когда больному требуется государственная поддержка.

Документы

После того, как больной получил направление на МСЭ, ему предстоит собрать перечень такой документации :

В том случае, если комиссия МСЭ даст группу инвалидности, больной получает на руки несколько документов :

  • справку о присвоении статуса инвалида;
  • программу реабилитации, которая является сугубо индивидуальной.

Собрав все необходимы документы и приложив к ним заявление установленного образца, необходимо обратиться в федеральное бюро по месту своего проживания и подать весь этот перечень. После принятия заявления и документов они назначат дату, когда нужно явиться на комиссию.

Что делать в случае отказа

Те граждане, которым по каким-либо причинам отказали в предоставлении группы инвалидности и они с этим не согласны, имеют полное право обжаловать данное решение . Более того, стоит отметить, что обжаловать можно и тот факт, что присвоили не ту группу. Допустим, человек знает, что ему положена 2 группа, а ему оформили 3.

В том случае, если комиссия была осуществлена через бюро, то составить заявление и подать его при обжаловании необходимо исключительно в главное бюро. Но, если же эта комиссия производилась в главном бюро, ее можно обжаловать в федеральном. Вот такая вот закономерность.

Если говорить о сроках проведения повторной экспертизы , то она в обязательном порядке должна быть проведена не позже 1 календарного месяца с момента принятия решения первоначальной комиссией.

Но если и на этот раз комиссия приняла неудовлетворительное для больного решение, тогда есть только один способ – обратиться в суд.

Многие задаются вопросом – как я узнаю, какая мне положена группа? Все очень просто – офтальмолог при первичном осмотре сразу дает предварительную оценку состояния человека и говорит о возможности присвоения определенной группы инвалидности.

Размер пенсии

Лицам, имеющим инвалидность по зрению, положены регулярные денежные выплаты либо финансовая помощь иного рода, предусмотренная программами социальной защиты населения в рамках действия пенсионного законодательства .

Данные величины не являются фиксированными и подлежат индексации с учетом роста среднего прожиточного минимума.

Последние изменения на 2019 год

Кроме пересмотренных и проиндексированных размеров пенсионных начислений, данной категории граждан с 2019 года положена дополнительная денежная помощь – ЕДВ.

  • 1 группа – 3782,94 руб.;
  • 2 группа – 2701,62 руб.;
  • 3 группа – 2162,67 руб.;
  • инвалиды детства – 2701,62 руб.

Данные суммы выплачиваются полностью, если инвалид подал в ПФР заявление об отказе от набора социальных услуг, стоимость которых 1 211, 42 рублей.

Во внимание принимаются условия проживания граждан, региональная принадлежность, экологическая ситуация, а так же причины, вследствие которых наступила инвалидность по зрению. Под влиянием данных факторов размеры пособий могут быть пересмотрены в большую сторону .

Про оформление инвалидности при кератоконусе смотрите в следующем видеоматериале:

2-06-2012, 15:50

Описание

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100- 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз , вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза . На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения , улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Специальные упражнения

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений .

1 . Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2 . И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3 . И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4 . И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5 . И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6 . И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7 . И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8 . И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения .

1 . Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2 . Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3 . Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз каждой рукой.

4 . Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5 . Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6 . Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7 . Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8 . Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9 . Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

10 . Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11 . Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5-7 мин.

12 . Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5-7 мин.

13 . Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14 . Игра в бадминтон через сетку и без нее - 15-20 мин.

15 . Игра в настольный теннис - 20-25 мин.

16 . Игра в большой теннис у стенки и через сетку - 15- 20 мин.

17 . Игра в волейбол - 15-20 мин.

18 . Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м - 15-20 мин.

19 . Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м - 15-20 мин.

20 . Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно .

1 . И.п. - лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10- 12 раз.

2 . И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз другой рукой. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.

3 . И.п. - лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4 . И.п. - то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5 . И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха - выдох.

6 . И.п. - лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7 . И.п. - лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9 . И.п. - то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх-влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11 . И.п. - то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

12 . И.п. - то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13 . И.п. - то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.

14 . И.п. - стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15 . И.п. - то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16 . И.п. - стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17 . И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18 . И.п. - стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19 . И.п. - стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20 . И.п. - стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21 . И.п. - то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры - прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2-3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1 . Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2 . Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3 . Игры с метанием мяча в мишень.

4 . Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5 . Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6 . Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7 . Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4-5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 - 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Таблица 40. Ограничения к занятиям физкультурой школьников по состоянию органа зрения

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках . Через 25-30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов , у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2-3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5-7-х классах школьникам , страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр , занимающимся в 5-7-х классах, необходим индивидуальный подход . Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8-10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям .

Важную роль играют и дыхательные упражнения , усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

Системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

Регулярность воздействий;

Длительное применение физических упражнений;

Постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

Сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода - подготовительный и основной (тренировочный) . Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата . Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения , а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений , используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес . На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью . Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания : обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы : студентов с миопией 3,5-4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0-5,5 дптр - в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр , у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

Выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

Выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6-8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений . Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2-3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения , резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом . Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии , особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

В табл. 41

Таблица 41. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости . Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый - близорукость и массовый спорт, второй - близорукость и большой спорт . По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову - призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью . Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

Статья из книги:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: